Презентация, доклад по русскому языку на тему Синтаксис и пунктуация повторение

Содержание

Урок- практикум по теме «Синтаксис и пунктуация» Цель урока:повторить и обобщить теоретические сведения;уметь правильно выделять из предложения словосочетания; уметь находить основу предложения; ставить тире в ПП между подлежащим и сказуемым; находить второстепенные члены предложения; различать ПП

Слайд 1 Урок- практикум по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5

классе



Учитель русского языка и литературы:
Алексеева Наталья Викторовна.
МБОУ «Средняя школа №4
им. А.М.Горького»
Петропавловск- Камчатского городского округа

Урок- практикум по теме «Синтаксис и пунктуация» в

Слайд 2Урок- практикум по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цель урока:
повторить и обобщить

теоретические сведения;
уметь правильно выделять из предложения словосочетания; уметь находить основу предложения; ставить тире в ПП между подлежащим и сказуемым; находить второстепенные члены предложения; различать ПП и СП (СПП, ССП);
развивать умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств.

Урок- практикум по теме «Синтаксис и пунктуация» Цель урока:повторить и обобщить теоретические сведения;уметь правильно выделять из предложения

Слайд 3Языковая разминка (зрительный диктант)

Камушки.
Пингвины живут на острове. Весь остров каменный. Ни одной травинки не растет. Пингвины строят гнезда из камушков. Идут пингвины. Держат в клювах камушки.
Сидит самка на гнезде. Под себя камушки подгребает. Рядом стоит пингвин- караулит камушки. Только зазевался- сосед камень схватил. Из-за этого пингвины кричат и дерутся.

ВОПРОСЫ:
- Из чего строят гнезда пингвины?
- Что делает самка?
- Почему пингвины кричат и дерутся?
- Какие орфограммы, изученные вами, есть в тексте?
- Запишите текс по памяти.
Языковая разминка (зрительный диктант)

Слайд 4Повторение теоретического материала( найдите ошибки в определениях).
1. Подлежащее- второстепенный член предложения,

отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
2. Сказуемое в предложении подчеркивается волнистой чертой.
3. Дополнение- это главный член предложения, отвечающий на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? И подчеркивается пунктиром.
4. Обстоятельство и определение- это грамматическая основа предложения.
5. Однородные члены предложения отвечают на разные вопросы.
6. В сложном предложении 1 грамматическая основа, а в простом предложении 2 .
7. Перед союзом И всегда ставится запятая.
8. Обращение на письме не выделяется запятыми.
9. В прямой речи не ставится тире.
10. Словосочетание- это подлежащее и сказуемое.
(исправьте ошибки в определениях)
Повторение теоретического материала( найдите ошибки в определениях).1. Подлежащее- второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО

Слайд 5Выборочный диктант
Записать в два столбика: а) именные; б) глагольные словосочетания.

( два обучающихся работают за доской)
Вставить пропущенные орфограммы.
Уд..вительная к..ртина, разд..ваться в лесу, пр..под..вать литературу, об..ед..ниться в группы, д..лекий г..ризонт, д..лина р..ки, встр..хнул ее, разгл..дел цв..ты, ш..рох в саду, гиган..ский завод, в..ршина ели, работать на поле, доблес..ный воин.
- орфограммы на какие правила встретились в задании?
- рассказать о словосочетании.
Выборочный диктант Записать в два столбика: а) именные; б) глагольные словосочетания. ( два обучающихся работают за доской)Вставить

Слайд 6 Найдите ошибки!
Задание: Незнайка

учится в 5 классе. Ему было дано задание выписать словосочетания из предложений. При выполнении задания Незнайка допустил ошибки. Найдите их. (Работа по группам)
Теплый ветер проплывает над полями и поднимает цветочную пыль.
а) теплый ветер; г) пролетает ветер;
б) пролетает над полями ; д) поднимает пыль;
в) пролетает и поднимает; е) цветочную пыль
Найдите ошибки!   Задание: Незнайка учится в 5 классе. Ему было

Слайд 7 2. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.
а)

весенние ветерки; г) травой и гнездами;
б) пахнули травой; д) свежей травой;
в) ветерки пахнули; е) птичьими гнездами;
ж) весенние гнездами.
3. Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве.
а) роса блестела; г) блестела каплями;
б) блестела на траве; д) крупными каплями.
в) на траве;
- Объясните Незнайке, какие ошибки он допустил.
2. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами. а) весенние ветерки;

Слайд 8Синтаксическая разминка
Выпишите из предложения все словосочетания.
В доликоне велесотые кефалоны желусят пуалами

рывякие булуки из фифашек.



- По каким признакам вы определяли части речи и члены предложения?
Синтаксическая разминкаВыпишите из предложения все словосочетания.В доликоне велесотые кефалоны желусят пуалами рывякие булуки из фифашек.- По каким

Слайд 9Распределительный диктант ( работа в парах -взаимопроверка)

1.Темная ночь.
2. Наступила весна.


3. Привет от сестры.
4. Читать книгу.
5. Доносится шум.
6. Приехали издалека.
7. Шум леса.
8. Падает снег.
9. Шумный лес.
10. Приближение зимы.
11. Зима приближается.
12. Проливной дождь.
13. Льет дождь.
Распределительный диктант  ( работа в парах -взаимопроверка)1.Темная ночь. 2. Наступила весна. 3. Привет от сестры.4. Читать

Слайд 10Синтаксический разбор предложений ( с использованием цифрового кода)
КОД: подлежащее- 1; сказуемое-

2; дополнение- 3;
определение- 4; обстоятельство- 5.
Белая туча постепенно заволакивала весь горизонт.
Над городом долго стоял сплошной туман.
Ветерок шелестит листьями и подгоняет цветные кораблики по пруду.

Ответы: 1. 415253; 2. 55241; 3. 1232435 (самопроверка)
Синтаксический разбор предложений ( с использованием цифрового кода)КОД: подлежащее- 1; сказуемое- 2; дополнение- 3; определение- 4; обстоятельство-

Слайд 11Главные члены предложения
Из предложений выписать их основы, обозначить, чем выражены главные

члены предложения.
1. Быстро растаял под лучами яркого солнца снег.
2. Хороши летом глазастые ромашки!
3. Радостна, шумна и пахуча весна!
4. Вышла на край леса старая волчиха.
5. Небо чистое.
6. Альпийские луга- это вечные луга посреди лета.
- Что является условием постановки тире в простом предложении?
Главные члены предложенияИз предложений выписать их основы, обозначить, чем выражены главные члены предложения. 1. Быстро растаял под

Слайд 12Заполните таблицу

Заполните таблицу

Слайд 14Второстепенные члены предложения






Определение дополнение обстоятельство

Второстепенные члены предложенияОпределение    дополнение    обстоятельство

Слайд 15 Творческая работа
Попробуйте угадать, какие определения употреблены в авторском тексте. (После

выполнения работы необходимо сравнить записанные определения с авторскими.)
Весна.
Пригрело (весеннее) солнце. На (лесной) полянке начал таять снег.
С пригорка по ложбинке побежал (веселый) ручеек, наполнил до краев (большую, глубокую) лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.
Опустели (зимние) квартиры в (старом) пне.
Выполз из трухи (длиннохвостый) тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на пенек. И лягушки тоже от (зимнего) сна очнулись.
Ожил под (теплым весенним) солнцем и (огромный лесной) дом- муравейник.
Вместо (зимних) квартир теперь на полянке появились (новые)- (весенние).

Творческая работаПопробуйте угадать, какие определения употреблены в авторском тексте. (После выполнения работы необходимо сравнить записанные определения

Слайд 16Замени- надпиши нужное
Замените неоправданно повторяющиеся определения: зачеркните их и надпишите подходящие

слова.

К его коричневым волосам и коричневым глазам удивительно подходит костюм, выдержанный в коричневых тонах. Даже рубашка была у него коричневого цвета, а темный галстук имел какой-то коричневатый оттенок.
Для справок: карие, каштановые, кофейный, шоколадный.
Замени- надпиши нужноеЗамените неоправданно повторяющиеся определения: зачеркните их и надпишите подходящие слова.     К

Слайд 17Творческий диктант
Распространить предложения обстоятельствами,
сравнить продиктованный и полученный тексты, определить,

зачем нужны обстоятельства в предложении.

Наступление весны.
Солнце светит (..). Степная дорога оттаяла, снег (…) осел и почернел. Веет теплый ветерок. (…) блестят лужи. (…) зеленеет яркая озимь. Набухают почки (..). Все (..) оживает. (..) поют птицы. Звенят (..) весенние ручейки.
Творческий диктантРаспространить предложения обстоятельствами, сравнить продиктованный и полученный тексты, определить, зачем нужны обстоятельства в предложении.

Слайд 18Творческое задание. (Расскажите об одном из сказочных героев, используя в предложениях

дополнения)
Творческое задание. (Расскажите об одном из сказочных героев, используя в предложениях дополнения)

Слайд 19Однородные члены предложения
Работа по вариантам.
Карточка №1. Списать, вставить пропущенные орфограммы, расставить

знаки препинания, СОСТАВИТЬ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
1.Подул ле..кий ветерок с тихим ш..рохом пробежал по всему саду и вскоре затих. 2. Пр..летели птицы и наполнили лес своим пением. 3. Склонились ветки д..ревьев спрятали м..лодые гри..ки. 4. Девочка сняла серебряные башмачки см..хнула с них дорожную пыль и спрятала в сумку.
Карточка №2. Списать, вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания, СОСТАВИТЬ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
1. В г..родском парке р..сли лилии розы тюльпаны. 2. Дюймовочка нагнулась над птицей раздвинула перышки и поцеловала ее прямо в закрытые гла..ки. 3. Ры..ки ст..лпились у ст..бля и живо перегрызли его св..ими зубами.
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения? ( взаимопрверка)
Однородные члены предложенияРабота по вариантам.Карточка №1. Списать, вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания, СОСТАВИТЬ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Слайд 20Конструирование предложений
Что такое однородные члены предложения?
Какие знаки препинания ставятся при однородных

членах предложения?
Придумайте и запишите предложения по данным схемам:


1. 4.

2. 5.

3.


и





и






,




,

но




:


,


,











,

Конструирование предложенийЧто такое однородные члены предложения?Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения?Придумайте и запишите предложения по

Слайд 21Схематический диктант
(учащиеся , не записывая предложения, составляют схемы)
В саду у

сторожа росли цветы: гвоздика, лилии, тюльпаны.
К самому большому листу подплыла жаба и поставила туда ореховую скорлупу с девочкой.
Звезды тускнеют и тают в синем небе.
Звонко, тонко журчит в ручье волна.
В зоопарке живут разные звери: тигры, львы. Слоны, обезьяны.
Охотник не пошел в лес, а свернул к озеру.
Схематический диктант (учащиеся , не записывая предложения, составляют схемы)В саду у сторожа росли цветы: гвоздика, лилии, тюльпаны.К

Слайд 22Р/Р напишите небольшой текст-повествование об осени.
1. До первых морозов радуют

глаз цветы …… .
……, …. оделись в осенний наряд.
Р/Р напишите небольшой текст-повествование об осени. 1. До первых морозов радуют глаз цветы  …… .……, ….

Слайд 23
Улетают на юг перелётные птицы ….. .
Белка приготовила на зиму

припасы …… .
- Используйте в тексте данные предложения, вставив в них обобщающие слова и однородные члены предложения.

Улетают на юг перелётные птицы ….. .Белка приготовила на зиму припасы …… .- Используйте в тексте

Слайд 24Роль союза и в предложении
Вызванный к доске ученик заполняет таблицу.

Роль союза и в предложении Вызванный к доске ученик заполняет таблицу.

Слайд 25Графический диктант
А. Найти простые предложения с однородными членами, связанными союзом и,

выписать № предложения.
Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.
Распустилась черемуха и над самой водой позеленели кусты смородины.
Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья.
Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.
Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошел ветер.

Графический диктантА. Найти простые предложения с однородными членами, связанными союзом и, выписать № предложения.Выплыло из-за туч солнышко

Слайд 26Б. Найти сложные предложения. (Знаки препинания не расставлены.)
Семечко клена с ветки

сорвалось и на быстрых крыльях быстро понеслось.
Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето.
Но вот поднялось над лесом солнышко и прогнало туман.
Листва сомкнулась и потемнел лес.
Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку.
Ответы: А. 1, 3, 5; Б. 2, 4, 5.
Б. Найти сложные предложения. (Знаки препинания не расставлены.)Семечко клена с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро

Слайд 27Схематический диктант
Составить схемы предложений ( 1 вариант)
Составить схемы предложений (2 вариант)
Зима

будет холодной если белка делает большие запасы.
Море утихло и только изредка глухо вздыхало.
Приплыла к нему рыбка спросила что тебе надобно старче.
Капля по листику щелкнет и сорвется лист.
Олени осенью перебираются к югу где они находят большие корма.

Солнце скрылось за горизонтом потому что наступила ночь.
Когда пришла осень птицы собрались на юг.
Федя посмотрел на облака и сказал гроза будет.
Гроза прошла и ветер белых роз в окно мне дышит ароматом.
Я поставил ладони и на них упало несколько невесомых иголочек.

Схематический диктантСоставить схемы предложений ( 1 вариант)Составить схемы предложений (2 вариант)Зима будет холодной если белка делает большие

Слайд 28Конструирование
Составьте из двух простых предложений сложные (сложносочиненное и сложноподчиненное)

1 вариант
Взошло солнце.

Ожил каждый кустик.
Болота уже начали замерзать. Первыми улетели болотные птицы.
2 вариант
Солнце поднялось. Вся окрестность озарилась светом.
Небо заволокло тучами. Началась гроза.
КонструированиеСоставьте из двух простых предложений сложные (сложносочиненное и сложноподчиненное)1 вариантВзошло солнце. Ожил каждый кустик.Болота уже начали замерзать.

Слайд 29Составь предложение
Из предложения На город опустились сумерки взять сказуемое.
Из предложения Вдруг

послышались легкие шаги взять определение.
Добавить подлежащее из предложения На щеках тают снежинки.
Взять существительное в роли дополнения в предложении Тропинки в саду засыпали листья. Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом на.
- Дописать предложение, образуя: 1 вариант- сложносочиненное; 2 вариант- сложноподчиненное.


Составь предложениеИз предложения На город опустились сумерки взять сказуемое.Из предложения Вдруг послышались легкие шаги взять определение.Добавить подлежащее

Слайд 30Тест по теме «Синтаксис и пунктуация»
Какое предложение является побудительным по цели

высказывания?
а) Савраска плетется ни шагом, ни бегом,
Не встретишь души на пути.
Б) «То-то, - сказал я,- не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики , деда Мазая!»
2. Определите в предложениях цель высказывания.
а) Пора нам , Тетка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши.
б) Алеше, Алеша, помоги мне поймать курицу!
А. Сообщение
Б. Вопрос
В. Побуждение


Тест по теме «Синтаксис и пунктуация»Какое предложение является побудительным по цели высказывания?а) Савраска плетется ни шагом, ни

Слайд 313. Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.
А) В повести говорится; кажется

мне; давно уехал.
Б) начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.
1. словосочетание.
2. предложение.
4. Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.
а) Здравствуй , хозяин! Жив ли ты?
б) Я плавать не мастак.
в) Садись ко мне на спину.
г) Журка в воду- и поплыл через море.
Что является признаком вопросительного предложения?
а) А ты берешься помочь царевичу?
б) Съешь ли ты меня?
в) Чем же ты провинился?
А. интонация
Б. вопросительное местоимение
В. Вопросительное слово- частица
3. Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.А) В повести говорится; кажется мне; давно уехал.Б) начинается жизнь; карман

Слайд 326. Определите подлежащие в предложениях.
а) Враги нам лучшие друзья..
А.

Враги
Б. Друзья
б) Что ветры мне и сине море?
А. Ветры и море
Б. Что
в) О чем ты воешь, ветр ночной?
А. Ветр
Б. Ты
7. Какое предложение не имеет подлежащего?
а) И этот звон люблю я!
б) Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный!
8. Определите сказуемое в предложениях.
а) Кто же этот путник?
А. Кто
Б. Путник
б) Их круг тесней уж становился.
А. становился
Б. становился тесней
6. Определите подлежащие в предложениях. а) Враги нам лучшие друзья.. А. Враги Б. Друзья б) Что ветры

Слайд 33 9. определите, ставится ли тире в простых предложениях.
а) Мой

министр (?) не курица, а заслуженный чиновник.
б) « Да ты (?) ленивец»,- отвечал король.
в) Эти камни (?) бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты.
А. тире ставится
Б. тире не ставится
10 Продолжите предложение так, чтобы в нем нужно было поставить тире между подлежащим и сказуемым.
Всем известно, что сорока –
а) Самая болтливая птица на свете.
б) В мороз летает у самой земли.
в) Как надоедливая трещотка.
11. Определите необходимость запятой между однородными членами перед союзом И.
а) Мне слышался вечерний звон гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.
б) И помнил я кольчуги звон и блеск ружья и гордый непреклонный взор и молодых моих сестер.
А. запятая ставится
Б. запятая не ставится
9. определите, ставится ли тире в простых предложениях. а) Мой министр (?) не курица, а заслуженный

Слайд 3412. Определите предложение с обращением.
а) – Оловянные солдатики! Оловянные солдатики!-

закричал мальчик и от радости захлопал в ладоши. (Ему подарили солдатиков в день рождения.)
б) – Эй ты, оловянный солдатик!- крикнул тролль.
- Не заглядывайся на плясунью.
13. Определите тип предложения и знаки препинания в нем.
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, звездочка и в окнах домов замелькали огоньки.
А. Простое, запятая перед И не ставится.
Б. Сложносочиненное, запятая перед И ставится.
14. Определите необходимость постановки запятой в предложениях.
а) Большие темные глаза на бледном лице как звезды.
б) Как только солнце за лесом спрячется выходит на дорогу девушка.
А. запятая ставится в сложноподчиненном предложении (КАК- союз)
Б. Запятая не ставится в простом предложении (КАК- часть сказуемого)
12. Определите предложение с обращением. а) – Оловянные солдатики! Оловянные солдатики!- закричал мальчик и от радости захлопал

Слайд 35Рефлексия
Написать эссе по теме « Синтаксис и пунктуация»

РефлексияНаписать эссе по теме « Синтаксис и пунктуация»

Слайд 36Домашнее задание
Выписать из учебника по литературе 3 сложных и 3 простых

предложения.
Сделать синтаксический разбор всех предложений.
Нарисовать схемы выписанных предложений.
Составить кроссворд по теме «Простые и сложные предложения»
Домашнее заданиеВыписать из учебника по литературе 3 сложных и 3 простых предложения.Сделать синтаксический разбор всех предложений.Нарисовать схемы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть