Презентация, доклад по русскому языку на тему Рецензия (9 класс)

Что такое рецензия?Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.Рецензию характеризует небольшой объём и краткость.Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное

Слайд 1РЕЦЕНЗИЯ

РЕЦЕНЗИЯ

Слайд 2Что такое рецензия?
Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного

или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.
Рецензию характеризует небольшой объём и краткость.
Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение.
В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.
Что такое рецензия?Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной,

Слайд 3Какими бывают рецензии?
небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой

рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;
сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка.
Под школьной экзаменационной рецензией понимается рецензия — развернутая аннотация.
Какими бывают рецензии?небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения

Слайд 4Примерный план рецензии на литературное произведение
1. Библиографическое описание произведения (автор, название,

издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания.
2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).
3. Критический разбор или комплексный анализ текста: — смысл названия — анализ его формы и содержания — особенности композиции — мастерство автора в изображении героев — индивидуальный стиль писателя
4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: — основная мысль рецензии — актуальность тематики произведения
В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.
Примерный план рецензии на литературное произведение1. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях)

Слайд 5Принципы рецензирования
Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному,

это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением, но на основе элементарных познаний в теории литературы, подробного анализа произведения.
Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме «нравится — не нравится» без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом.
Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.
Отношения между рецензентом и автором — творческий диалог при равном положении сторон.
Авторское «я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.
Критика не изучает литературу, а судит её — с тем, чтобы сформировать читательское, общественное отношение к тем или иным писателям, активно воздействовать на ход литературного процесса.
Принципы рецензированияИмпульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных

Слайд 6О том, что нужно помнить при написании
Подробный пересказ снижает ценность рецензии:

во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.
Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгадываешь. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора.
Многое для понимания и интерпретации текста может дать анализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. На какие части можно разделить текст? Как они расположены?
Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы, художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Рецензент разбирает «как сделан» текст.
О том, что нужно  помнить при написанииПодробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само

Слайд 7Пример № 1
Михаил Александрович Шолохов пришел

в литературу с темой рождения нового общества. Уже первые его литературные творения были приняты читателем очень тепло и до сих пор находят отклики в сердцах современных людей.      Одним из таких произведений является рассказ «Судьба человека». Этот рассказ наполнен жизнью, глубоко реалистичен. Здесь писатель мастерски использует весь арсенал художественных средств, которыми он виртуозно владеет.      Шолохов стремится донести до читателя все реалии войны, показать, раскрыть мудрость народа, который, в большинстве против своей воли, оказался захваченным бурным течением времени. Порой повествование жестоко, но такова жизнь и такова была задача, которую ставил перед собой писатель – изобразить все как можно более реалистично, не упуская ни одной детали. Шолохов показывает войну и то, что она делает с людьми и человеческими отношениями.      "Судьба человека" - рассказ небольшой, композиция его проста: авторская экспозиция, повествование героя и авторская концовка. Это рассказ в рассказе – главный герой Андрей Соколов рассказывает о своей судьбе, судьбе непростой.
Пример № 1     Михаил Александрович Шолохов пришел в литературу с темой рождения нового

Слайд 8Пример № 1
     Автор не сразу дает

портретное описание своего героя – постепенно, в процессе повествования, мы видим «большую, черствую руку», «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской», а потом нетрудно уже и догадаться по употребляемым Андреем профессионализмам, что он – шофер. Вместе с тем, его народная речь очень близка читателю, приближает главного героя к тем, кто держит в руках книгу.      На долю Андрея Соколова выпали трудные испытания. Немногие бы их выдержали, но он не только не сломался, но и находит в себе силы после войны усыновить сироту Ванюшку, и заботиться о нем, как о родном, восстанавливая тем самым постепенно и свою душу.      Образ Андрея Соколова – не конкретный образ, а обобщенный – портрет всего русского народа. Символично в этом плане и название – показана именно народная судьба. Также постепенно вырисовывается и образ автора, который своей позиции не скрывает, как, впрочем, и в других своих произведениях. Видимо, это происходит оттого, что сам писатель был участником войны. Поэтому он так ценит простого человека -труженика, так заботится о нем и так пристально всматривается в его судьбу и душу. Шолохов уверен, что человек этот сильный, что, несмотря на все то, что выпало на его долю, на то, что причинила ему война, он сумеет восстановить себя и свои жизненные силы, останется таким же благородным, честным и душевным Человеком.

Пример № 1         Автор не сразу дает портретное описание своего героя – постепенно,

Слайд 9Пример № 2
Война ,пожалуй, –

это самое страшное, что может случиться. Война разрушает семьи, отнимает у детей отцов и матерей, а у родителей – их ненаглядных крох. Война беспощадна и неистова. Война требует кровавых жертв и изломанных судеб на своем алтаре. Главный герой этого произведения настоящий Человек. Да, точно, Человек с большой буквы. Даже после того, как сильно его потрепала жизнь, со своими вечными шрамами на душе, он продолжает находить в себе силы жить, идти вперед, дарить добро окружающим. Он не замыкается в себе, не становится эгоистом, он продолжает жить. Произведение об очень сильном человеке, о его несгибаемой силе воли и вере в лучшее. Такие произведения надо читать. Просто необходимо, по моему. Каждое слово просачивается в душу, и они остаются там навсегда. Такие рассказы делают нас лучше и чище. Они заставляют нас верить. И никогда не терять веру.
Пример № 2      Война ,пожалуй, – это самое страшное, что может случиться.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть