Слайд 1МБОУ «ООШ с.НОВОЕ ЧАПЛИНО»
ПРАКТИЧЕСКОЕ РАБОТА
ВВОДНЫЕ СЛОВА В ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ВАРИАНТАХ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 9 КЛАССЕ
Учитель русского языка
и литературы
ЯТТА А.В.
2016 год
Слайд 2ЦЕЛЬ:
Дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания;
формирование умений, навыков:
выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов;
правильно ставить пунктограммы при вводных словах;
различать вводные слова и члены предложения;
практическое применение знаний на экзаменах
Слайд 3ВВОДНЫЕ СЛОВА (правило)
Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов,
при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
Например: Эта безлунная ночь, казалось, была всё так же великолепна, как и прежде (Т.) – вводное слово казалось выражает неуверенность говорящего в том, что он сообщает.
Слайд 7ВВОДНЫЕ СЛОВА
может быть
кажется
возможно
пожалуй
наверно
вероятно
по-видимому
конечно
разумеется
бесспорно
очевидно
без сомнения
безусловно
несомненно
естественно
к счастью
к несчастью
к сожалению
к общей радости
к моему удивлению
к огорчению
к неудовольствию
по-моему
по-вашему
по моему мнению
по вашему мнению
по словам…
по сообщению …
по мнению …
во-первых
Слайд 8следовательно
итак
таким образом
наконец
в самом деле
правда
видимо
должно
быть
по всей вероятности
к досаде
к удивлению
на беду
странное дело
чего доброго
говорят
на чей-нибудь взгляд
помнится
к ужасу
на беду
напротив
наоборот
однако
впрочем
с одной стороны
с другой стороны
в частности
скажем
стало быть
короче говоря
другими словами
так сказать
грубо говоря
мягко выражаясь
ужас
не правда ли
к стыду
нечего греха таить
Слайд 9 Вводные слова – это слова или сочетания слов, при помощи которых
говорящий
*выражает своё отношение к тому, что он сообщает;
*указывает на последовательность изложения;
*указывает на источник сообщения.
Вводные конструкции грамматически не связаны ни с одним из членов предложения.
Вводные слова выделяются в устной речи интонацией вводности: паузами, понижением силы голоса и более быстрым произношением вводных слов, в письменной речи – знаками препинания.
Слайд 10ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
ПРИ ВВОДНЫХ СЛОВАХ
В предложении вводные слова выделяются запятыми.
В
предложении они могут стоять в начале, середине или в конце предложения.
1) [Вв.сл., ………………………………………]
2) […………………, вв.сл.,…………………..]
3) [………………………………………..,вв.сл.]
Слайд 11ВЫВОД
Вводные слова выделяются запятыми:
1) Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть
мог.(П.) 2) В усадьбе, вероятно, все ещё спали. (Т.) 3) Мы с вами попутчики, кажется? (Л.)
Слайд 12ЗАПОМНИ!!!
Многие из перечисленных выше слов могут выступать и как члены
предложения. В таком случае они, естественно, запятыми не выделяются, например:
1) Поезд мчит меня к счастью. (Пауст.)Но: К счастью, на всём своём протяжении река имеет большую глубину. (Прж.)
2) Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Посл.) Но: Он ,правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал.(П.)
Слайд 13КАК ПОДЧЕРКИВАТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Слайд 14ЗАДАНИЯ ИЗ ДЕМОВЕРСИЙ ПО ВВОДНЫМ СЛОВАМ
В приведённых ниже предложениях из прочитанного
текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны
Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была
сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула
с облегчением:
– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.
Слайд 16В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые при вводном слове.
И папа,( 1) не задумываясь,(2) отвечал на этот вопрос. И тут
маленький папа,(3) наконец,(4) понял,(5 )кем он будет.
Слайд 18В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые при вводном слове.
Нет,(1)тут действуют иные,(2)глубоко скрытые,(3) очевидно,(4)
сложные причины. Талантливым стать нельзя,(5) а вот любимым стать можно.
Слайд 20
В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры,
обозначающие запятые при вводном слове.
Но ведь тут,(1) на кухне,(2) темно и жарко... и пахнет газом. Ну,(3) в общем,(4)
мешала ей. Подумаешь,(5) птицы!
Слайд 22В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые при вводном слове.
А ведь чего,(1) кажется,(2) – добрейший человек! Перебивая друг
друга,(3) они стали вспоминать первые годы учёбы,(4) свои проделки и шалости,(5) учителей и старого директора.
Слайд 24В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые при вводном
слове.
И тут уж Колька сидел скромно,(1) строго,(2) не выражая своего
торжества,(3) а только изредка обменивался взглядами с мамой,(4) которая,(5) казалось,(6) молча спрашивала его...
Слайд 26В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые при вводном слове.
…И мысль о том,(1) что я, (2)двадцатитрёхлетний парень, (3) стану чем-то
вроде путеводной звезды для подростков, (4) признаюсь,(5) тешила моё самолюбие.
Слайд 28Вводные слова.
Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают
суть сберечь
И замедляют нашу речь.
И всё ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чём, смущаясь, говорим.
Мне скажут: «К счастью…»
И потом
Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова во-первых, во-вторых,
Они начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями…
(А.Кушнер.)
Слайд 29ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ..
При помощи вводных слов говорящий выражает …
Вводные слова могут
иметь следующие значения …
Вводные слова на письме выделяются …
Слайд 30Использованная литература.
В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 классов общеобразовательных
учреждений. 5- издание. Москва «Просвещение».1996 (форзац учебника)
С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. Русский язык. 8 класс. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. 26-е издание. Москва «Просвещение». 2003 (стр.163-164)
Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. Книга для учителя.8-е издание. Москва «Просвещение». 2006 (стр.145-150)
В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. 41-е издание. Москва «Просвещение» 2001 (стр.224-228)
Материал из Интернета (демоверсии, спецификации)
Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова, В.В.Леденёва, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Молодцова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Л.Ф.Талалаева, Б.И.Фоминых. Русский язык. Практика.8 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений. «Дрофа». Москва.2001 (стр.181-186)
Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 7-е издание. Москва «Просвещение» 2010 (стр.173-178)