Презентация, доклад по русскому языку на тему Употребление деепричастий в речи(6 класс)

Содержание

Деепричастие уча,Мы мчимся к звездам вместе.Кому-то помощь там нужна!Скорее! Все на месте?

Слайд 1





Пусть кипит работа,
сильней соревнование!
Успех играет не судьба, а ваши знания!
 

Пусть кипит работа, сильней соревнование!Успех играет не судьба, а ваши знания! 

Слайд 2Деепричастие уча,
Мы мчимся к звездам вместе.
Кому-то помощь там нужна!
Скорее! Все на

месте?
Деепричастие уча,Мы мчимся к звездам вместе.Кому-то помощь там нужна!Скорее! Все на месте?

Слайд 3Памятка учащемуся:

Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе

по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

Памятка учащемуся:Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю

Слайд 4Правила работы в группе:
1. Внимательно прочитай задание.
2. Выполняй задание, четко следуя

инструкции.
3. Работайте дружно.
4. В случае затруднений обращайтесь к консультанту.
5. Выберите выступающего.
Правила работы в группе:1. Внимательно прочитай задание.2. Выполняй задание, четко следуя инструкции.3. Работайте дружно.4. В случае затруднений

Слайд 5ВПЕРЕД!НЕТ ПРОБЛЕМ!
ВСЁ ПОНЯЛ (А), МОГУ ИДТИ ДАЛЬШЕ.
ВНИМАНИЕ! ИСПЫТЫВАЮ ЗАТРУДНЕНИЕ!
НУЖНА ПОМОЩЬ!
СТОП!

НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ (А), КАРАУЛ!
ВПЕРЕД!НЕТ ПРОБЛЕМ! ВСЁ ПОНЯЛ (А), МОГУ ИДТИ ДАЛЬШЕ.ВНИМАНИЕ! ИСПЫТЫВАЮ ЗАТРУДНЕНИЕ!НУЖНА ПОМОЩЬ!СТОП! НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ (А), КАРАУЛ!

Слайд 6Игра «Крестики –нолики» В зависимости от правильности утверждения по теме « Деепричастие

«, соответствующего определенной цифре, поставьте + или -- в таблицу


1.Имя прилагательное обозначает признак предмета.
2.Имена прилагательные бывают качественные, относительные, притяжательные.
3.Более спокойный -это простая форма сравнительной степени.
4.Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам.
5 Прилагательное у песчаного берега стоит в предложном падеже.
6.
7 .Читая – это деепричастие совершенного вида



 

Игра «Крестики –нолики» В зависимости от правильности утверждения по теме « Деепричастие «, соответствующего определенной цифре, поставьте

Слайд 7Сравни с ответами в таблице:

Сравни с ответами в таблице:

Слайд 8«Мозговой штурм»: Правильно ли употреблены имена прилагательные в тексте?
1.Прошло

лето. Стаи ворон закружились над холодным полем. Пошли мокрые дожди. Опустели осенние дороги. Голый ветер срывал пустую листву и свистел в деревенских сучьях.
2. 


«Мозговой штурм»: Правильно ли употреблены имена прилагательные в тексте?   1.Прошло лето. Стаи ворон закружились над холодным полем.

Слайд 9Тема урока: Употребление деепричастий в речи.

Тема урока: Употребление деепричастий в речи.

Слайд 10 - На какой вопрос вы бы хотели получить ответ

на уроке?

- Сформулируйте цель нашего урока…


- На какой вопрос вы бы хотели получить ответ на уроке? - Сформулируйте цель нашего

Слайд 11Цель:
Научиться образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида
Узнать, как правильно звучат деепричастия

в речи
Узнать, какова роль деепричастий в речи.
Тренироваться в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов в речи.
Цель:Научиться образовывать деепричастия совершенного и несовершенного видаУзнать, как правильно звучат деепричастия в речиУзнать, какова роль деепричастий в

Слайд 12как образуются деепричастия?

как образуются деепричастия?

Слайд 13Деепричастия несовершенного вида

 


Деепричастия несовершенного вида 

Слайд 14Деепричастия совершенного вида

 


Деепричастия совершенного вида 

Слайд 15Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов:
С основой, состоящей из одних

согласных: шьют, жмут, льют, ткут
С основой на Г,К : бегут, пекут, текут
С основой настоящего времени на шипящий: мажут, пишут, хлещут, машут
С суффиксом –НУ: мёрзнуть, вянуть, тянуть
Неупотребительны деепричастия от глаголов: бежать, ехать, лезть, петь, хотеть, звать
Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов:С основой, состоящей из одних согласных: шьют, жмут, льют, ткутС основой

Слайд 16 Работа в группах: образовать деепричастия, ВЫЯВИть закономерность в ударении в примерах:
ЗАНЯТЬ-ЗАНЯВ
ПОДНЯТЬ-ПОДНЯВ



Работа в группах:  образовать деепричастия, ВЫЯВИть закономерность в ударении в примерах:ЗАНЯТЬ-ЗАНЯВПОДНЯТЬ-ПОДНЯВ

Слайд 17ИГРА: «Я редактор»
Правила употребления деепричастных оборотов в речи:
1.Деепричастный оборот в

предложении не употребляется без ...
2.Глагол и деепричастие обозначают действия одного ...
3.Если одно из деепричастий сов. вида, то и другое …
4.От глаголов несов. вида деепричастия образуются при помощи суффиксов.…, от глаголов сов. вида при помощи суффиксов …
5.Иногда один из глаголов, а также придаточное с союзом КОГДА целесообразно заменить …



ИГРА: «Я редактор»Правила употребления деепричастных оборотов в речи: 1.Деепричастный оборот в предложении не употребляется без ... 2.Глагол

Слайд 18Сочинение ученика:
Посмотрев

вокруг, ландшафт мне понравился.Особенно я обрадовался, увидевши вдали озеро. Сбежа вниз, скинув верхнюю одежду,погрузившись в прохладную воду. Заглянув в камышовые заросли, там была обнаружена лодка .Отвязав её и
взяв вместо весла шест, я решил поплавать по мелководью. Когда я положил в лодку свой рюкзак, я оттолкнулся от берега. Когда я отплыл, я увидел, как из воды поднялись утки и шумно хлопали крыльями.



Сочинение ученика:         Посмотрев вокруг, ландшафт мне понравился.Особенно я обрадовался,

Слайд 19ФИЗМИНУТКА:
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ

и ПОВЗДЫХАВ...
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: поработать нужно.
ФИЗМИНУТКА:По швам руки ОПУСКАЯ,Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,Корпус влево НАКЛОНЯЯ,Затем вправо ПРОГИБАЯ,Головою ПОМОТАВ,ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...ОТДОХНУВ немного дружно,Скажем: поработать нужно.

Слайд 20Д.Э. Розенталь считал, что «деепричастные обороты являются  принадлежностью в основном книжной

речи. Несомненное их преимущество… .

Проблемный вопрос: Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в произведениях художественной литературы?




Д.Э. Розенталь считал, что «деепричастные обороты являются  принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… .

Слайд 21(А.С.Пушкин)
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется

рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.



(А.С.Пушкин) Зима!.. Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя,Плетется рысью как-нибудь;Бразды пушистые взрывая,Летит кибитка удалая;Ямщик

Слайд 22Анализ текста
1.Выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты;
2.проведите количественный анализ, выяснив,

сколько раз употребляются деепричастия в этом отрывке;
3.почему крестьянин «на дровнях обновляет путь», «торжествуя»? Какую роль играет это деепричастие?
4.Как «дорисованы» действия лошадки и кибитки?
5.Что помогает увидеть и почувствовать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая»?Какую роль играют деепричастные обороты, «дорисовывающие» действия дворового мальчика?

Анализ текста1.Выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты;2.проведите количественный анализ, выяснив, сколько раз употребляются деепричастия в этом

Слайд 23 Анализ фрагмента из «Алых парусов» А.Грина (1 группа)

Большой жук цеплялся за колокольчик, сгибая растение и сваливаясь, но упрямо толкаясь лапками. «Стряхни этого пассажира», – посоветовала Ассоль цветку. Жук не удержался и с треском полетел в сторону. А она, волнуясь и трепеща, пошла дальше к склону холма и скрылась в его зарослях. 
1.Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения.
2.Слова каких частей речи преобладают в этом отрывке и почему?
3.Какую роль играют деепричастия, обозначающие добавочные действия  жука? 
4.Какую роль играют деепричастия, «дорисовывающие» действия Ассоль? .



Анализ фрагмента из «Алых парусов» А.Грина (1 группа)    Большой жук цеплялся за колокольчик,

Слайд 24 Анализ фрагмента из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» (2

группа)
Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ноги, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейником в спутанной гриве.
1.Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения.
2.Слова каких частей речи преобладают в этом отрывке и почему?
3.Какую роль играют деепричастия, обозначающие добавочные действия  мальчиков? 
4.Какую роль играют деепричастия, «дорисовывающие» действия лошадей? .



Анализ фрагмента из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» (2 группа)     Выгонять

Слайд 25 Анализ фрагмента из повести А. М. Горького «Детство» (3группа)

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, но остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло
доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее, - и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем…
1.Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения.
2.Слова каких частей речи преобладают в этом отрывке и почему?
3.Какую роль играют деепричастия, обозначающие добавочные действия  бабушки? 




Анализ фрагмента из повести А. М. Горького «Детство» (3группа)     Бабушка не плясала,

Слайд 26Эти глагольные формы необходимы для яркого, красочного описания природы;
для выразительности описания

чувств, переживаний людей и живых существ;
делают текст динамичным, выразительным,
более точным и ёмким.

Вывод:
Роль деепричастияй в речи

Эти глагольные формы необходимы для яркого, красочного описания природы;для выразительности описания чувств, переживаний людей и живых существ;делают

Слайд 27Д.Э. Розенталь считал, что «деепричастные обороты являются  принадлежностью в основном книжной

речи. Несомненное их преимущество… заключается  в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность».
Д.Э. Розенталь считал, что «деепричастные обороты являются  принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается  в

Слайд 28Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя

А.С.Пушкин
Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя

Слайд 29И. К. Айвазовский «Ниагарский водопад» 1893г, холст, масло, 128x170 см Феодосийская картинная

галерея им. И.К.Айвазовского
И. К. Айвазовский  «Ниагарский водопад» 1893г, холст, масло, 128x170 см Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Слайд 30Р. САУТИ Лодорский водопад
Как падают воды в

Лодоре? Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Свиваясь, Вздуваясь, Вздымаясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Р. САУТИ  Лодорский водопад    Как падают воды в Лодоре? Кипя, Шипя, Журча, Ворча,

Слайд 31Творческая работа:
Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад».  Мощные потоки воды, ___________________,

устремляются вниз с огромной высоты ______________ . Они, ___________, неостановимо бегут  наперегонки,___________________ . Вот они, ______________________, переливаются под лучами солнца, а вот,________________________, сливаются с  темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая,_________________, веками удивляет человека?
 

Творческая работа: Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад».  Мощные потоки воды, ___________________, устремляются вниз с огромной высоты

Слайд 32 Подведем итоги:
Чтобы правильно употреблять деепричастия в речи, надо
уметь…
избегать…
учитывать…







 

Подведем итоги: Чтобы правильно употреблять деепричастия в речи, надоуметь…избегать…учитывать…   

Слайд 33Подведем итоги:
Сегодня на уроке я понял……
Сегодня на уроке я почувствовал……
Меня удивило….
Урок

дал мне для жизни…….

Подведем итоги:Сегодня на уроке я понял……Сегодня на уроке я почувствовал……Меня удивило….Урок дал мне для жизни…….

Слайд 34 на какой ступеньке вы оцениваете свои знания? ЛЕСЕНКА УСПЕХА


НЕТ ПРОБЛЕМ! ВЫПОЛНИЛ ПРАВИЛЬНО




ИСПЫТЫВАЛ ЗАТРУДНЕНИЯ!
ВЫПОЛНИЛ С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ!







СТОП! НЕ ПОНЯЛ МАТЕРИАЛ!

на какой ступеньке вы оцениваете свои знания?  ЛЕСЕНКА УСПЕХА

Слайд 35Домашнее задание
Используя деепричастия из стихотворения «Лодорский водопад», составьте текст по картине

И. К. Айвазовского «Ниагарский водопад».
Домашнее заданиеИспользуя деепричастия из стихотворения «Лодорский водопад», составьте текст по картине И. К. Айвазовского «Ниагарский водопад».

Слайд 36Оцени себя.
Выберите деепричастия, которые соответствуют вашему основному действию на

уроке, продолжите предложение:
Сегодня на уроке я работал….
(успевая, понимая, затрудняясь, помогая, слушая, вникая, не успевая, ошибаясь, стараясь и т. п. )


Оцени себя.  Выберите деепричастия, которые соответствуют вашему основному действию на уроке, продолжите предложение:  Сегодня на

Слайд 37Подготовила презентацию учитель русского языка и литературы Трифонова Ирина Викторовна М

ОУ СОШ №2 г. Можайска
Подготовила презентацию учитель русского языка и литературы Трифонова Ирина Викторовна М ОУ СОШ №2 г. Можайска

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть