Презентация, доклад по русскому языку на тему СПП (9 класс)

Содержание

Схема:[ ] – главная часть( ) – придаточное предложение

Слайд 1
Презентация
на тему:
Сложноподчинённое
предложение

Презентация на тему:Сложноподчинённоепредложение

Слайд 2Схема:
[ ] – главная часть
( ) – придаточное предложение

Схема:[  ] – главная часть(  ) – придаточное предложение

Слайд 3средства подчинения
союзы
не падает логическое ударение, служебные слова
Что, чтобы, как, словно, если,

ибо, так как. хотя, потому что и др.

Ясно было, что старика огорчало небрежное отношение Печорина.

союзные слова
падает логическое ударение, местоимения и наречия
Который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др.

В библиотеке мы спросили, что нам почитать о «Слове о полку Игореве».


средства подчинениясоюзыне падает логическое ударение, служебные словаЧто, чтобы, как, словно, если, ибо, так как. хотя, потому что

Слайд 4Типы придаточных:
Определительные

Изъяснительные

Обстоятельственные

Типы придаточных:ОпределительныеИзъяснительныеОбстоятельственные

Слайд 5ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОС: КАКОЙ?


[ … СУЩ.], (… ).

Солнце освещало вершины лип,

которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.


ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ  ВОПРОС: КАКОЙ?[ … СУЩ.], (…  ).	Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под

Слайд 6ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОС: КАКОЙ?



[ … СУЩ. ,( … ),

… ].

В книге, которую подарил мне товарищ, рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника.


ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ  ВОПРОС: КАКОЙ?[ … СУЩ. ,( …    ), … ].	В книге, которую

Слайд 7ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ


[ … ГЛ.], (… ).

Казбич вообразил, будто

Азамат украл у него лошадь.


ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ[ … ГЛ.], (…  ).	Казбич вообразил, будто Азамат украл у него

Слайд 8ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

Слайд 9ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ
Ученик всё делал так, как требовал мастер. – образа действия
Ученик

всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил. – степени
Я увидел впереди трёх девочек, когда выбрался из зарослей. - времени


ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕУченик всё делал так, как требовал мастер. – образа действияУченик всё сделал так хорошо, что мастер

Слайд 10ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

Слайд 11ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ
Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.

– причины
Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. – цели
Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт. - места

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕЛес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. – причиныВсе молчали, чтобы расслышать шорох

Слайд 12ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

Слайд 13ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ
Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. –

уступки
Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. – следствия
Лес стоит молча, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то. - сравнения

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕНочь была тиха и светла, хотя луны не было. – уступкиДождь лил как из ведра, так

Слайд 14ТИПЫ ПОДЧИНЕНИЯ ПРИ НЕСКОЛЬКИХ ПРИДАТОЧНЫХ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ

ОДНОРОДНОЕ

ТИПЫ ПОДЧИНЕНИЯ  ПРИ НЕСКОЛЬКИХ ПРИДАТОЧНЫХПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕПАРАЛЛЕЛЬНОЕОДНОРОДНОЕ

Слайд 15ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ


[ ], ( ), (

).

Мы были на летних каникулах, когда мать, остававшаяся всё лето в городе, прислала известие, чтобы мы не приезжали.



ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ[   ], (   ), (   ).	Мы были на летних каникулах,

Слайд 16ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ при стыковке двух союзов

[ ], (что(если … ), то

…).

[ ], (что(если … ), так …).

[ ], (что(если … ), но …).

Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.







ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ  при стыковке двух союзов[  ], (что(если … ), то …).[  ], (что(если

Слайд 17ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ при стыковке двух союзов

[ ], (что,(когда … ),

…).

Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-то, зверь тревожно нюхал воздух.



ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ  при стыковке двух союзов[  ], (что,(когда … ), …).	Медведь так полюбил Никиту, что,

Слайд 18ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ


( ), [ ], ( ).

Когда дверь

была заперта на ключ, Арина Петровна приступила к делу, по поводу которого был созван семейный совет.



ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ(  ), [  ], (  ).	Когда дверь была заперта на ключ, Арина Петровна

Слайд 19ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ


[ ], ( ), ( ).

Движение транспорта

возобновилось, когда ремонт трамвайных путей был завершён, когда дороги залили асфальтом.



ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ[  ], (  ), (  ).	Движение транспорта возобновилось, когда ремонт трамвайных путей был

Слайд 20ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ

[ ], ( ) И ( ).

Слышно

было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.



ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ[  ], (  ) И (  ).	Слышно было, как в саду шагал садовник

Слайд 21тест

1.Найдите сложноподчиненные предложения.
A. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.
Б.

Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.
B. Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли успокоиться.
Г. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.
Д. Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень.

2.Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного слова.
A. Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки.
Б. Макар и не заметил, что стало светать.
B. Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.
Г. Только теперь я понял, что для него значила эта вещь.
Д. Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками.

тест1.Найдите сложноподчиненные предложения.A. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.Б. Во времена Владимира Мономаха половцев

Слайд 22тест (продолжение)
3. Укажите среди данных слов союзы:
А. ибо; Б. где; В.

который; Д. потому что.

4. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Сделайте схемы предложений. Обведите в кружок номера предложений, в которых придаточное стоит в середине сложноподчиненного.
A. Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.
B. Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах.
Г. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай.
Д. Летят к вербе пчелы бабочки потому что их привлекают душистые сережки.
тест (продолжение)3. Укажите среди данных слов союзы:А. ибо; Б. где; В. который; Д. потому что.4. 	Спишите предложения,

Слайд 23тест (окончание)
5. Составьте предложения по схемам
1. [… так], (как…).
2. [

], (который …).
3. (когда…), [ ].
4. [ , ( ), ].

6. Укажите, как расставить знаки препинания в предложении:
Бессмертная греческая традиция (1) главная особенность (2) которой (3) углублённый интерес к человеку (4) была воспринята древнерусскими мастерами.
1, 4 – запятые; 3 – тире
1 – тире; 2, 4 – запятые
1, 3, 4 – запятые
2, 4 – запятые; 3 - тире

тест (окончание)5. Составьте предложения по схемам1. [… так], (как…).2. [  ], (который …).3. (когда…), [

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть