Слайд 1ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
на уроках русского языка
Преподаватель : Роенко Л.С.
Слайд 2Лингвистический анализ текста – это не передача личного впечатления от прочитанного,
это серьезное изучение произведения с точки зрения его смысла, формы, структуры и др.
Слайд 3 Цель лингвистического анализа художественного текста– раскрыть то, что невозможно увидеть
с первого взгляда и осознать при обычном, поверхностном восприятии, постичь глубину мыслей и чувств автора, так как “речь была дана человеку, чтобы скрывать свои мысли” (Талейран).
Слайд 4Одним из важнейших направлений лингвистического анализа является выявление и объяснение использованных
в художественном тексте языковых фактов во всех их значениях и вариантах употребления, так как они напрямую связаны с пониманием содержания и идейно-художественного своеобразия литературного произведения.
Слайд 5 внутреннее содержание текста – это «мыслительное образование, которое формируется в
интеллекте человека и соотносится с внешней формой…»
Слайд 6Важное умение извлечь из анализируемого текста необходимую содержательную информацию
– значит, проанализировать
текст как типологическую структуру. Если человек не видит текст, не владеет навыками анализа, не воспринимает информацию, заложенную в тексте, не умеет ее интерпретировать – он беспомощен, так как любой текст, и в письменной, и в устной форме, будет для него пустым. Чем чаще человек практикуется в анализе текста, тем лучше и быстрее он понимает в дальнейшем любой текст.
Слайд 7Лингвистический анализ со стороны содержания и формы
позволяет относиться к изучаемым грамматическим
явлениям как к элементам целого высказывания, учит отбирать языковые средства с учетом конкретной речевой задачи. Систематическое обращение к анализу текста, опора на них будут способствовать формированию важнейшего коммуникативного умения – умения создавать собственный текст, а соответственно, и правильно говорить, составлять ясные и точные предложения.
Слайд 8Анализ текста как готового продукта речи позволяет увидеть динамику речевой деятельности
– от замысла до конкретной речевой реализации, то есть проследить процесс формирования мысли автора. Одновременно с осознанием речи формируется литературная интуиция, спонтанная речь, которая имеет более автоматизированный характер и является основой речетворчества.
Слайд 9Чтобы обладать правильной речью, умело владеть ею, нужно изучать родной язык,
его единицы и их взаимоотношения, то есть изучать язык как систему. Изучение родного языка приводит к повышению уровня языковой и речевой компетентности учащегося. Е.А.Быстрова дала определение языковой компетентности: с одной стороны, это усвоение единиц языка ( фонем, графем, лексем, словосочетаний, предложений и др.) и правила их построения, с другой стороны, знание системы языка. Речевая компетентность – это знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и порождение своих собственных программ речевого поведения.
Слайд 10Любой научный анализ предполагает разложение целого на элементы, расчленение на единства
Слайд 11 Задача лингвистического анализа текста
1) помочь осмыслить идею и сюжет произведения;
2)
показать художественные средства, использованные для достижения своей цели;
3) обратить внимание на особенности языка конкретного писателя.
Слайд 12Лингвистический анализ текста помогает разобраться в самом тексте, в его смысле
и определить тему текста. М.Р.Львов считал, что литературный анализ текста – это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия. То есть лингвистический анализ является важной и , может быть, даже основной частью литературного анализа
Слайд 13«Текст как объект лингвистического исследования
В тексте скрыто три вида информации
Содержательно-фактуальная (что и о чем говорится в тексте);
2. Содержательно-концептуальная ( + как говорится, художественные средства и приемы, а также авторское понимание действительности);
3. Содержательно- подтекстовая (анализ образной системы в целом; глубинный смысл текста). Если придерживаться этой точки зрения, то ясно видно, что этот лингвистический анализ и есть самая основа литературного анализа текста.
Слайд 14Уровни текста
Информативно-смысловой
Прагматический
Слайд 15Информативно-смысловой
Подуровни
В лингвистическом аспекте
В экстралингвистическом аспекте
Фонетический Морфологический
Лексический
Синтаксический
Предметно-логический Тематический
Сюжетно-композиционный
Слайд 16Прагматический
Подуровни
В лингвистическом аспекте
В экстралингвистическом аспекте
Экспрессивно-стилистический Функционально-стилистический
Эмоциональный Образный Идейный
Слайд 17При лингвистическом анализе текста не должен нарушаться основной принцип – «учет
единства формы, содержания и функции рассматриваемого языкового явления
так как именно «единство», связность – основные черты текста. Относительно полный языковой разбор текста требует много времени и возможен только на специальных уроках, такая работа может найти место в системе проведения уроков развития речи, и именно системность таких уроков и приведет к результативности.
Слайд 18План анализа лингвистического текста
1. Внимательно прочитайте текст. Вспомните, что вы знаете
о его авторе и об особенностях манеры его письма, так как это может пригодиться при дальнейшем анализе текста.
Слайд 19
2. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Почему? Привести примеры
из текста в качестве доказательства.
3. Какого типа речи текст? Найти в тексте черты, характерные для данного типа речи.
Слайд 204. Определите тему текста. Озаглавьте текст. Если у текста есть заглавие,
то объяснить его смысл.
5. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план (лучше развернутый). Выпишите из каждой части «главные» слова, которые будут заключать в себе смысл, то есть являться «смысловыми узлами». Они помогут подробно разобрать текст и вникнуть в его суть.
Слайд 216. Определите, как и при помощи чего связаны, части текста? Обратите
внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели, резкое изменение синтаксических конструкций и интонаций; употребление местоимений и союзов как средств связи).
7. Как соотносится начало и конец текста? (можно обратить внимание на композицию, если она играет важную роль в раскрытии смысла текста)
Слайд 228. На каких приемах построен текст? (сопоставление, противопоставление: постепенное усиление чувства,
постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.) Приведите примеры.
9. Понаблюдайте над лексикой текста (не забывая указывать примеры):
-найдите незнакомые (непонятные) слова и установите их значение по толковому словарю;
-найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы; найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении, объясните их назначение в тексте;
Слайд 23-обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов;
на эмоционально – оценочные слова, на просторечные или наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором? Какой тон и атмосферу в тексте они создают?);
- выделите фразеологизмы, определите их значение, цель их употребления в тексте;
-обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии и т.д.) Определите, для чего автор использует их в тексте.
Слайд 2410. Понаблюдайте за фонетическими средствами, использованные автором (повторение определенных согласных звуков
– аллитерация, или гласных - ассонанс)
Слайд 2511. Посмотрите на части речи и их количество, употребленное в тексте:
деепричастий и глаголов для передачи действий или динамичного описания чего – то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление междометий и частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение т.д. ).
Слайд 2612. Понаблюдайте за синтаксисом текста (употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных
или пространственных, простых или сложных, назывных, полных и неполных, распространенных и нераспространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и. т.д.)
Слайд 2713. Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал
этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определенной мысли, но и передачу какого – либо чувства, настроения, состояния.
Слайд 2814. Каково ваше впечатление от текста? Что нового вы узнали из
текста?
При анализе текста по данному плану работа на уроке идет активно, каждый учащийся вчитывается в текст, развивает в себе навыки понимания текста и вообще речи писателя. Если регулярно проводить работу с текстом по данному плану, то уже через несколько уроков большая часть пунктов плана определяется учащимися уже при первом прочтении текста.
Слайд 29нельзя забывать о том, что ученики на этих уроках должны освоить
не столько теоретический материал, сколько практический: это и орфографические навыки, и грамотная речь, и умение воспринимать и понимать устную и письменную речь. Обучение по традиционным программам можно построить так, чтобы формировать у учащихся и творческий подход к языку, и разнообразные логические навыки, и способность обучаться вообще. И в этом может помочь работа с текстом, регулярная практика в анализе текста. Именно тогда ученик будет не просто изучать родной язык, а еще и чувствовать его.
Еще Буслаев Ф.И. говорил, что «основательное изучение родного языка раскрывает все нравственные силы учащегося. Дает ему истинно гуманическое (т.е.человеческое) образование, а вместе и свое собственное, народное».
Слайд 30Актуальность проблемы
Лингвистический анализ текста
способствует слиянию обучения языку и речи, организации личностно
- ориентированного обучения;
направлен на работу с высокомотивированными учащимися 5- 9 классов, теми, кто предполагает продолжить обучение в профильных гуманитарных классах;
способствует развитию лингвистических способностей учащихся, развивает лингвистический вкус, догадку, восприимчивость образного строя речи, учит оценивать изобразительно – выразительные средства языка, понимать эстетическую ценность художественного произведения
Слайд 31Цели работы
показать возможности организации личностно – ориентированного обучения на примере работы
над лингвистическим анализом текста;
обобщить опыт работы по лингвистическому анализу текста;
показать влияние ЛАТ на развитие у учащихся интереса к русскому языка, образного мышления
Слайд 32 Как может учитель, работая в среднем звене, проводить лингвистический анализ
текста?
Это могут быть уроки, на которых лингвистический анализ текста осуществляется в связи с изучением грамматических тем.
Лингвистический анализ текста уместно проводить при подготовке к изложению.
Это уроки, когда одно произведение анализируется и с литературоведческой, и с лингвистической точек зрения.
Слайд 33Как происходит работа с художественным текстом на уроках русского языка?
Создание соответствующих
условий для восприятия художественного текста. Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно.
Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста.
Отработка навыков выразительного чтения художественного текста.
Заучивание текста (его отрывка) наизусть и подготовка к письму по памяти.
Слайд 34Когда и как вводить ЛАТ ?
Синтаксис и пунктуация (5 класс)
словосочетание
как средство выразительности речи: работая над словосочетанием, нужно показать, что язык неистощим в соединении слов, что в словосочетании «одно или несколько слов служат для усиления другого слова» (Л.В.Бондаренко);
предложения с однородными членами – одно из ярких стилистических средств, они выполняют различные функции в текстах разных стилей;
роль обращения в тексте.
Слайд 35Фонетика и орфография (5 класс)
Что же придает «выразительную силу», «чарующую музыкальность
нашему языку»? Какими средствами это достигается? Своеобразный мелодический рисунок, благозвучность создается за счет
звуковых повторов,
аллитерации и ассонанса,
использование слов с открытыми слогами,
интонации слов.
Слайд 36Лексика
Искусство писателя, по словам Л.Н.Толстого, состоит в том, чтобы «находить
единственно нужное размещение единственно нужных слов». Отсюда вытекает задача учителя - формировать умение находить нужные слова для точной передачи мысли, учить всматриваться в слово, чтобы обнаружить в нем такие свойства, на которые учащиеся не обратили бы внимание.
Изучая лексику, крайне важно показать, что самые обычные слова, объединенные определенным образом, у мастера слова так «заговорят», что возникает яркая, неповторимая картина.
Слайд 37Морфемика. Словообразование
Учителю важно показать использование возможностей различных морфем для выражения разнообразных
оттенков значений и придания эмоциональной окраски словам.
Слайд 38Морфология
Выразительные возможности слов разных частей речи, к сожалению, часто остаются вне
зоны внимания авторов большинства учебников. Между тем выразительные возможности частей речи велики.