Презентация, доклад по русскому языку на тему Словосочетание (СПО 1 курс)

Содержание

Цель: обобщить и систематизировать знания студентов о способах связи слов в словосочетаниях. Задачи: дать определение понятию «словосочетание», отработать умение выделять словосочетания

Слайд 1 Синтаксические единицы. Словосочетание.

Подготовила :
преподаватель I категории
ФГБОУ ВПО РГУПС
Лиховского техникума железнодорожного

транспорта
КОЛТУНОВА
Елена Валерьевна
Синтаксические единицы. Словосочетание.Подготовила :преподаватель I категории ФГБОУ ВПО РГУПС Лиховского техникума железнодорожного транспортаКОЛТУНОВАЕлена Валерьевна

Слайд 2



Цель: обобщить и систематизировать знания студентов о способах связи слов в

словосочетаниях.
Задачи:
дать определение понятию «словосочетание», отработать умение выделять словосочетания из предложения, определять способы связи слов в словосочетаниях, закрепить навыки правописания;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение сравнивать и обобщать изучаемый материал, развивать познавательную самостоятельность и активность, способствовать повышению мотивации обучения;
воспитывать ответственность за качество своих знаний, воспитывать интерес к предмету.
Цель: обобщить

Слайд 3 Записать предложения, выписать из них словосочетания. Определить тип связи

Мой мозг прояснили

дурманы,
Душа влечется в примитив.
Я вижу росные туманы!
Я слышу липовый мотив!
(И. Северянин «Эпилог»)

Записать предложения, выписать из них словосочетания. Определить тип связиМой мозг прояснили дурманы,Душа влечется в примитив.Я

Слайд 4 Ответы
Мой мозг (мест. + сущ. = согл.)
Мозг прояснили (сущ. + глаг.

= управ.)
Влечется в примитив ( глаг. + сущ. = управ.)
Росные туманы (сущ. + прил. = согл.)
Вижу туманы (глаг. + сущ. = управ.)
Слышу мотив (глаг. + сущ. = управ.)
Липовый мотив (прил. + сущ. = согл.)

ОтветыМой мозг (мест. + сущ. = согл.)Мозг прояснили (сущ. + глаг. = управ.)Влечется в примитив (

Слайд 5 Что такое словосочетание?
Словосочетание – сочетание
двух и более знаменательных
слов, связанных

по смыслу
и грамматически.
Это единица синтаксиса.

Что такое словосочетание?Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически.Это единица

Слайд 6 Виды словосочетаний по способу связи:

Согласование
Зависимое слово отвечает на вопросы Какой? Чей?
Управление
Зависимое

слово отвечает на вопросы косвенных падежей
Примыкание
Зависимое слово – неизменяемая часть речи


Виды словосочетаний по способу связи:СогласованиеЗависимое слово отвечает на вопросы Какой? Чей?УправлениеЗависимое слово отвечает на вопросы

Слайд 7 Виды словосочетаний:

По типу главного слова:
Именные (письмо мужу, верные мне, трое в

масках, кто-то из вас);
Наречные (очень быстро);
Глагольные (пилить дрова).

Виды словосочетаний:По типу главного слова:Именные (письмо мужу, верные мне, трое в масках, кто-то из вас);Наречные (очень

Слайд 8 Не являются словосочетаниями!!!

Основа предложения (мальчик уехал),
Однородные члены (быстрый и внимательный),
Предлоги со словами

(в течение часа),
Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)

Не являются словосочетаниями!!!Основа предложения (мальчик уехал),Однородные члены (быстрый и внимательный),Предлоги со словами (в течение часа),Составные

Слайд 9 В каком ряду даны все словосочетания со связью согласование?
1) падающий снег,

любимая игрушка, кто-то из нас
2) разрисованная витрина, любящие родители, развешанные на стенах
3) удивительная тишина, у твоего дома, вымытый пол
4) свое присутствие, некоторые наречия, придуманный мною


В каком ряду даны все словосочетания со связью согласование?1) падающий снег, любимая игрушка, кто-то из

Слайд 10 В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?

1) образованный от

наречия, каждый из присутствующих, нашел среди цветов
2) увидеть из окна, любить жизнь, смотреть внимательно
3) оба пенсионера, усиливающаяся тревога, долго молчали
4) трое из нас, переходит через границу, смотреть вдаль

В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?1) образованный от наречия, каждый из присутствующих,

Слайд 11 В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1) вкратце изложить, работать

молча, сомневаюсь в этом
2) откуда-то издалека, кофе по-турецки, яйцо вкрутую
3) говорить невпопад, два рубля, любуясь собою
4) сжечь дотла, говорить вполголоса, в пустую комнату

В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?1) вкратце изложить, работать молча, сомневаюсь в этом2)

Слайд 12 В каком ряду НЕТ ошибок в построении словосочетаний?

1) согласно пословице, прикоснуться

к горячей плите
2) коснуться проблем, скучаю за тобой
3) различать союзы, преимущество надо мной
4) директор училища, заведующий аптеки

В каком ряду НЕТ ошибок в построении словосочетаний?1) согласно пословице, прикоснуться к горячей плите2) коснуться

Слайд 13 В каком примере НЕВЕРНО указан вопрос к зависимому слову от глагола?


1)

возмущаться (чем?)…
2) упрекать (в чем?)…
3) беспокоиться ( за что? за кого?)…
4) порицать (за что?)…

В каком примере НЕВЕРНО указан вопрос к зависимому слову от глагола?1) возмущаться (чем?)…2) упрекать

Слайд 14 Тесты
Из предложений выпишите словосочетания со связью
1.Согласование И нежная психика ребёнка

не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.
2. Управление
Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.
3. Из предыдущего предложения выписать словосочетания со связью примыкание.

ТестыИз предложений выпишите словосочетания со связью 1.Согласование  И нежная психика ребёнка не справляется - восприятие

Слайд 15 Ответы

1. Нежная (какая?) психика - согласование
2. Судьбу (кого?) человека; стать (чем?)

звездой; решить (что?) судьбу – управление
3. Прочитанная (как?) вовремя - примыкание

Ответы 1. Нежная (какая?) психика - согласование2. Судьбу (кого?) человека; стать (чем?) звездой; решить (что?)

Слайд 16 Задания
1. Укажите среди предложений 1-7 такое, в котором используется словосочетание со

связью ПРИМЫКАНИЕ.
2. Укажите среди предложений 8, 9 такое, в котором используется словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.
3. Укажите тип связи, используемый в словосочетании ЧУДЕСНОЙ ФОРМОЙ (предложение 15).

Задания1. Укажите среди предложений 1-7 такое, в котором используется словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.2. Укажите среди предложений

Слайд 17 Ответы

1) предложение 2 (видны отчетливо)
2) предложение 8 (отточенная художественно)
3) согласование

Ответы 1) предложение 2 (видны отчетливо)2) предложение 8 (отточенная художественно)3) согласование

Слайд 18
Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входит в состав предложения?
Переполненный радостью,

я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.
Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Три года тому назад я стремительно уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Для России такой путь заказан.
Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании стыдно перед ними из предложения
Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность

Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входит в состав предложения?Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его

Слайд 19Ответы
1. Переполненный радостью, вскочил на дворец,
превратив в груду, в

груду песка, превратив снова (5).
2. Стремительно уехал.
3. Стыдно (перед кем?) перед ними – управление.



Ответы 1. Переполненный радостью, вскочил на дворец,  превратив в груду, в груду песка, превратив

Слайд 20 Задание на самоподготовку:
1) повторить теорию;
2) упр. 104 с.81 ( Вл., Р.)

Задание на самоподготовку:1) повторить теорию;2) упр. 104 с.81 ( Вл., Р.)

Слайд 21 Список литературы
Русский язык. 10-11 классы. / В. Ф. Греков, С. Е.

Крючков, Л. А. Чешко / Просвещение, 2004
Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. / Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. – 2-е изд., перераб. и доп.- ВАКО,2004
Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. -М, 2005


Список литературы Русский язык. 10-11 классы. / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А.

Слайд 22Веточки берёзы
Интернет - ресурсы
Сайт: http://pedsovet.su/

Веточки берёзыИнтернет - ресурсыСайт: http://pedsovet.su/

Слайд 23СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть