Слайд 1Собеседование по русскому языку
Работа учителя высшей категории МБОУ «Гимназия№1 им. Н.М.Пржевальского»
Шубняковой Т.И.
Слайд 2Федеральный компонент государственных образовательных стандартов
Перечень элементов содержания, составленный на основе
ФГОС основного общего образования по русскому языку.
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» .
Слайд 3«Государственная итоговая аттестация по учебному предмету должна включать оценку уровня владения
не только письменной, но и устной речью»
Слайд 4Цель введения устной части
усиление стратегического направления развития современной школы –
коммуникативной направленности в обучении.
Слайд 5В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро
адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии.
Слайд 6Задачи
1) объективная проверка требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
к усвоению всех видов речевой деятельности, включая говорение;
2) выход на разнообразные социально-экономические, культурологические, социально-психологические тренды, на которые должно адекватно отреагировать образование в целом и государственная итоговая аттестация, которая с точки зрения современных педагогических представлений не должна сводиться только к оцениванию;
3) актуализация устной речи как педагогического явления в образовательном процессе.
Слайд 7В 2016-2017 учебном году прошла успешная апробация в следующих регионах РФ:
Московская
область;
Чеченская Республика;
Татарстан
Участие в ней приняли около 1,5 тысяч обучающихся. По итогам апробации была доработана модель устной части ГИА. Ее широкомасштабная апробация проведена осенью 2017 года.
Слайд 8Коммуникативная компетенция - овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной
и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Коммуникативная компетенция – важнейшее личное достижение школьника в образовании
Слайд 9Коммуникативная компетенция
Речеведческие знания,
навыки
Коммуникативные навыки
Продуктивные Репродуктивные
Говорение Письмо Чтение Аудирование
Диалог Монолог
Слайд 10Категория участников апробации итогового собеседования (ИС)
В апробации ИС принимают участие все
обучающиеся 9 классов
Слайд 11Проведение итогового собеседования
ИС проводится в своей школе
ИС проходит в период учебного
процесса
В день проведения ИС в 8:30 часов
с Интернет-ресурсов технический специалист ОО скачивает КИМ ИС
и передает их организатору, ответственному за проведение ИС в ОО (руководитель ОО)
Кадровые ресурсы: на ИС (привлекаются учителя школы)
КИМ ИС размещаются на Интернет-ресурсах
за 30 минут до проведения
Слайд 12Помещение для проведения ИС (аудитория)
Место для эксперта
Звукозаписывающее устройство
Место для
участника ИС
Место
для
экзаменатора-собеседника
Слайд 13Обязанности экзаменатора
Экзаменатор-собеседник (учитель с высшим образованием
и коммуникабельными навыками, независимо от
предметной специализации):
До 8.45 часов получает в Штабе у ответственного организатора «Ведомость учета проведения ИС в аудитории», КИМ ИС (тексты для чтения, листы
с тремя темами беседы, карточки с планом беседы по каждой теме).
Все материалы раскладывает на своем рабочем месте в аудитории отдельными стопками;
Совместно с экспертом знакомится с заданиями, темами беседы
и примерным кругом вопросов для обсуждения с участником;
Слайд 14Обязанности экзаменатора
В аудитории проверяет паспортные данные (Ф.И.О.) участника ИС;
Выдает участнику ИС
КИМ (один экземпляр выдается эксперту);
Фиксирует время начала и время окончания ИС в форме «Ведомость учета проведения ИС в аудитории»;
Проводит собеседование с обучающимся по выбранной им теме;
Следит за соблюдением временного регламента
Слайд 15Обязанности экзаменатора
Экзаменатор-собеседник доброжелателен, улыбаясь, ведёт диалог, не исправляет ошибки, не вмешивается
в речь участника, апеллирует к личному опыту ребёнка, его эмоциям.
Слайд 16Обязанности эксперта
Эксперт (только учитель русского языка и литературы):
Получает у ответственного организатора
в Штабе «Протокол эксперта для оценивания ответов участников ИС» (по количеству участников ИС
в аудитории), критерии и дополнительные схемы оценивания;
Совместно с экзаменатором-собеседником знакомится с заданиями, темами беседы и примерным кругом вопросов для обсуждения
с участником;
Получает от экзаменатора-собеседника один комплект КИМ;
Слайд 17Обязанности эксперта
Оценивает качество речи участника ИС непосредственно по ходу общения
с ним.
При затруднении в оценивании ответа участника ИС эксперт имеет возможность повторно прослушать и оценить ответ по записи
по завершении всей процедуры проведения ИС в аудитории;
В режиме реального времени заносит в протокол эксперта для оценивания ответов участников ИС (оформляется на каждого участника ИС отдельно) все необходимые сведения об участнике;
В протоколе проставляет «зачет» или «незачет». «Зачет» от 10 до 19 баллов
Слайд 18Ответственный за передвижение участников ИС:
получает у ответственного организатора список участников ИС;
согласно
списку приглашает с урока участника ИС и сопровождает его в аудиторию проведения (отмечает в списке приглашенного участника. В случае отсутствия участника проставляет в графе «Аудитория» «н»);
напоминает участнику о необходимости оставить личные вещи
в специально отведенном месте для личных вещей, расположенном до входа в аудиторию, и взять с собой в аудиторию паспорт;
сопровождает по окончании ИС участника в учебный кабинет
на урок
Слайд 19Дежурный, отвечающий за соблюдение порядка и тишины:
осуществляет контроль за личными вещами
участников ИС (остаются до входа в аудиторию);
отвечает за соблюдение порядка и тишины
Слайд 20Памятка для участника итогового устного собеседования по русскому языку
На выполнение работы
Вам отводится в среднем 15 минут.
КИМ состоит из четырех заданий, включающих в себя: чтение текста вслух;пересказ текста с привлечением дополнительной информации; монологическое высказывание по одной из выбранных тем;диалог с экзаменатором-собеседником.
Вам будет предложено три темы для собеседования на выбор.
На протяжении всего времени Вашего ответа ведётся аудиозапись.
Слайд 21 Перед началом своего ответа проговорите свою фамилию, имя и отчество,
а также номер варианта.
Перед ответом на каждое задание Вам необходимо произнести номер этого задания.
Беседа проводится экзаменатором-собеседником.
Итоговое собеседование проходит в присутствии эксперта, оценивающего Ваш ответ по системе «зачет»/«незачет».
Памятка для участника итогового устного собеседования по русскому языку
Слайд 22Внимание
Прежде чем приступить к ответу участник итогового собеседования проговаривает в средство
аудиозаписи свою фамилию, имя, отчество, номер варианта.
Перед ответом на каждое задание участник итогового собеседования произносит номер задания.
Слайд 23Внимание
Между ответами участников итогового собеседования допускаются перерывы для экзаменаторов-собеседников и экспертов.
В этом случае запись ставится на паузу, либо сохраняется как первая часть файла. При этом в наименовании файла необходимо отразить соответствующую информацию (например, «часть 1»). После перерыва аудиозапись продолжается.
Слайд 24МОДЕЛЬ
ИТОГОВОГО УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Слайд 25
МОДЕЛЬ ИТОГОВОГО УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Слайд 26Для чтения учащимся будут предложены тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях
России, что преследует важные воспитательные и познавательные цели.
Текст сопровождается иллюстрациями, которые помогут учащемуся наиболее полно сформировать представление о человеке – герое текста. Объём текстов варьируется в пределах 150–170 слов.
Слайд 27Характер заданий
Задание 1 – выразительное чтение вслух текста. Время
на подготовку – 2 минуты.
Чтение текста вслух -2 мин
Слайд 28Проверяется
понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны
устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, фразовое ударение, словесное ударение, повышение – понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.
умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины (например, Юрий Алексеевич Гага̀рин, Байкону̀р).
Слайд 29Одно из условий
наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи. К
тому же числительное использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять
Слайд 30Система оценивания выполнения отдельных заданий. Задание 1
Максимальное количество баллов за чтение
– 2.
ИЧ Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста-1
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста-0
ТЧ Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
1 Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. 0
Слайд 31Типичные ошибки
неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются
в словах, в которых стоит знак ударения;
искажения в чтении имён собственных (Вернонский вместо Вернадский), терминов (минералогия, кристаллография), научной и публицистической лексики (естествоиспытатель, генералиссимус);
наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.
Слайд 32
МОДЕЛЬ ИТОГОВОГО УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Задание 2
Слайд 33Характер заданий
Задание 2 – побробный пересказ текста с привлечением дополнительной
информации. Время на подготовку – 1 минута. Выполнение задания по тексту -3 мин.
Важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли цельный текст, высказывание должно быть введено любым из способов цитирования. Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание.
Слайд 34Система оценивания выполнения отдельных заданий. Задание 2
За верное выполнение задания 2
(пересказ текста с привлечением дополнительной информации) выпускник получает 4 балла
П1Сохранение при пересказе микротем текста . Все основные микротемы исходного текста сохранены-1
Упущена или добавлена 1 или более микротем. -0
Слайд 35Система оценивания выполнения отдельных заданий. Задание 2
П2 Соблюдение фактологической точности
при пересказе
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет -1
Допущены фактические ошибки (1 и более)- 0
Слайд 36Система оценивания выполнения отдельных заданий.Задание2
П3 Работа с высказыванием
Приведённое высказывание включено в
текст во время пересказа уместно, логично -1
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и/или не логично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа - 0
Слайд 37Система оценивания выполнения отдельных заданий. Задание 2
П4 Способы цитирования
Ошибок нет -1
Допущены ошибки при цитировании (одна и более) -0
Максимальное количество баллов за всё задание- 4
Слайд 38Типичные ошибки
неоправданно длинные паузы в речи;
искажения в произношении имён
собственных и терминов;
фактические ошибки при пересказе;
сжатый пересказ вместо подробного;
пропуски важных микротем текста;
неумение логично включать высказывание в пересказ;
неумение использовать способы цитирования в речи.
Слайд 39Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2
(Р1)
Г Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет -1
Допущены грамматические ошибки (одна и более)- 0
О Соблюдение орфоэпических норм
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) -1
Допущены орфоэпические ошибки (две и более)-0
Слайд 40Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2
Р
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок -1
Допущены речевые ошибки (четыре и более) -0 Иск. Искажения слов
Искажений слов нет -1
Допущены искажения слов (одно и более) -0
Максимальное количество баллов- 4
Слайд 41Внимание
Оценивая правильность речи заданий 1 и 2 итогового собеседования, экзаменатор не
должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил.
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10.
Слайд 42
МОДЕЛЬ ИТОГОВОГО УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Задание 3
Слайд 43Внимание
Учащийся не обязан в своем ответе использовать элементы только выбранного типа
речи, но тем не менее, содержание наводящих вопросов предписывают строить текст по определенной типологической модели.
Слайд 44
МОДЕЛЬ ИТОГОВОГО УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Задание 3
Слайд 45Характер заданий
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание. Время на подготовку
– 1 минута. Высказывание не должно занимать более 3 минут
Учащийся выбирает не тип речи, он выбирает коммуникативную цель, которая реализуется определенным способом с помощью отобранных приемов.
Слайд 46При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают
сущностными характеристиками текста: смысловая цельность, членимость и законченность.
Слайд 47Внимание
Повествование обладает колоссальной информационной насыщенностью, вбирая в себя разные объекты реальности
(место, время, люди, имена, поступки), без которых цель сообщения не может быть эффективно реализована.
Описанию трудно предписать жесткий порядок, устанавливающий последовательность перечисляемых признаков и свойств выбранного объекта, поэтому учащимся бывает так сложно строить тексты этого типа речи.
Слайд 48Внимание
Рассуждение оперирует категориями, и они не всегда имеют соответствия в эмпирическом
опыте учащегося, между понятиями устанавливаются сложные логико-смысловые связи (причина, следствие, противопоставление, аналогия и т.д.). С другой стороны, рассуждение имеет жесткую схему развертывания, которая организует высказывание
Слайд 49Критерии оценивания монологического высказывания (М). Задание3
Выполнение коммуникативной задачи М1
Участник
справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют -1
Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки, и/или привёл менее 10 фраз по теме высказывания -0
Слайд 50Критерии оценивания монологического высказывания (М)
М2 Учёт условий речевой ситуации
Учтены
условия речевой ситуации- 1 Условия речевой ситуации не учтены- 0
М3 Речевое оформление монологического высказывания (МР)
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена -1
Слайд 51Максимальное количество баллов -3
Слайд 52Внимание
М1 «Выполнение коммуникативной задачи»
Учащийся должен создать монологическое высказывание объёмом не менее
10 фраз по выбранной теме, при ответе рекомендовано ответить на 4 вопроса, сформулированные в задании. Однако учащийся имеет право дополнить или изменить свой план ответа в зависимости от коммуникативного замысла, т.е. не отвечать на предложенные вопросы или ответить лишь на некоторые, развивать содержание монолога по своему усмотрению.
Слайд 53М2 -учет учеником речевой ситуации.
Речевая ситуация — одна из основных единиц
речевого общения. Понятие речевой ситуации включает в себя сферу речевого общения, предмет речи, условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение, социальные связи и личные отношения между говорящими, цели, задачи речевых действий, речевых поступков.
Сфера речевого общения и предмет речи определяют выбор функциональной разновидности языка для общения, функционального стиля
Слайд 54
МОДЕЛЬ ИТОГОВОГО УСТНОГО
СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Задание 4
Слайд 55Характер задания
Задание 4 – участие в диалоге. Отвечает на вопросы
-3 мин.
Диалог не превращается в допрос, а воспроизводит естественную и привычную форму речевого взаимодействия, предполагающую свободное самовыражение.
Слайд 56Характер задания
Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке собеседника. Обращаем внимание,
что вопросы подобраны таким образом, что помогают расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи экзаменуемого, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала.
Слайд 57Критерии оценивания монологического высказывания (Д). Задание4
Д1 Учащийся справился с коммуникативной задачей.
Даны ответы на все вопросы в диалоге- 1
Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы- 0
Д2 Учет условий речевой ситуации
Учтены условия речевой ситуации-1
Условия речевой ситуации не учтены-0
Максимальное количество баллов за диалог -2
По критерию Д1 оцениваются ответы ученика на все вопросы, заданные собеседником, в целом.
Слайд 58Внимание
Не следует отдельно анонсировать переход к заданию 4 («Теперь мы переходим
к следующему заданию. Вы должны будете полно ответить на мои вопросы»). Диалог, как и в обычной речи, должен создавать впечатление спонтанности, непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика.
В зависимости от содержания монологического высказывания учащегося можно менять последовательность вопросов, уточнять и дополнять информацию. Экзаменатору не следует зачитывать вопрос по бумажке, необходимо создавать ситуацию естественного общения.
Слайд 59Внимание
Чтобы избежать коммуникативной неудачи, экзаменатору необходимо помочь ученику развить своё высказывание:
выразить удивление, переспросить, уточнить его ответ.
Слайд 60Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.
Критерии оценивания
диалога (Д)
Д1 Участник справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге- 1 Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы -0
Д2 Учёт условий речевой ситуации Учтены условия речевой ситуации -1 Условия речевой ситуации не учтены-0
Максимальное количество баллов 2
Слайд 61Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)
Г Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет -1
Допущены грамматические ошибки (одна и более) -0
О Соблюдение орфоэпических норм
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок -1
Допущены орфоэпические ошибки (три и более)- 0
Слайд 62Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)
Р Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок -1
Допущены речевые ошибки (четыре и более) -0
РО Речевое оформление
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции -1
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции- 0
Максимальное количество баллов 4
Слайд 63Внимание
Оценивая правильность речи заданий 3 и 4 итогового собеседования, экзаменатор не
должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил.
Слайд 64Типичные ошибки экзаменаторов-собеседников при организации диалога задания 4
· неумение создать атмосферу
«живой» беседы;
· отсутствие непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика;
· вопросы задаются формально, читаются по бумажке;
· неумение стимулировать речь учащегося;
· неумение создать комфортную психологическую обстановку для учащегося, в которой он не боится устного ответа.
Слайд 65Итог
Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.
Общее количество
баллов за выполнение всей работы – 19.
Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.
Общее время ответа ученика (включая время на подготовку) – 15 минут
Слайд 66
Основные понятия в критерии оценивания выразительного чтения
Интонация
Соответствие интонации пунктуационному оформлению
текста
Темп
Слайд 67Интона́ция
(лат. intonō «громко произношу») — совокупность просодических характеристик предложения: тона
(мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации.
Слайд 68Интонационные приемы
мелодика,
тембр,
громкость голоса,
паузы,
логическое ударение,
темп речи.
Слайд 69Немного теории
Различают 6 видов незаконченной интонации: обособления и перечисления, вводности и
предупреждения, звательности и противопоставления.
При перечислении следует делать паузы после каждого однородного члена, а на самих членах расставлять логические ударения.
Интонации вводности присущ убыстренный темп речи и отсутствие как пауз, так и логических ударений.
Слайд 70Обособленные члены предложения отделяют паузами (причем первая пауза длиннее, а вторая
короче) от основы предложения, при этом выделяя их ударениями.
Для предупредительной интонации (ее еще называют интонационным двоеточием) характерно разбиение предложения глубокой паузой на две части. При этом вторая часть начинает произноситься более высоким голосом.
Слайд 71Интонация противопоставления обычно присуща сложным предложениям. В письменном виде ее выражают
знаком препинания -тире.
Произнесение противопоставительного упражнения для интонации отличается паузой в середине предложения и резким повышением голоса в начале второй части и в конце первой.
Слайд 72Упражнения
Ведущий: «Произнесите по кругу фразу с разными интонациями»
Умница! Молодец! (с благодарностью,
с восторгом, иронично, огорченно, гневно)
Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).
Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением) И Т.Д.
Слайд 73«РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ»
(игра, предложенная В.Леви, подходит для детей 8-12 лет)
— шепотом,
- с
максимальной громкостью
- с пулеметной скоростью,
- со скоростью улитки,
- как робот,
- как иностранец.
Слайд 74Логическое ( смысловое) ударение
— это опора мысли, это «указательный палец», который
выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов.
Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными.
Слайд 75Логическое ( смысловое) ударение
чаще всего достигается повышением или понижением тона
— тональное ударение.
Иногда слово или группа слов в предложении выделяют-с помощью логических пауз перед выделяемым словом или двумя паузами: до и после выделяемого слова.
Слайд 76Логические паузы
делят фразу на определенные группы слов — речевые такты. Хотя
пауза есть некоторый перерыв в звучании, с ней не должна обрываться главная мысль предложения.
Слайд 77Логические паузы
Кроме того, так как русскому языку присуща плавность, слитность звучания,
логическая пауза — это не всегда остановка в полном смысле этого слова, иногда это только понижение или повышение голоса на определенных словах (например, мелодический перелом между составами предложения, замедление речи и пр.).
Слайд 78Интонация пунктуационных знаков
Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения. Интонация на
точке связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем знаку, — «голос положить на дно».
Слайд 79Интонация пунктуационных знаков. Точка
Но чаще всего точка предполагает развитие мысли в
следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается.
Слайд 80Понаблюдай !
«Не спеши, | не будь тороплив в речи. | Не
все понимают быструю речь. | Иной оратор, | как горох, сыплет слова, | не уследишь за его речью. ||
Слайд 81Интонация пунктуационных знаков. Точка с запятой
Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но
более короткую, чем при соответствующей паузе на точке, соединяя в единое целое части одного описания.
Например: «Его речь была краткой, | связной, | неумолимо логичной; | он никогда не говорил лишних слов; | каждая фраза... | — необходимое звено в цепи доводов». ||
Слайд 82Интонация пунктуационных знаков. Запятая
Запятая говорит о том, что
мысль не закончена, а на ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается повышение голоса.
В речи запятая означает соединительную логическую паузу.
Слайд 83Интонация пунктуационных знаков. Двоеточие
Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и
обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним.
Голос на двоеточии остается на одной ноте.
Слайд 84Интонация пунктуационных знаков. Скобки
В звучащей речи слова, стоящие
в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами.
Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте
Слайд 85Понаблюдай !
«В природе | (поскольку мы оставляем в стороне обратное действие
на нее человека) | действуют одна на другую лишь слепые, | бессознательные силы, | во взаимодействии которых и проявляются общие законы». ||
Слайд 86Интонация пунктуационных знаков. Кавычки
Кавычки. Слова, стоящие в кавычках, произносятся отдельно от
всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т.д
Слайд 87Интонация пунктуационных знаков. Многоточие
К.С. Станиславский говорил, что при многоточии «наш голос
не подымается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе».
Слайд 88Темп речи
Некоторые подсказки:
четко произносите слова
делайте время от времени паузы в
сообщении (паузы помогают выровнять темп речи, собраться с мыслями и четко изложить свои соображения)
подстраивайте свой темп речи под темп речи собеседника
не несущие смысловой нагрузки звуки, которыми люди часто “разбавляют” речь, а также междометия и слова-паразиты создают эффект разорванности и нарушают обычный темп
Слайд 89Микротема — это составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать
главной мыслью абзаца.
Словарь методических терминов
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Слова, передающие основную информацию в тексте. Способствуют успешному пониманию воспринимаемого на слух либо читаемого текста. Работе с К. с. уделяется большое внимание на занятиях по языку: учащимся предлагаются специальные упражнения на выделение таких слов и оформление собственного высказывания с опорой на К. с.
Слайд 90 Пути подготовки
Уроки подготовки к выразительному чтению
Конкурсы чтецов
Упражнения по
интонированию текста, работа над постановкой логического ударения, пауз
Работа по орфоэпии (в рамках уроков)
Использование факультативов
Слайд 91Критерии к заданию «Монологическое высказывание».
ученик справился с коммуникативной
задачей
высказывание характеризуется смысловой цельностью
логические ошибки отсутствуют
последовательность изложения не
нарушена
Слайд 92Критерии к заданию «Монологическое высказывание».
богатство словаря и точностью выражения
мысли
разнообразие грамматических конструкций
слушать и понимать вопросы собеседника
давать точные и полные ответы на вопросы,
был вежлив и корректен
Слайд 93Точность речи зависит от умения пишущего отбирать слова и выражения, наиболее соответствующие
передаваемому содержанию.
Чистота речи- ее незасоренность словами и выражениями, чуждыми литературному языку.
Слайд 94 Выразительность речи создается с помощью отбора языковых средств, соответствующих условиям
и задачам общения.
Это качество речи предполагает, что ученик чувствует функциональный стиль, понимает особенности данной ситуации и при выборе слов и выражений учитывает условия и задачи общения.
Слайд 95 Речь небогатая и просто бедная отличается ограниченным объемом словаря,
неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием. Обычно она состоит из коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними.
Слайд 96Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания людей, осуществляется по следующим основным
каналам:
речевому (вербальному, от лат. «устный, словесный»);
неречевому (невербальному).
Слайд 97Неречевое (невербальное) общение
внешние проявления человеческих чувств и эмоций
движение мышц лица
жестовые движения
поза,
осанка
прикосновения в ситуации общения
расположение людей в пространстве при общении
Слайд 98Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%,
звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%.
Слайд 99 О критерии «Взаимодействие с собеседником» (-)
Взаимодействие с собеседником достигнуто, но
экзаменуемый не всегда проявлял умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу (совершил более 2 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен.___ 1 (2)
Слайд 100Коммуникационные ошибки
невнимательность
слишком много вопросов
затянувшаяся пауза
монотонность речи
угрюмое или сердитое выражение лица
привычка перебивать
других
«я никогда не ошибаюсь!»
разговор на негативные темы
скука
безразличие.
Слайд 101Пути подготовки
организация бесед
организация диспутов
организация дебатов
Слайд 102Дебаты
Основой является тезис, который определяет позиции сторон, влияет на отбор аргументов
Слайд 103Речевая (в том числе стилистическая) ошибка –
это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы,
а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм
Слайд 104К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам относятся:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление иностилевых слов и выражений;
3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
5) смешение лексики разных исторических эпох;
6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языкесочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью);
Слайд 105К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам относятся:
7) употребление лишнего слова (плеоназм);
8) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
9) необоснованный пропуск слова;
10) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
11) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения
Слайд 106Проведенная апробация выявила
следующие речевые ошибки:
нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология,
речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
Слайд 107Наиболее частотные ошибки
1.Неразличение (смешение) паронимов: Хищное (вместо хищническое) истребление лесов привело
к образованию оврагов; В конце собрания слово представили (вместо предоставили) известному ученому;
2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним место; иноязычное слово импонируеттакже требует синонимической замены).
Слайд 108Наиболее частотные ошибки
3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части
текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а не веселый и мажорный не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака).
4. Нарушение лексической сочетаемости: В этом книжном магазине очень дешевые цены; Леонид вперед меня выполнил задание; Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект.
Слайд 109Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы:
в структуре слова, словосочетания или предложения;
это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте.
Слайд 110Не смешивать ошибки грамматические и орфографические! Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании
форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи в нарушении границ предложения.
Например: – подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс)
Слайд 111Грамматическая ошибка
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания
(норма для употребленного в тексте значения глагола движет);
2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует …даст.., научит… или …дает…, учит…);
3) ошибки в употреблении дей ствительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцыпоклонились(норма вый дя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут);
6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов.
Слайд 112 Типичные синтаксические ошибки
1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить
внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частицавсегодолжна стоять перед подлежащим: … всего две проблемы);
Слайд 113 Типичные синтаксические ошибки
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять
за честь и справедливость привлекают автора текста;
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве
Слайд 114Пути подготовки
ежегодная проверять технику чтения в начале и в конце года
(на тексте научного характера);
учить смысловому выразительному чтению текста вслух, пересказу текста по плану;
учить развёрнутому устному (письменному) ответу на вопрос проблемного характера;
учить работе с иллюстративным материалом (описание, рассказ);
учить умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
учить правилам ведения диалога;
Слайд 115соблюдать нормы русского литературного языка (произношение,употребление словоформ, построение предложений);
обогащать словарный
запас и грамматический строй речи;
формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Слайд 116Где можно прочитать? Что использовать
Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. Совместно с фирмой
РИД, 2003. (Программа элективного курса «Уроки русской словесности» (7- 9 классы)
Н.Н. Кохтев. Риторика : учебное пособие для учащихся 8-11 классов учебных заведений с углубленным изучением гуманитарных предметов, лицеев и гимназий
А.К.Михальская. Русский язык. Риторика.10-11 классы
Слайд 117Где можно прочитать? Что использовать
Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово
Львов
М.Р. Риторика. Культура речи
Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения
Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения