Слайд 1
Полногласные и неполногласные
сочетания
(урок русского языка в 5 классе)
Презентацию подготовила
учитель русского языка и
литературы МБОУ «СОШ №48»
г. Перми
Колбина Галина Ивановна
Слайд 4Цель : познакомить учащихся с
полногласными и неполногласными сочетаниями
и сформировать умение выделять такие сочетания.
Задачи:
1.Создать условия для развития внимания, речи учащихся, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
2.- для формирования коммуникативных УД; 3.- для развития навыков самоконтроля и самооценки.
Слайд 5Обозначьте в словах морфемы и выделите чередующиеся сочетания звуков.
МОЛОЧНЫЙ-
МЛЕЧНЫЙ; БЕРЕГ- БРЕГ; ХОЛОДНЫЙ- ХЛАДНЫЙ;ОБМОРОК- МРАК; ВОРОН- ВРАН; МОЛОД- МЛАД; СТОРОНА- СТРАНА; ГОЛОС- ГЛАС; СТОРОЖ- СТРАЖ; ЗАГОЛОВОК- ЗАГЛАВИЕ; МОЛОКО- МЛЕКОПИТАЮЩЕЕ; ПРИВЕРЕДЛИВЫЙ- ВРЕДНЫЙ; ПОВОРОТ- ВОЗВРАТ; БЕРЕЖЛИВЫЙ- НЕБРЕЖНЫЙ.
4 б
Слайд 6Подберите пары с полногласными и неполногласными сочетаниями к словам:
огород, короткий,
поворотиться, дорогой, схоронить, посторониться, здоровье, древо, посредине.
5 б
Слайд 7Найдите и выпишите слова с сочетаниями -ере- и -ре-
В свете
есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
(А. Пушкин.)
Если вам хочется, сделайте рисунки к отрывку из сказки.
1 б + 2 б за рисунок
Слайд 8Вставьте в текст пропущенные буквы.
1)«М..роженое! – вдруг
вскрикнула мама и побежала на кухню к х..л..дильнику. (С. Прокофьева.) 2) Волька почувствовал, как по всему телу пробежал пр..ятный х..л..док. (Л. Лагин.) 3) Солнце п..з..л..тило и нагрело воздух, а кустарники, травы и тихо дымящаяся р..систыми и..п..рениями земля остро заблагоухали. (Ф. Залтен.) 4) Лягушки - хл..днокровные животные. И какая бы х..л..дная вода ни была, им все равно. (С. Образцов.)
Придумайте как можно больше слов с полногласными и неполногласными сочетаниями в корне. Не стесняйтесь придумывать длинные слова, например, предосторожность.
6 б + 1 б за слово
Слайд 9Прочитайте лингвистическую сказку и докажите, что Град по-прежнему в почете.
1.Приведите
2-3 аргумента в пользу Града.
2.Сделайте вывод.
3.Высказывание должно быть выразительным и точным.
Команда-победитель - 5 баллов
Решил Город навестить своего брата, которого звали Град и который жил теперь уединенно.
– Как ты живешь? Как твое здоровье? – начал веселый и шумный Город. – Ты редко появляешься в обществе, о тебе стали уже забывать.
– Да, моя слава за последние годы пошатнулась, – ответил осунувшийся, похудевший Град. – Ты, дорогой брат, потеснил меня. Ты со всеми словами в дружбе, в любой книге, в любом стихотворении, в журнале, в газете – везде тебе почет и уважение: генеральный план города (а не града!), застройка городов, население города... Всюду только и слышно: город, город...
– А разве тебе плохо живется в словах Волгоград, градостроительство, градостроитель? Разве эти слова не говорят о том, что ты по-прежнему в почете, – подбадривал брата Город.
Под напором этих аргументов Граду ничего не оставалось делать, как согласиться, что он еще не забыт и занимает почетное место в языке. Но в душе он завидовал шумному и счастливому Городу.
Д. З. НА ВЫБОР:
1.- УПР.547
2.- УПР.552
3.- УПР.549
Какую орфограмму изучили?
Какое упр.понравилось больше?
Какое задание оказалось сложным?
Слайд 11ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
15 – 20 баллов – « 5 »
9 – 14
баллов – « 4 »
Меньше 9 баллов – « 3 »
СПАСИБО ЗА УРОК !