Слайд 1Развитие орфографической зоркости на уроках в начальной школе
Слайд 2«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая
деятельность.
Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение,
тем легче даётся ему правописание».
Н. С. Рождественский
Слайд 3Эффективные приемы формирования орфографической зоркости
Слайд 4 У младших школьников следует формировать 4 собственно орфографических умения,
а именно:
Ставить орфографические задачи, т.е. обнаруживать орфограммы (орфографическую зоркость);
устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило);
применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);
проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
Слайд 5
Традиционно в методике выделяются следующие группы орфографических упражнений:
Грамматико-орфографический разбор.
Списывание.
Диктант.
Лексико-орфографические упражнения.
Изложения.
Слайд 6Специально организованное списывание
Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством
В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех. В классе алгоритм списывания составляется с детьми коллективно и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании.
Слайд 7Специально организованное списывание
Памятка
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4. Прочитай предложение так, как оно написано.
5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.
7. Проверь написанное:
а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
б) подчеркни орфограммы в написанном;
в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Слайд 8Прием сознательного пропуска буквы
“Знаю - пишу, не знаю - оставляю
пропуск”. При его использовании алгоритм действий ученика выглядит следующим образом:
Прослушай слово.
Запиши столько чёрточек, сколько звуков в слове.
Обведи кружочком те, которые обозначали звуки в слабых позициях.
Запиши слово буквами, оставляя в отмеченных местах пропуски.
Слайд 9Письмо с “дырками”
Не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься
в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты (зеленый), чтобы выделить трудную букву;
Слайд 10''Секрет письма зеленой пастой''
Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой
пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило – начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.
Слайд 11Какографические упражнения
В лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки. Тонкие
берёски со гнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижит подёлкой заиц . Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы.
Слайд 12Дети должны не только найти и исправить ошибки, но и определить
вид ошибки, распределить слова.
Слайд 14Понедельник – «Вставь букву!»
Вторник – «Найди ошибку!»
Среда – небольшой
диктант (или контрольный, если подошло время).
Четверг – словарный диктант или изложение.
Пятница – «Подбери слово».
Ежедневник учителя