Презентация, доклад по русскому языку на тему Причастие

Содержание

Н. В. Гоголь 1809-1852«Мёртвые души» Гоголя-творение столь глубокое по содержанию и великое по творческой компетенции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и явилось бы одиноким среди изобилия

Слайд 1

Причастие. Изобразительно-выразительная роль причастий.

Причастие-самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы
какая? какой? ? какое? какие?

В предложениях причастия обычно бывают
определениями , реже сказуемыми.
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам и только в единственном числе по родам.
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.
Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета.
Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета.







Причастие.  Изобразительно-выразительная

Слайд 2Н. В. Гоголь 1809-1852
«Мёртвые души» Гоголя-творение столь глубокое по содержанию и

великое по творческой компетенции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и явилось бы одиноким среди изобилия в хороших литературных произведениях»(В.Г.Белинский)
Н. В. Гоголь 1809-1852«Мёртвые души» Гоголя-творение столь глубокое по содержанию и великое по творческой компетенции и художественному

Слайд 3Фрагмент из поэмы Н.В.Гоголя
Старый, обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за

село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохший, казалось один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении. Зелёными облаками и неправильными трепетнолистыми куполами лежали на небесном горизонте соединённые вершины разросшихся на свободе дерев. Белый, колоссальный ствол берёзы, лишённый верхушки, отломленный бурею или грозою, подымался из этой зелёной гущи и круглился в воздухе, как правильная мраморная колонна; косой остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или чёрная птица. Хмель, оглушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную берёзу. Достигнув до середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других деревьев или уже висел в воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колебаемые воздухом. Местами расходились зелёные чащи, озарённые солнцем, и показывали неосвещённое между ними углубление, зиявшее,как тёмная пасть; оно всё было окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в чёрной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные перилы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиной вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клёна, протянувшая сбоку свои зелёные лапы-листы, под один из которых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте.
Фрагмент из поэмы Н.В.ГоголяСтарый, обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле,

Слайд 5И в художественном тексте и на картине-буйное цветение, изумрудное море листьев,

торжество природы. Вместе с тем, на картине Герасимова чувствуется присутствие человека. В тексте Н. В. Гоголя-сад дикий, стихийно разросшийся, уже больше похожий на лес, чем на сад. В тексте гораздо больше деталей.
И в художественном тексте и на картине-буйное цветение, изумрудное море листьев, торжество природы. Вместе с тем, на

Слайд 6Вопросы для группы1.

К какому типу речи относится данный фрагмент текста?
Данный фрагмент

является описанием природы.
Что описывает автор в тексте?
Предметы и их признаки.
В каком стиле написан текст?
Стиль текста-художественный.
Докажите, что Гоголь очеловечивает, одушевляет природу.
В тексте много причастий, благодаря которым мы ощущаем дыхание сада, его стремление к солнцу.

Вопросы для группы1.К какому типу речи относится данный фрагмент текста?Данный фрагмент является описанием природы.Что описывает автор в

Слайд 7Вопросы для группы2.

Какими частями речи широко пользуется автор в описании природы?
В

описании сада Н. В. Гоголь использует глаголы, деепричастия, причастия. Больше всего причастий, их в тексте 25.
Какие формы причастий представлены в этом фрагменте?
Представлены формы действительных и страдательных причастий прошедшего времени совершенного и несовершенного вида.
Какую роль они играют в описании? Какое звучание причастия придают тексту?
Глагольные признаки причастий помогают представить картину в движении.

Вопросы для группы2.Какими частями речи широко пользуется автор в описании природы?В описании сада Н. В. Гоголь использует

Слайд 8Вопросы для группы3.

Представлены ли в тексте причастные обороты?
В тексте много причастных

оборотов: сад, тянущийся позади дома; ствол берёзы, лишённый верхушки; хмель, глушивший внизу кусты бузины, и т.д.
Какой ритм они создают?
Причастные обороты придают тексту мелодичность и особый ритм, создают ощущение плавной мелодии.
Попробуйте расположить предложения с причастными оборотами как стихотворный текст.
Старый, обширный
Тянущийся позади дома сад,
Выходивший за село
И потом пропадавший в поле,
Заросший и заглохлый…

Вопросы для группы3.Представлены ли в тексте причастные обороты?В тексте много причастных оборотов: сад, тянущийся позади дома; ствол

Слайд 9Описание природы
Составьте план описания по данному рисунку.
Какое настроение передаёт пейзаж?

Какую основную мысль вы будете раскрывать?
Составьте словосочетания для описания неба, аллеи, отдельных деревьев. Сгруппируйте словосочетания по плану.
Сравните деревья на переднем плане.
Употребите слова в переносном значении.
Описание природыСоставьте план описания по данному рисунку. Какое настроение передаёт пейзаж? Какую основную мысль вы будете раскрывать?

Слайд 10Домашнее задание
Изобразите весенний лес как деятельное, одухотворённое существо, включив в описание

обособленные определения, выраженные причастными оборотами.
Домашнее заданиеИзобразите весенний лес как деятельное, одухотворённое существо, включив в описание обособленные определения, выраженные причастными оборотами.

Слайд 11Описание природы


Рассмотрите рисунок.
Какое настроение создаёт пейзаж? По данному рисунку составьте

текст, предварительно сформулировав основную мысль его.
Озаглавьте текст.
Подберите прилагательные, причастия и глаголы в переносном значении. Какой стиль вы изберёте для вашего сочинения?
Описание природыРассмотрите рисунок. Какое настроение создаёт пейзаж? По данному рисунку составьте текст, предварительно сформулировав основную мысль его.Озаглавьте

Слайд 12Описание природы
Примерные задания:

Сочинение-размышление.
Сочинение-экскурсия.
Сочинение-воспоминание.
Сочинение-рассуждение о бережном отношении к природе.
Сочинение-повествование, в основе которого

придуманная история о чём-либо.
Сочинение-впечатление по прочитанному произведению.
Сочинение-сравнение двух природных объектов или одного и того же в разное время суток или время года.
Описание природыПримерные задания:Сочинение-размышление.Сочинение-экскурсия.Сочинение-воспоминание.Сочинение-рассуждение о бережном отношении к природе.Сочинение-повествование, в основе которого придуманная история о чём-либо.Сочинение-впечатление по прочитанному

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть