Слайд 1Урок русского языка
2 класс.
Тема, текст, типы текстов.
Подготовила
учитель начальных классов
ГБОУ школа №129 г. Санкт- Петербурга Анисимова Г.В.
Слайд 3Всем нам хочется учиться,
Чтоб работою гордиться.
Будьте же внимательны
И во всём старательны!
Слайд 4Прочитайте предложения.
Снизу лапки, словно одеты в беленькие чулочки. Скоро у неё появился
крошечный щенок. Глазки блестят, как круглые пуговки. Нам подарили собаку Жучку. На голове торчат два остреньких уха.
Можно ли это высказывание назвать текстом?
Слайд 5Вспомните! Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу.
В данном cлучае смысловая связь нарушена. Чтобы это исправить, нужно изменить
порядок предложений.
Слайд 6Снизу лапки, словно одеты в беленькие чулочки. Скоро у неё появился
крошечный щенок. Глазки блестят, как круглые пуговки. Нам подарили собаку Жучку. На голове торчат два остреньких уха.
Слайд 7Нам подарили собаку Жучку. Скоро у неё появился крошечный щенок. На
голове торчат два остреньких уха. Глазки блестят, как круглые пуговки. Снизу лапки, словно одеты в беленькие чулочки.
Слайд 8В этом тексте описывается собачка. Текст состоит из пяти предложений, которые связаны между собой по смыслу. К
нему можно подобрать заголовок.
Слайд 9 Щенок.
Нам подарили
собаку Жучку. Скоро у неё появился крошечный щенок. На голове торчат два остреньких уха. Глазки блестят, как круглые пуговки. Снизу лапки, словно одеты в беленькие чулочки.
Слайд 10Запомните!
Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и
связаны друг с
другом по смыслу.
Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная или основная мысль – это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.
Слайд 11В каждом рассказе
Ты только всмотрись –
Кроется самая
Главная мысль.
Слайд 12 Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.
Жила-была гусеница. Целыми днями она медленно ползала
по веткам дерева. И вот однажды она стала вить кокон. Прошло некоторое время, и кокон лопнул. Волшебное чувство свободы наполнило гусеницу. Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела. Так гусеница превратилась в бабочку.
Придумайте к тексту заголовок.
Слайд 13О ком говорится в этом тексте? В этом тексте говорится о гусенице. Значит,
это и есть тема текста.
Какова же главная мысль?
Автор этого текста хотел рассказать нам, как гусеница превращается в бабочку. Это –главная мысль текста.
А как озаглавить текст? Наверное, заглавие должно указывать на самое важное в содержании текста. Заглавие может указывать на тему или основную мысль текста.
Поэтому вы были правы, если озаглавили текст так: «Гусеница». Не ошиблись и те, кто выбрал заголовок «Превращение гусеницы» или «Появление бабочки».
Слайд 15Прочитай текст
Осенью в лесу стоит тишина. Только под ногами шуршат листья.
Вдруг треснула ветка сосны. Это белочки затеяли игру.
Сколько в нём предложений?
Посмотрите на запись и скажите, как обозначены границы предложений в письменной речи?
Запишите текст, дав ему заголовок. Каждое предложение пишите с большой буквы, в конце ставьте точку.
Слайд 16В мире все предметы, явления, события связаны между собой. Надо уметь разбираться в этих связях, уметь выстраивать цепь
причин и следствий.
Установите связь между предложениями: что было сначала, что было потом.
Слайд 17Установите связь между предложениями: что было сначала, что было потом.
Они падали золотым дождём.
Деревья затряслись, задрожали.
Подул сильный ветер.
Полетели
разноцветные листья.
Составьте текст и запишите его. Распределите
предложения так, чтобы события происходили последовательно
Слайд 18Проверьте себя!
Подул сильный ветер.
Деревья затряслись, задрожали.
Полетели разноцветные листья.
Они падали золотым дождём.
Слайд 19А для чего создаются тексты?
Тексты создаются для того, чтобы более полно, чем в предложении, выразить мысль. Тексты бывают разные.
Текст-повествование рассказывает о
каком-то событии и отвечает на вопрос что произошло?
Текст-описание описывает что-то, отвечает на вопросы какой? какая? какие?
Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений и отвечает на вопросы почему? зачем?
Слайд 20Сравните тексты. Определите, какой из них текст-повествование? текст-описание? Текст-рассуждение?
У маленького Алёши пропал щенок. Мальчик
искал Тузика, громко звал его, но не нашёл. Алёша расстроился и заплакал.
Щенок был рыженький. А ушки, грудка и лапки были беленькие.
Почему щенок убежал от Алёши? Может быть, потому, что мальчик обидел Тузика.
Спишите текст-описание.
Слайд 21 Давайте вместе прочитаем
текст и проследим, как развивались события:
Миша нашёл под деревом
грачонка.
Грачонок был чёрный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками.
У грачонка отросли крылья, и он улетел.
Слайд 22Обратите внимание! Текст состоит из трёх частей: начало текста, основная часть и концовка.
Начало текста как бы готовит нас к чтению.
В основной части говорится о том
главном, о чём хотел сказать автор.
Концовка завершает текст. Каждая часть текста пишется с красной строки.
Если опустить какую-то часть, текст станет неполным.
Слайд 23Текст состоит из предложений.
Предложения в тексте связаны по смыслу.
Текст может иметь заголовок.
Заголовок отражает тему или
основную мысль текста.
В тексте есть три части: начало, основная часть, концовка.
В речевом общении люди используют три вида текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение