Презентация, доклад по русскому языку на тему Подготовка к ГИА (9 класс)

Содержание

Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, БурятияПлан урока1. Что такое текст? Типы текста. Виды связи в тексте.2. Сжатие как вид информационной переработки текста.3. Практическая работа.

Слайд 1Урок русского языка
в 9 классе
Сжатие
как вид информационной переработки

текста

Подготовка к ГИА

Урок русского языка в 9 классе Сжатие как вид информационной переработки текстаПодготовка к ГИА

Слайд 2Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия














План урока
1. Что такое текст? Типы

текста. Виды связи в тексте.
2. Сжатие как вид информационной переработки текста.
3. Практическая работа.

Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, БурятияПлан урока1. Что такое текст? Типы текста. Виды связи в тексте.2. Сжатие

Слайд 3Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия
Что такое текст?
Текст- от лат.textum- ткань;

связь,соединение
Текст – это несколько предложений или абзацев,связанных в целое темой и основной мыслью
Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.

Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, БурятияЧто такое текст?Текст- от лат.textum- ткань; связь,соединениеТекст – это несколько предложений или

Слайд 4Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия
Основные признаки текста
Тематическое и композиционное единство

частей
Наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная)
Смысловая целостность
Относительная законченность (может состоять из 1 абзаца, а может быть статьёй, книгой).


Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, БурятияОсновные признаки текстаТематическое и композиционное единство частейНаличие грамматической связи между частями (цепная,

Слайд 5Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия
Как доказать, что это текст

Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, БурятияКак доказать, что это текст

Слайд 6Типы текста

Типы текста

Слайд 7Типы текста

Типы текста

Слайд 8Типы текста

Типы текста

Слайд 9Виды связи в тексте
1. Параллельная связь



2. Цепная связь

Виды связи в тексте1. Параллельная связь 2. Цепная связь

Слайд 10Обратите внимание
Главное в цепной связи
Повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим

оборотом, местоимением, наречием, повтор того или иного члена предложения.
Главное в параллельной связи
Первое предложение в таких текстах внутренне скрепляет все предложения в единое целое.
Особенность этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами.
Вспомните анафору.

Обратите вниманиеГлавное в цепной связиПовтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, наречием, повтор того или

Слайд 11Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия
? Обратимся к словарю ?

от греч. anaphora —

"единоначатие") — стилистический приём, основанный на повторении отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Последняя туча рассеянной бури!  Одна ты несёшься по ясной лазури,  Одна ты наводишь унылую тень,  Одна ты печалишь ликующий день.
(А.С. Пушкин.)

Адрес:
http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=11142

Анафора -

Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия? Обратимся к словарю ?от греч. anaphora —

Слайд 12? Сжатие текста ?
Сжатие (свертывание) текста — преобразование, при котором текст

заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
Сжатый текст отличается от изначального способом обозначения объекта: он не описывает, а лишь указывает на объект.

? Сжатие текста ?Сжатие (свертывание) текста — преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением.

Слайд 13Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия
Способы сжатия текста
В науке известны три

способа сжатия текста:
1) исключение подробностей, деталей;
2) обобщение конкретных, единичных явлений;
3) сочетание исключения и обобщения.
Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, БурятияСпособы сжатия текстаВ науке известны три способа сжатия текста: 1) исключение подробностей,

Слайд 14Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия
Итак, запоминаем…
При исключении необходимо сначала выделить

главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.

Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, БурятияИтак, запоминаем…При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли

Слайд 15Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия
Приемы сжатого изложения текста:
1) сокращение отдельных

членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
5) перевод прямой речи в косвенную;
6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, БурятияПриемы сжатого изложения текста:1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;2)

Слайд 16 Денискины мечты

Когда мне было шесть с половиной лет. Я

совершенно не знал, кем же я в конце концов буду.

Исключение деталей

Денискины мечты Когда мне было шесть с половиной лет. Я совершенно не знал, кем же я

Слайд 17Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия
То я хотел

быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды. То я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять , расставив ноги , на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать: «Готов!» А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челне, питаясь одной только сырой рыбой.
Мне все люди вокруг очень нравились и работы тоже. У меня в голове тогда была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что мне приниматься.
Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия   То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по

Слайд 18Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия
Когда мне было шесть с половиной

лет. Я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду.
То я хотел быть астрономом.
То я мечтал стать капитаном дальнего плавания.
А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции.
А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником. Мне все люди вокруг очень нравились и работы тоже. У меня в голове тогда была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что мне приниматься.


А теперь исключим детали…

Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, БурятияКогда мне было шесть с половиной лет. Я совершенно не знал, кем

Слайд 19Обобщение

Ряд слов можно заменить одним обобщающим словом или словосочетанием.

ОбобщениеРяд слов можно заменить одним обобщающим словом или словосочетанием.

Слайд 20Обобщение
Несколько предложений можно заменить одним обобщающим предложением.
Стоит в поле теремок.

ОбобщениеНесколько предложений можно заменить одним обобщающим предложением. Стоит в поле теремок.

Слайд 21Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Слайд 22Обобщить
Мышка-норушка нашла в поле теремок и стала в нем жить.

ОбобщитьМышка-норушка нашла в поле теремок и стала в нем жить.

Слайд 23Примерно 25 процентов регулярных курильщиков умрет преждевременно по причине курения, а

ведь многие из этого числа смогли бы прожить на 10, 15, а то 20 лет дольше.

Примерно 25 процентов курильщиков
умрет преждевременно.

Примерно 25 процентов регулярных курильщиков умрет преждевременно по причине курения, а ведь многие из этого числа смогли

Слайд 24Ежегодно миллионы метеоритов с Астероидного пояса в виде булыжников и сплавов

поражают поверхность Земли.

Каждый год около миллиона метеоритов, одни из которых представляют собой просто оплавленные при прохождении через земную атмосферу каменные булыжники, другие – таинственный сплав никеля и железа, поражают поверхность нашей планеты, пролетая около 270 млн. километров от загадочного Астероидного пояса, что время от времени отправляет своих посланцев в сторону Земли.

Ежегодно миллионы метеоритов с Астероидного пояса в виде булыжников и сплавов поражают поверхность Земли.Каждый год около миллиона

Слайд 25В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся

в тексте?

1. Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2. Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.
3. В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.
4. В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь- это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1. Сибири, занимающей две

Слайд 26После применения приемов сжатия остались смысловые ядра (подчеркнутые несут главную информацию):



Сибирь - 2/5 Азии
Сибирь-сокровищница природных ископаемых
Внимание - Сибири

Выбираем вариант ответа:
В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

После применения приемов сжатия остались смысловые ядра (подчеркнутые несут главную информацию): Сибирь - 2/5 АзииСибирь-сокровищница природных ископаемыхВнимание

Слайд 27Продолжаем тему…
Среди «содержательных» приемов сжатия текста основными являются:
1) разделение информации на

главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Продолжаем тему…Среди «содержательных» приемов сжатия текста основными являются:1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и

Слайд 28К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:
1) замены:
- замена однородных

членов обобщающим наименованием;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
- замена сложноподчиненного предложения простым;
2) исключения:
- исключение повторов;
- исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких синонимов;
3) слияние нескольких предложений в одно.

Делаем выводы…

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:1) замены:- замена однородных членов обобщающим наименованием;- замена фрагмента предложения

Слайд 29Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия
Практическая работа
С самого начала своей научной

деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, которые изучают естественные науки.

Что нам стало известно из данного предложения?

М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы).

А зачем автор сообщает об остальной информации?
«Все пояснения автора, идущие после слов который и которые и являющиеся придаточными предложениями, не являются неинтересными или неважными, но это лишь дополнение к основной информации предложения».

Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, БурятияПрактическая работаС самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом

Слайд 30Закрепляем умение находить

главную информацию

I. Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию. Используя прием свертывания, сократите текст.
а) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Запись должна выглядеть так:

Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Многие вещества биологического происхождения имеют жидкокристаллическую структуру.

Закрепляем умение находить         главную информациюI. Прочитайте предложения и подчеркните

Слайд 31Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию. Используя прием свертывания,

сократите текст.

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому являет­ся устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве.

II. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Прием свертывания суждений позволяет при анализе этого предложения выделить следующие части:

Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию. Используя прием свертывания,   сократите текст. Принято считать,

Слайд 32II. Прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений. Сверните

эти предложения, выделив:
1) только значение крылатого выражения;
2) только информацию об истории происхождения этого выражения.

Предл.1. Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым.
Предл.2. Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти универсальный ключ к решению многих задач.
Предл.3. Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обо­значения последовательного ряда чередующихся химических реакций.

! Данное задание (в здоровьесберегающих целях) нужно дать на контрольных листках.

II. Прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив:1) только значение крылатого

Слайд 33Проверим
Ответы:
Предложение 1.
1) Довести до белого каления - очень сильно разозлить.
2) Выражение

основано на свойстве металлов светиться при нагревании.
Предложение 2.
1) Искать философский камень - пытаться решить невозможное.
2) Выражение «искать философский ка­мень» возникло в то время, когда была широко распространена алхимия.
Предложение 3.
1) Цепная реакция - вышедший из-под контроля процесс.
2) Выражение «цепная реакция» употреблялось учеными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.
ПроверимОтветы:Предложение 1.1) Довести до белого каления - очень сильно разозлить.2) Выражение основано на свойстве металлов светиться при

Слайд 34Проба пера
Учителю необходимо подобрать небольшой текст для пробного сжатого изложения.
Если

есть необходимость, то можно вставить в презентацию дополнительный материал о выделении микротем (я уже его проработала).

Удачи вам!
Проба пераУчителю необходимо подобрать небольшой текст для пробного сжатого изложения. Если есть необходимость, то можно вставить в

Слайд 35Интернет-ресурсы
http://uchilkin-blog.ru/?p=190
http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/ege/rus_yaz/izlojenie.htm
Материалы Телешколы:
http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=11142
http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=345636 и т. д.

Интернет-ресурсыhttp://uchilkin-blog.ru/?p=190 http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/ege/rus_yaz/izlojenie.htm Материалы Телешколы: http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=11142 http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=345636 и т. д.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть