Слайд 1Урок русского языка
Какие части речи нам известны?
Слайд 5Глагол как часть речи.
Глагол- это самостоятельная часть речи, обозначающая действие или
состояние как процесс и отвечающая на вопросы что делать? Что сделать?
Особенность значения глагола заключается в том, что действие и состояние обозначаются им в развитии, в движении (процессе)
В значении глагола содержится указание на того, кто выполняет действие или находится в этом состоянии.
Слайд 6Виды глагола
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного
вида отвечают на вопрос что делать? И обозначают действие, которое длится , которое ещё не завершено. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? И обозначают завершённое действие. Глаголы совершенного и несовершенного вида могут иметь одинаковое лексическое значение, в этом случае они образуют видовую пару.
Слайд 8Спряжение глагола.
Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам. Помни! Спрягаются
только глаголы в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам. Нужно уметь определять спряжение, чтобы не сделать ошибки в написании окончания глагола. Для этого есть две возможности:
1) по ударному личному окончанию глагола;
2) по гласной суффикса глагола неопределенной формы.
Ко 2 спряжению относятся глаголы на – ить: верить, просушить, забелить; исключения:1) брить, стелить; 2) 7 глаголов на – еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть; 3) 4 глагола на --ать : гнать, дышать,слышать, держать.
Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к 1 спряжению.
Слайд 9Неопределённая форма глагола.
Неопределённая форма глагола(инфинитив)- особая форма глагола, которая
отвечает на вопрос что делать? Что сделать? Инфинитив – неизменяемая форма глагола.
Слайд 12Разноспрягаемые глаголы.
Глаголы, которые имеют личные окончания как I, так и II
спряжения, называются разноспрягаемыми.
Это глаголы хотеть, бежать ( и образованные от них захотеть, добежать и т.д ) есть, дать (и образованные от них отдать, передать и т.д)
1 лицо хочу хотим
2 лицо хочешь хотите
3 лицо хочет хотят
Слайд 13Времена глагола.
Настоящее время указывает на то, что действие, названное глаголом, происходит
сейчас, совпадает с моментом речи. Он бежит по своим делам.
Прошедшее время указывает на то, что действие, названное глаголом, происходило до момента речи. В окна светило весеннее солнце.
Будущее время указывает на то, что действие, названное глаголом, произойдёт после момента речи. Когда повзрослею, обязательно попутешествую.
Слайд 14Лицо и число глагола.
Значение числа соотносит действие с тем, кто его
выполняет. Единственное число указывает на то, что действие совершается одним деятелем, множественное – несколькими деятелями.
1 лицо – действие совершается говорящим. Я иду на прогулку.
2 лицо – действие совершается одним или несколькими собеседниками. Ты найдёшь меня повсюду…
3 лицо - действие совершается тем, о ком или о чём говорят, косвенным участником речи. Дети сидят смирно, не шевелясь.
Помни! В форме 2 лица единственного числа всегда пишется ь знак: читаешь, пишешь, говоришь.
Слайд 17Возвратные глаголы
Возвратными называют глаголы, имеющие суффикс – ся ( -сь). Особенность
данного суффикса заключена в том, что он находится в самом конце слова, даже после окончания. Увлекаются, размечталась.
Слайд 18Запомните!!!
В глаголах второго лица единственного числа после шипящих пишется на конце
мягкий знак:
Идёшь (2-е л., ед.ч.), помогаешь (2-е л., ед.ч.), летишь (2-е л., ед.ч.)
Слайд 21Глагол – одна из самых трудных для изучения часть речи
Слайд 22Спасибо Вам за урок! Мне было приятно с вами работать.