Слайд 1
Тема: Второстепенные члены предложения
Слайд 2Цели урока:
- Выработать навыки и умения правильно определять грамматическую основу ,
тип сказуемого,синонимичность их ,
Чем выражены главные и второстепенные члены предложения
Развивать внимание , сосредоточенность, логическое мышление,умение выражать свои мысли лаконично и эмоционально, орфографическую зоркость,повышать культуру речи,обогащать словарный запас.
Воспитывать трудолюбие,дружбу,умение работать в группах,чувство взаимопомощи,сопереживания,соперничества.
Слайд 3Наглядности:схемы,
индивидуальные карточки,опорные схемы,учебник,тесты,
дополнительные тексты.
Слайд 4 Эпиграф к уроку:
Лишь знаньем жив
человек.
Лишь знаньем движется век.
Лишь знанье – светоч сердец.
Да будет праведен путь твоей души молодой.
Слайд 51. Укажите предложение ,в котором определение выражено словосочетанием.
А)Смелая Томирис обладала властным
характером.
В)В обычное время Голтва представляет из себя речонку средней руки,молчаливую и задумчивую.
С)Кадырхан поудобнее уселся на просторном деревянном троне,посмотрел в сторону.
Слайд 62. Укажите приложения , которые пишутся через дефис.
А)Телефон автомат , город
герой , человек кремень.
В)Конфеты Лакомка, царь Салтан , красавица зима.
С)Река Или, мальчик юнга, красавица певица.
3.Укажите предложение с прямым дополнением.
А)Только вечерами наступала прохлада.
В)блеснуло на минутку солнце,похолодило стволы деревьев.
С)Елена вернулась в свою комнату, села перед раскрытым окном.
Слайд 7
4.В каком предложении выделенное слово является дополнением.
А)Встретить ночь готовится природа.
В)Мастер чинит
телефон.
С)Буря мглою небо кроет.
5.Найди предложение с обстоятельством времени.
А)Мы очень устали.
В)Вчера приехал в Тамбов.
С)Кругом кричали коростели.
Слайд 8
6.Найди предложение с косвенным дополнением.
А)У коменданта я нашёл Швабрина.
В)Я выпил
немного воды.
С) Я сегодня поймал рыбку.
7.Укажи предложение , в котором обстоятельство обособляется.
А)при малейшей удаче необыкновенно ободрялся.
В)угрожающе рокочет море.
С)внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
Слайд 9
8.Найдите предложение с несогласованным определением.
А)Берёзы подмосковные шумели вдалеке.
В)Стояла осень в солнце
и туманах.
С)Пахнул в лицо мне воздух чистый.
9.Найдите предложение с обстоятельством меры.
А)мы ехали шагом.
В)Он сделал это назло.
С)Мы прошли километр.
Слайд 1010.Укажите предложение , в котором обстоятельство выражено сравнительным оборотом.(запятые не расставлены)
А)Как
увижу её я и сам не свой.
В)Он слаб и гибок как тростник.
С)Делай сам как знаешь.
Слайд 11Грамматическое задание.
Расставьте запятые и сделайте синтаксический разбор предложения.
Лист клёна словно медь
звенит ударившись
о маленький сучок.
Ветер гулял словно гром осыпаясь в луга серебром.
Слайд 12Комментированный диктант
1 –группа.Найдите предложения с несогласованными предложениями.
А)Нашёл я маленкий домик
с балконом.
Б)Ко мне подбежала девочка с короткими косичками.
В)Всходили робко облака на небо зимнее,ночное.
Слайд 13Г)В наш город приехали артисты из Германии.
Д)на окне моем изморозь вяжет
сноп пахнущих зимних цветов.
Е)Есть в светлости осенних вечеров умильная ,таинственная прелесть.
И)Я совершенно утратил способность писать.
Слайд 142 –группа.Укажите номера предложений ,где есть прямое дополнения.
А)Я застал его в
саду.
Б)Он осматривал яблони , обнажённые дыханием осени.
В)Мне хотелось выпить молока.
Г)старый музыкант любил играть на скрипке.
Д)Воробей начал клевать хлеб.
Слайд 153-группа. Определите виды обстоятельств в следующих предложениях.
А) Нелюдимо наше море,день и
ночь шумит оно.
Б)Хавронья из гостей пришла свинья – свиньёй.
В)Их сёла и нивы за буйный набег обрёг он мечам и пожарам.
Г)Предлинной хворостинкой мужик гусей гнал в город продавать.
Е)Рождённый ползать летать не может.
Слайд 16Индивидуальная работа.
1 –группа.
Страна ,выражающая свой интерес к председательству, должна получить единогласие
одобрение со стороны 56 стран- участниц.
Слайд 17Задания:
1.Разбор слова по составу.
Единственная ,страна ,образование,
отпраздновать ,обновлённый.
2.Фонетический разбор.
Гордиться ,диалог.
3.Морфологический разбор.
Государство ,занимается.
Слайд 182 –группа.Заполните таблицу.
Ежегодно сменяют друг друга
в 2010 году,в Астане
состоится ,
в кризисных регионах, уделяя большое внимание,
включая контроль,
В центрально – азиатском
регионе,будет востребован в будущем.
Слайд 193 –группа.Кроссворд.
1.Главный член предложения.
2.Какой частью речи может быть подлежащее.
3.Морфологический признак существительного.
4.Изменение
слова по падежам называется
5.Часть речи.
6.Время глагола
7.Морфологический признак глагола.
8.Вид глагола.
9.Падеж существительного.
10.Каким членом предложения является глагол.