Слайд 1Из опыта работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка
и литературы
Работу выполнила:
учитель высшей категории
МАОУ «ШБиП» г.Перми
Подбельская Т.В.
Слайд 2Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дисграфия обусловлена недоразвитием
(распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме (Р. И. Лалаева, 1993.) Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом:
- искажения и замены букв,
- искажения звукослоговой структуры слова;
- нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; - аграмматизмы на письме.
Слайд 3 В соответствии с «Концепцией коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях», разработанной
Институтом коррекционной педагогики РАО и рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе образования России был разработан Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся.
Примечание: Дисграфические ошибки учитываются в совокупности с орфографическими и пунктуационными с учетом «Норм оценки знаний, умений, навыков учащихся с ОВЗ»:
Слайд 4Перечень дисграфических ошибок:
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа
и синтеза:
• пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
• перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал), «натуспила» (наступила);
• недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
• наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
• искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька)
Слайд 52. Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта:
•смешения букв
по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у «прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка).
3. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
• аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять желтеньки спиленачки» ) пять желтеньких цыплят);
• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зяля», «у читель».
Слайд 6Оценки за контрольный диктант:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущена
одна негрубая ошибка или 1-2 дисграфических ошибок, работа написана аккуратно.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 1-3 пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок; работа выполнена аккуратно.
Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-7 орфографических, 4 пунктуационных и 4-5 дисграфических ошибок.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 4 и более дисграфических ошибок.
Слайд 7 Существуют различные методические подходы к коррекции дисграфии. Основными направлениями
коррекционной работы являются:
развитие слуховой дифференциации,
развитие звукового восприятия,
уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане,
развитие фонематического анализа и синтеза.
Слайд 8Формы и содержание коррекционной работы по устранению дисграфии:
На уроках русского языка:
Определить
наличие или отсутствие звука в слове.
Вычленить звук из начала или конца слова.
Определить последовательность и количество звуков в слове.
Сгруппировать слова по звуковому составу.
Определить положение данного звука в слове относительно других звуков.
Слоговой анализ слов
Восстановить деформированный текст с пропущенными буквами.
Слайд 9На уроках литературы:
Проговаривать чистоговорки.
Проговаривать скороговорки.
Читать ритмичные стихотворения
Читать по ролям с подражанием
героям детских произведений.
Разучивать и выразительное читать стихотворения.
Примечание: Во время проведения коррекционной работы по преодолению различного вида дисграфий оценки по русскому языку не выставляются.
Слайд 10Важная роль в процессе обучения детей с ОВЗ отводится средствам наглядности.
Средства
зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал) и экранные средства (ИКТ).
Слайд 11Наиболее распространенным и традиционным средством зрительной наглядности на уроках русского языка
являются таблицы.
Основная дидактическая функция таблиц - вооружение учащихся ориентиром применения правила, раскрытие закономерности, лежащей в основе правила или понятия, облегчение запоминания конкретного языкового материала.
Слайд 13Демонстрационные карточки
Как средство обучения применяется на уроках русского языка раздаточный изобразительный материал,
основ} которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещенные на специальных карточках.
Достоинством заданий по карточкам является наличие в раздаточном материале упражнений различной степени трудности, чтс способствует реализации принципа дифференцированного обучения
Слайд 16Раздаточный материал предусматривает:
1) задания на обогащение словарного запаса учащихся (объяснить значение слова,
установить разницу в значении слов, подобрать синонимы, антонимы, родственные слова и т.п.);
2) задания, связанные с обучением школьников точному, правильному употреблению изученной лексики (выбрать из ряда возможных тот вариант, который соответствует в большей степени задаче высказывания);
3) задания, направленные на предупреждение грамматических ошибок (нарушение норм русского литературного языка): образовать те или иные формы, составить словосочетания и предложения, исправить ошибки; составление небольших связных высказываний (сделать подписи к рисункам, выбрать заголовок из ряда возможных, устно описать рисунок и т.п.).
Примечание: Работа с карточками занимает 6-8 мин учебного времени
Слайд 17 картина (репродукция, иллюстрация) служит источником высказываний учащихся при обучении разным видам
сочинений: описание внешности человека, описание животного, описание местности
В методике определены принципы отбора картин (репродукций) для работы на уроке: высокое художественное мастерство, доступность для учащихся данного класса, несложность композиции, четкость авторского замысла, соответствие задачам развития речи учащихся, учет материала уроков литературы.
Правильно подобранная и методически верно примененная картина (репродукция, иллюстрация) помогает учителю решить целый комплекс учебных задач: ввести и актуализировать определенную лексику; активизировать грамматические формы и конструкции, изучаемые в данное время; научить оформлять специфическое речевое высказывание, в основе которого лежит анализ и описание произведения живописи.
Слайд 19Успешность коррекционной работы с детьми с ОВЗ зависит от ряда благоприятных
факторов:
– интенсивного систематического и адекватного состоянию ребенка обучения;
– активного участия семьи в его воспитании и обучении;
– потенциальных возможностей самого ребенка, его физического состояния и личностных качеств (активности, коммуникабельности, физической выносливости, работоспособности и т. п.);
- условий обучения.