Слайд 1 Урок русского языка и словесности
(8 класс)
Богданова Т.В.
учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Западнодвинская СОШ№1»
Слайд 2Подлежащее. Способы выражения.
Знать
способы выражения подлежащего
Уметь
находить грамматическую основу предложения;
находить подлежащее и определять его состав
Слайд 3Высказывания о языке
Относитесь к русскому языку бережно и любовно. Думайте о
нём, изучайте его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. В. Луговской
Да будет же честь и слава нашему языку, который как горная величественная река -шумит, гремит- и вдруг…смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу… Н. Карамзин
Слайд 4 Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953г.)
Бунин –
прекрасный знаток души
каждого слова.
М. Горький
Слайд 5
Культуроведческий комментарий
И.А. Бунин родился в Воронеже 10
октября 1870г.Отец и мать принадлежали к старинному дворянскому роду. Один из предков был отцом поэта Жуковского.
. Детские и отроческие годы будущий поэт и писатель провел в Елецком уезде Орловской области. Первое стихотворение написал в 17 лет.
В юности был страстно влюблён в девушку, Варвару Пащенко. Эта любовь юности была описана в единственном романе «Жизнь Арсеньева».
Слайд 6Культуроведческий комментарий
За это произведение ему была присуждена
Нобелевская премия в 1933 году.
Бунин – первый из русских писателей , получивших эту награду.
В годы революции эмигрировал из России. Жизнь вдали от Родины стала тяжким испытанием для поэта. Умер в Париже 83-х лет. До конца своей жизни тосковал по Родине.
Слайд 7Из официальной хроники
« Решением Шведской Академии от 9 ноября
1933 года Нобелевская премия за этот год присуждена Ивану Бунину за правдивый артистический талант.»
Слайд 8Задание 1.
Какой стилистический приём лежит в основе этих названий? Составьте предложение,
используя эти названия. Чем выражено подлежащее?
Необыкновенный мастер пейзажа
Признанный мастер прозы
Певец осени, грусти и дворянских гнезд
Верный рыцарь поэзии
Слайд 9Задание 2.Мыслить-значит отвечать на вопрос почему?
Б…грян..я л…ства
покрыт..я м…розн..ю р…сою шуршит в а(л,лл)е.. под м…ей н…гой.
Сгруппируйте орфограммы;
Расставьте знаки препинания
С чего начинаем разбор предложения? Почему?
Слайд 10Задание 3. Докажите, что листва - подлежащее
Ответим в соответствии с каким
типом речи? В каком стиле?
ТЕЗИС →АРГУМЕНТЫ→ВЫВОД
Слайд 11Способы выражения подлежащего
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
мест.
инф. цельное любая
сущ.в им.п. слов-ие часть
речи
(прил.,прич.,
числ.,нар.
в знач. сущ.)
Слайд 12Цельные словосочетания
со значением
избирательности с количественным
совместности
Слайд 13Новое !
Разговор о подлежащих в придаточных предложениях
Бунин -
писатель, который в своих произведениях отразил красоту и силу русской нации.
-Запишите предложение.
-Найдите подлежащее.
-Чем союз отличается от союзного слова?
Слайд 14Умей различать!
Конкуриру-ющий член предложения
ДОПОЛНЕНИЕ
Слайд 15Поэтические акварели Бунина
( найдите подлежащее)
Лес ,точно терем расп…сной,
Лиловый, з…л…той,
б…гряный,
В…сёл…й,
пёстр…ю
ст…ной
Ст…ит над светл…ю п…ляной.
Слайд 16Акварели, написанные стихами
Я в х…лодный об-наж…(н,нн)ый сад пойду-
Весь рас(?)е..н по земле
его наряд.
Бирюзой сия..т небо, а в саду
Красным плам…нем настурц…и г…рят.
Бл…стая, облака лепились
В лазур… плам…нного дня
Две розы под окном рас(?)рылись-
Две чаши, полные огня.
Слайд 17Бунинское слово распахивает свою неповторимую душу
Как ты таинствен(?)а,
гроза!
Как я люблю твоё
молчанье,
Твоё внезапное бл...станье,-
Твои безумные глаза.
Там, под усталой луной,
У оз…рён(?)ых песков и камней,
Что(то) темне…т, р…бит
В неводе сон(?)ых лучей.
Слайд 18«Аромат» бунинского слова
Как облегчён(?)о дышит грудь!
Как нежно сад благоухает!
Как мирно светит и сия…т
В далёком неб… Млечный Путь!
Как легко фатой узорной
Плывут два
облака на юг.
Слайд 19МЕСЯЦЕСЛОВ
25 октября-
день святого Прова.
Крестьяне
наблюдали за звездами и гадали по ним о погоде и будущем урожае.
ГРЯЗНИК
ПОЗИМНИК
СВАДЕБНИК
Слайд 20МЕСЯЦЕСЛОВ
Пословицы
Весной ведро дождя, ложка грязи.
Осенью ложка воды, ведро грязи.
Месяц ненастья –
начало семейного счастья.
Слайд 21Бунин об этом времени года
Не видно птиц.
Покорно чахнет лес, опустевший и
больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Слайд 22НОВОЕ! СУБСТАНТИВАЦИЯ
Как
ув…дающее мило!
Запишите предложение.
Найдите подлежащее.
Способ выражения подлежащего.
Слайд 23Исследование одного слова
ЛАПОТЬ-
«обувь из лыка».
Возможно, лапоть-
от слова «лапа», а возможно, от ЛАПЪ-
«тряпка», «заплата».
Лапти плели- заплетали (похоже на заплаты) из лыка.
Слайд 24Этимологический этюд
Лапти…
Какое ласковое, уютное, сказочное
слово. Какая теплота исходит от него. Но совершенно по-другому звучит слово ЛАПОТЬ. Что-то одинокое, обиженное.
Все умел делать своими руками царь Пётр, а вот над лаптем задумался и бросил плести. Так недоплетённый лапоть в Питере хранят и людям показывают. Вот и выходит: простое и лёгкое слово ЛАПОТЬ, да не простое дело «лапти плести»
Слайд 25Лексическая работа.
Что означают выражения?
Словно кашу в лапти обуваешь.
Звонить в
лапоть.
Переобулся в лапти.
Это не лапоть плести.
Слайд 26Чем выражено подлежащее?
Звонить в лапоть – шататься без дела.
Запишите
предложение.
Подчеркните грамматическую основу предложения.
Решите графически
пунктуационную задачу.
Слайд 27Итог урока.
В ходе урока
познакомились……
научились…..
восхищались….
испытывали…
Слайд 28Советы библиотеки
И.А. Бунин
Лирика.
«Сумерки»,
«Последний шмель»,
«Воспоминание»,
«Я опять одинок»,
«Ночь печальна»
Проза
«Сосны»,
« Птицы небесные»,
« Худая трава», «Подснежник»,
« Чаша жизни»
Слайд 29Чем выражено подлежащее?
Читать – значит постигать прекрасное.
Любить чтение –
это обменивать часы скуки на часы большого наслаждения.
(Монтескьё)
Слайд 30Эмоциональный момент урока
И до чего это чудесно наше русское слово…
ЯБЛОКО
Весёлое
Янтарное
С красными опоясками
В веснушках
Слайд 31А у Бунина…
Антоновское
Упивайтесь запахом мёда и осенней свежести!
Слайд 32Домашнее задание
1. Работа с поэтическими текстами Бунина. ( на «4», «5»)
Творческое
задание. Лингвистическая миниатюра:
«Родилось слово…»
«Биография слова…»
«Ах, до чего чудесно наше русское слово…» ( деревня, яблоко)