Презентация, доклад по русскому языку на тему Русский язык в системе славянских языков (8 класс)

Содержание

Цель урокаДать представление о месте русского языка среди славянских языков.

Слайд 1РУССКИЙ ЯЗЫК в системе славянских языков
1 урок русского языка в 8

классе


РУССКИЙ ЯЗЫК в системе славянских языков1 урок русского языка в 8 классе

Слайд 2Цель урока

Дать представление о месте русского языка среди славянских языков.

Цель урокаДать представление о месте русского языка среди славянских языков.

Слайд 31) Какие разделы лингвистики вы изучали
в курсе русского языка в 5-7

классах?
2) Изучению каких разделов будут
посвящены уроки в 8 классе?


1) Какие разделы лингвистики вы изучалив курсе русского языка в 5-7 классах?2) Изучению каких разделов будут посвящены

Слайд 4И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык».

И.С.Тургенев.  Стихотворение в прозе «Русский язык».

Слайд 5Работа с текстом.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о

судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

– Подумайте, почему это произведение И.Тургенев назвал стихотворением?
Какие признаки лирического произведения в нем есть, а каких – нет?

– Как вы определили бы жанр этого стихотворения?
Можно ли найти в нем черты послания, оды?

Работа с текстом. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один

Слайд 6Работа с текстом.
– Выпишите эпитеты, характеризующие слово язык. Какова их

роль в тексте?
– Чем для автора является язык?
Какова синтаксическая роль этих слов в предложении?
– Дайте определение сказуемого.
– Найдите слово, которое указывает на свойства и качества понятия язык, но не называет их? Какой частью речи оно является?
Работа с текстом. – Выпишите эпитеты, характеризующие слово язык. Какова их роль в тексте?– Чем для автора

Слайд 7Работа с текстом.
– Вспомните, что такое синонимы. Найдите примеры синонимов

в тексте. Какова их роль в тексте?
– Вспомните и объясните, что такое контекстуальные синонимы? Найдите их в тексте.
- Какова их роль в тексте?

Работа с текстом. – Вспомните, что такое синонимы. Найдите примеры синонимов в тексте. Какова их роль в

Слайд 8Работа с текстом.
– Что такое подтекст? Давайте разгадаем подтекст этого

стихотворения.
– Это стихотворение написано в 1882 году. Знаете ли вы, что происходило в России в это время, чем были вызваны «тягостные раздумья» писателя «о судьбах… родины»?
Работа с текстом. – Что такое подтекст? Давайте разгадаем подтекст этого стихотворения.– Это стихотворение написано в 1882

Слайд 9Александр Освободитель
1 марта 1891 года
Санкт-Петербург
Екатерининский канал
Александр Освободитель
Подсказки

Александр Освободитель1 марта 1891 годаСанкт-ПетербургЕкатерининский каналАлександр ОсвободительПодсказки

Слайд 10Храм Спаса-на-Крови
Санкт-Петербург
Канал Грибоедова

Храм Спаса-на-КровиСанкт-ПетербургКанал Грибоедова

Слайд 11Работа с текстом.
1 марта 1881 года террористы убили царя-освободителя императора

Александра II. Реакцией власти на это чудовищное преступление стало ужесточение цензуры, восстановление жёсткого контроля за разными формами общественной жизни.
– Так каков же подтекст этого стихотворения? О чём сомнения и раздумья автора?
– Подберите синонимы к слову тягостный. Попробуйте объяснить, почему из этого ряда синонимов И.С.Тургенев выбрал именно это слово?
Работа с текстом. 1 марта 1881 года террористы убили царя-освободителя императора Александра II. Реакцией власти на это

Слайд 12Работа с текстом.
–С чем связана трудность понимания двух последних предложений?

Как вы их понимаете?
Какую роль оно играет в языке? Перестройте (устно) два последних предложения, исключив отрицательные слова.
– Слово язык - многозначное. Изучите словарную статью этого слова. Какие значения необходимо учитывать для понимания смысла названия и всего стихотворения в целом?
– Сформулируйте основную мысль текста.

Работа с текстом. –С чем связана трудность понимания двух последних предложений? Как вы их понимаете? Какую роль

Слайд 13По словарю русского языка под ред. А.П. Евгеньевой.
Язык (знач. 1) -а, мн. ч. -и,

-ов, мужской род
1. Исторически1. Исторически сложившаяся система1. Исторически сложившаяся система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым, лексическим и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. Великий русский я. Славянские языки. // Такая  системаТакая  система как предмет изучения или преподавания. Изучить иностранный я.
2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве. Я. Пушкина. // Разновидность речи, обладающая определенными характерными признаками. Я. публицистики. // Манера выражения, свойственная кому-л. Я. молодёжи.
3.  Способность3.  Способность говорить,3.  Способность говорить, выражая словесно3.  Способность говорить, выражая словесно свои3.  Способность говорить, выражая словесно свои мысли.  Лишиться языка.
4. Система знаков, передающих информацию; то, что служит средством бессловесного общения. Я. животных. // То, что выражает или объясняет собою что-л. Я. цветов. Я. танца.
По словарю русского языка  под ред. А.П. Евгеньевой.Язык (знач. 1) -а, мн. ч. -и, -ов, мужской род1. Исторически1. Исторически сложившаяся система1. Исторически сложившаяся система словесного

Слайд 14Работа с текстом.
Грамматическое задание:
1) пунктуационный анализ текста (обратите внимание на

авторские знаки препинания.);
2) спишите два последних предложения. Подчеркните в них грамматические основы, определите способ выражения подлежащих и сказуемых. Найдите односоставные предложений, входящие в состав сложных.
Работа с текстом. Грамматическое задание:1) пунктуационный анализ текста (обратите внимание на авторские знаки препинания.);2) спишите два последних

Слайд 15Домашнее задание
1 уст. упр.№1
2 п. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о том,

как вы поняли основную мысль стихотворения И.С.Тургенева.
3 п/п. Выучите его наизусть. Подготовьтесь к письму по памяти.
Домашнее задание 1 уст. упр.№12 п. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, как вы поняли основную мысль стихотворения

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть