Презентация, доклад по русскому языку на тему Морфемика и словообразование

Содержание

Морфемика и словообразование

Слайд 1Перевозка, погрузчик, выкрасить
Чем сходны эти слова?

Перевозка, погрузчик, выкраситьЧем сходны эти слова?

Слайд 2Морфемика и словообразование

Морфемика и словообразование

Слайд 3Морфемика -
раздел языкознания, в котором изучается состав слова.
Морфема – наименьшая

значимая часть слова.
Слова состоят из морфем (корень, приставка, суффикс, окончание).
Все морфемы, помимо корня, называются аффиксами.
Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается состав слова.Морфема – наименьшая значимая часть слова.Слова состоят из морфем

Слайд 4Корень -
главная значимая часть слова.
В корне заключено общее значение

однокоренных слов.
Корень - главная значимая часть слова. В корне заключено общее значение однокоренных слов.

Слайд 5Задание: выделите группы однокоренных слов.
Барсук, барский, барсучонок, барс, барство, барсучий, барствовать,

барсовый.
Задание: выделите группы однокоренных слов.Барсук, барский, барсучонок, барс, барство, барсучий, барствовать, барсовый.

Слайд 6Тавтология – повтор в предложении одного и того же слова или

употребление однокоренных слов.
Тавтология – повтор в предложении одного и того же слова или употребление однокоренных слов.

Слайд 7Появление пьес Островского явилось огромным событием в истории нашего театра.
Автор сатирически

изображает образы помещиков.
Унаследовав наследство дяди, Онегин стал жить в деревне.
Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу.
Когда вражеские войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов.
«Слово о полку Игореве» призывало русских людей объединяться воедино.
Появление пьес Островского явилось огромным событием в истории нашего театра.Автор сатирически изображает образы помещиков.Унаследовав наследство дяди, Онегин

Слайд 8Приставка (префикс)-
значимая часть слова, которая стоит перед корнем и

служит для образования новых слов и грамматических форм слова.
Приставка (префикс)- значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов и грамматических

Слайд 9Суффикс -
значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для

образования новых слов и грамматических форм слова.
Суффикс -значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов и грамматических форм

Слайд 10ИНТЕРФИКС -
(выпишите определение из текста параграфа, стр. 44)

ИНТЕРФИКС - (выпишите определение из текста параграфа, стр. 44)

Слайд 11ПОСТФИКС -
(выпишите определение из текста параграфа, стр. 45)

ПОСТФИКС - (выпишите определение из текста параграфа, стр. 45)

Слайд 12Окончание (флексия) -
изменяемая часть слова, которая служит для образования

грамматических форм слова. Слова в предложении могут быть связаны с помощью окончаний.
Окончание может быть нулевым.
Неизменяемые слова окончаний не имеют.
Окончание (флексия) - изменяемая часть слова, которая служит для образования грамматических форм слова. Слова в предложении могут

Слайд 13Часть слова без окончания называется основой.
Какие бывают основы?
(Ответьте на вопрос, прочитав

материал на стр. 47).
Часть слова без окончания называется основой.Какие бывают основы?(Ответьте на вопрос, прочитав материал на стр. 47).

Слайд 14Задания:
Упр. 61, стр. 45
Упр. 62

Задания:Упр. 61, стр. 45Упр. 62

Слайд 15Повторение
Найдите слово, соответствующее схеме
А) рисуешь,
Б) образованный,
В) жалость,


Г) ножницы
Повторение Найдите слово, соответствующее схеме А) рисуешь, Б) образованный, В) жалость, Г) ножницы

Слайд 162. Найдите слово, соответствующее схеме
А) нижний,
Б) обедать,
В) неудачник,
Г) расскажет

2. Найдите слово, соответствующее схемеА) нижний,Б) обедать,В) неудачник,Г) расскажет

Слайд 173. Найдите слово, соответствующее схеме
А) земляника,
Б) подумать,
В) играющий,
Г) укажет

3. Найдите слово, соответствующее схемеА) земляника,Б) подумать,В) играющий,Г) укажет

Слайд 184. Выделите суффиксы
а) сладковатый, трусоватый, чудаковатый;
б) ворчун, хлопотун, бегун, хвастун;
в)

красненький, маленький, тоненький;
г) глазищи, домище, арбузище;
д) крикнуть, толкнуть, прыгнуть.

4. Выделите суффиксы а) сладковатый, трусоватый, чудаковатый;б) ворчун, хлопотун, бегун, хвастун;в) красненький, маленький, тоненький;г) глазищи, домище, арбузище;д)

Слайд 19Удачливый, заботливый, услужливый, запасливый, понятливый, памятливый, опасливый, талантливый, приветливый, угодливый; разговорчивый,

настойчивый, доверчивый, вспыльчивый, придирчивый, влюбчивый, настойчивый, вдумчивый, забывчивый.

.

5. Спишите слова, выделите суффиксы

Удачливый, заботливый, услужливый, запасливый, понятливый, памятливый, опасливый, талантливый, приветливый, угодливый; разговорчивый, настойчивый, доверчивый, вспыльчивый, придирчивый, влюбчивый, настойчивый,

Слайд 201. В каком ряду все слова однокоренные?
1) Дрожать, продрогнуть, вздрагивать;
2) кусать,

закуска, вкусный;
  3)воспитать, питание, подписка;
4) утроить, третий, трефовый.

2. В каком ряду во всех словах выделяется нулевое окончание?
Вбок, вброд, ввысь;
вверх, вдаль, взлет;
ввоз, вдох, взгляд;
вниз, вдоль, взмах.

6. Тест

1. В каком ряду все слова однокоренные?1) Дрожать, продрогнуть, вздрагивать;2) кусать, закуска, вкусный; 

Слайд 213. В каком ряду все слова не имеют окончания?
Крюк, номер, насквозь;
мышь,

здесь, четверо;
издавна, заново, лишь;
напрокат, самокат, вдоволь.

4. В каком слове выделяются два окончания?
Кареглазый;
что-либо;
семьдесят;
кафе-бар.
3. В каком ряду все слова не имеют окончания?Крюк, номер, насквозь;мышь, здесь, четверо;издавна, заново, лишь;напрокат, самокат, вдоволь.4.

Слайд 22Словообразование -
раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов.

Словообразование - раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов.

Слайд 23Способы образования слов

Способы образования слов

Слайд 24Задание № 1:
Постройте словообразовательную цепочку, обозначив производящую и производные

основы:
мечтатель, мечтать, мечтательность, мечтательный.
Задание № 1: Постройте словообразовательную цепочку, обозначив производящую и производные основы: мечтатель, мечтать, мечтательность, мечтательный.

Слайд 25Ответ:
Мечтать мечтатель мечтательный мечтательность

Ответ:Мечтать   мечтатель  мечтательный  мечтательность

Слайд 26Задание № 2:
От какого из слов образовано данное? Выберите из двух

однокоренных исходное:
Бедность (беднота, бедный), счастливчик (счастье, счастливый), трубач (трубить, труба), соломинка (солома, соломина), безвкусный (вкусный, вкус).


Задание № 2:От какого из слов образовано данное? Выберите из двух однокоренных исходное:Бедность (беднота, бедный), счастливчик (счастье,

Слайд 27Ответ:
Бедность бедный, счастливчик счастливый,

трубач трубить, соломинка соломина, безвкусный вкусный.

Ответ:Бедность   бедный,    счастливчик   счастливый, трубач   трубить,

Слайд 28Задание № 3
Найдите производящие основы для данных слов. Запишите слова парами

по образцу:
тракторист трактор
Учительница, пианистка, школьник, столичный, дорожный, придорожный, елка, апрельский, закричать, подружиться, опасно.

Задание № 3Найдите производящие основы для данных слов. Запишите слова парами по образцу:тракторист   тракторУчительница, пианистка,

Слайд 29Задание № 4
Восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:
давний   ...  недавно;
теннис  ...  теннисистка;
велосипед  ...  велосипедистка;
привлекать  ...  привлекательность;
разделить  ...  разделительный.

Задание № 4Восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:давний   ...  недавно;теннис  ...  теннисистка;велосипед  ...  велосипедистка;привлекать  ...  привлекательность;разделить  ...  разделительный.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть