Слайд 1УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе
Слайд 2Словосочетание.
Способы связи слов в словосочетании
Слайд 3ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
Синтаксис- это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение
и текст
Слайд 4Словосочетание – это два слова или несколько слов , соединенных между
собой грамматически или по смыслу.
В словосочетании одно слово является главным, другое – зависимым.
От главного слова к зависимому задается вопрос.
главное слово зависимое
вопрос
Слайд 5Виды словосочетаний
По типу главного слова:
Именные (письмо другу, верные мне, трое
в масках, кто-то из вас)
Наречные (очень быстро)
Глагольные (пилить дрова)
Слайд 6
Словосочетаниями не являются :
являются :
Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная
+ самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот
Слайд 7СОГЛАСОВАНИЕ - это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает
в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное
Зависимые слова
прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение
Например:
пушистым снегом, за исхоженными тропами, пятый подъезд, твоего платка
Слайд 8УПРАВЛЕНИЕ – это такой вид связи, при котором главное слово требует
постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога.
Зависимые слова
им. сущ или другие части речи, употребляемые в значении сущ.
Например:
строительство дома, удобный для проживания, достать картинку, быстрее пули
Слайд 9
ПРИМЫКАНИЕ - это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается
с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)
Зависимые слова
наречие, инфинитив, деепричастие
Например:
крепко спать, умение читать,
сидеть размышляя, очень быстро
Слайд 10
Определите виды словосочетаний
Ч..тать книгу, осл..пительная б..лизна, где-то д..леко, осе….ий день, предл..жить
помощь, слушать вн..мательно, к..сательная линия, любуясь красотами, очень дорого, выб..рать подарок, обж..гающий жар, слегка прикоснуться
Слайд 11Результат работы
Примыкание: где-то далеко, очень дорого, слушать внимательно, слегка прикоснуться
Согласование: ослепительная
белизна, осенний день, касательная линия, обжигающий жар
Управление: читать книгу, любуясь красотами, предложить помощь, выбирать подарок
Слайд 15Потренируемся …
Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
Слайд 16Потренируемся …
Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
Но
пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
Слайд 17Потренируемся …
Определите тип связи в словосочетании ПОДЧИНЕНО ВОЛЕ из предложения:
Особое замечательное
свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
Слайд 18Потренируемся …
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Я
осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
Слайд 19Потренируемся …
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Медленно опускаться на парашюте.
Слайд 20Потренируемся …
Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
Для России
такой путь заказан.
Слайд 21 План разбора словосочетания:
Прил.
Каким? Сущ.
Красивым почерком именное, согласование
Слайд 22 Замените словосочетания со связью
согласование на словосочетания со связью
управление
Земляничная
поляна клубничное варенье
рыбный суп
мамин платок
лисья нора
Слайд 23Замените словосочетания со
связью управление на словосочетания со
связью согласование
вода со льдом
листья
клёна
день осени
посуда из дерева
работы с землёй
Слайд 24Самостоятельная работа
Отметьте «+» все словосочетания.
Слайд 25Самостоятельная работа
Отметьте «+», какой тип связи использован в словосочетании.
Слайд 26Самостоятельная работа
Отметьте «+» синонимичные словосочетания.
Слайд 27ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Изучить § 11,12 , выучив типы связи
слов в словосочетании и алгоритм их определения.
2. Составить проверочную тестовую работу по теме «Словосочетание»
Слайд 28РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Было интересно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я
почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…