Презентация, доклад по русскому языку на теме Сложносочиненное предложение (9 класс практикум)

Содержание

Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе. 1. Определите тип предложения:

Слайд 1 Сложносочиненное предложение
ПРАКТИКУМ
9 КЛАСС

Сложносочиненное предложение ПРАКТИКУМ 9 КЛАСС

Слайд 2
Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на

светлом челе.

1. Определите тип предложения:

Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе. 1. Определите тип предложения:

Слайд 3
Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы.
2. Определите тип предложения:

Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. 2. Определите тип предложения:

Слайд 4
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка

подо льдом блестит.

3. Определите тип предложения:

Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. 3. Определите тип

Слайд 5 4. Определите тип предложения:
Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником

два года незаметных.

4. Определите тип предложения: Вновь я посетилТот уголок земли, где я провелИзгнанником два года незаметных.

Слайд 6 Луна сияла , июльская ночь была тиха.

5. Определите тип предложения:

Луна сияла , июльская ночь была тиха.5. Определите тип предложения:

Слайд 7Сложное предложение
Сложносочиненное предложение
Пунктуация

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Сложное предложениеСложносочиненное предложениеПунктуация КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Слайд 8
и
да (=и)
ни…ни
тоже
также
не только – но и
как – так и

Сложносочиненные предложения

с соединительными союзами

В этих сложносочиненных предложениях выражается:
А) одновременность
Б) последовательность
В) причина



ида (=и)ни…нитожетакжене только – но икак – так иСложносочиненные предложения с соединительными союзами В этих сложносочиненных

Слайд 9

то…то
или (иль)
либо
не то…не то
то ли…то ли
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами



В

этих сложносочиненных предложениях выражаются отношения:
А) чередование
Б) взаимоисключения



то…тоили (иль)либоне то…не тото ли…то лиСложносочиненные предложения с разделительными союзамиВ этих сложносочиненных предложениях выражаются отношения:А) чередованиеБ)

Слайд 10
а
но
да (=но)
однако
зато
же
только (= но)
Сложносочиненные предложения с противительными союзами


В сложносочиненных

предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется другому



а нода (=но)однакозатожетолько (= но)Сложносочиненные предложения с противительными союзамиВ сложносочиненных предложениях одно явление сопоставляется с другим

Слайд 111. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями

сложносочиненного предложения.
(1 балл за каждое предложение)
2. Начертите схемы предложений.
(1 балл за каждое предложение)

Практикум

1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения.

Слайд 12То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

Ни

солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.


То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. Ни солнца мне не виден свет, ни

Слайд 133. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые

часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по – прежнему, либо я его на дуэль вызову.


3.  Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими. 4. Либо я

Слайд 145. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный

весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.



5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика. 6. Песня

Слайд 162.


5.



3.







Проверка
Ни [ - = ] ,

ни [ = ].

[ = - ] , да [ = -].

Не только [ - = ] , но и [ - = ].



2. 5.3.  ПроверкаНи [ - = ] , ни [ = ]. [  = -

Слайд 176. [ - = ] , зато [ = ].

1.




4.

То [ = - ] , то [ = - ].

Либо [ - = ] , либо [ - = ].

6.  [ - = ] , зато [ = ].1. 4. То [ = - ]

Слайд 18Части сложносочиненного предложения разделяются запятой.

Например:

Весь день в лесу был

золотой, а вечером заря горела в полнеба

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения

Части сложносочиненного предложения разделяются запятой.Например:  Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в

Слайд 191. То светило солнце то шел дождь.(1 балл)
2. На горе

то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)
3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)

Расставьте знаки препинания

1. То светило солнце то шел дождь.(1 балл) 2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то

Слайд 20То светило солнце, то шел дождь. (1балл)
На горе то расстилался

лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли , то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)
Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой, и, будто слушая новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)

Самоконтроль

То светило солнце, то шел дождь. (1балл) На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые

Слайд 21В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые

бабочки.

Объясните

В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.Объясните

Слайд 22Если его части объединены общим второстепенным членом.
Если все его части являются

вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.
Это кто такие и что им надобно?
Как хороша эта девушка и как она умна!
Гармонь, играй и веселитесь, люди!


В сложносочиненном предложении запятая не ставится:

Если его части объединены общим второстепенным членом.Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.

Слайд 23Становилось жарко и я поспешил домой.
Сумерки приближались и надо было торопиться.
Вот

крик и снова все затихло.
От кого письмо и что в нем сообщается?

В каком предложении запятая не нужна?

Становилось жарко и я поспешил домой.Сумерки приближались и надо было торопиться.Вот крик и снова все затихло.От кого

Слайд 24ТЕСТ

ТЕСТ

Слайд 25А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.
Б. Сыпучий

снег летит на плечи, над головою сучья гнет.
В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

1. Найдите сложное предложение

А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою

Слайд 26
А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали

зарницы.
Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
В. Месяца не было, звезды тоже не светили.
Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.

2. Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз

А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.Б. Тяжело складывались слова, да еще

Слайд 27А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
Б. Здесь краски

не ярки и звуки не резки.
В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
Г. Солнышко село и зорька погасла.

3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая

А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки.В.

Слайд 28
А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
Б. Гремела атака

и пули свистели, и ровно строчил пулемет.
В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.

4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка

А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил

Слайд 29
А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается

из света и тени.
Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.
В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены)

А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.Б. По обе

Слайд 30В
Б
Б
Б
Б
Взаимоконтроль

ВББББВзаимоконтроль

Слайд 31Мой результат –моя оценка
Сумма ваших баллов за урок?
«5» - 22 -26

баллов
«4» - 17-21 балл
«3» - 12-16 баллов

Мой результат –моя оценка Сумма ваших баллов за урок?«5» - 22 -26 баллов«4» - 17-21  балл«3»

Слайд 321 уровень – упражнение 75
2 уровень - упражнение 72
3 уровень –

выписать из комедии «Горе от ума» 6-7 ССП с разными смысловыми отношениями между частями предложения

Домашнее задание

1 уровень – упражнение 752 уровень - упражнение 723 уровень – выписать из комедии «Горе от ума»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть