Презентация, доклад по русскому языку Морфемный анализ

Содержание

Порядок морфемного разбора1. Определите часть речи.2. У изменяемого слова найдите окончание, формообразующий суффикс (если они есть) и определите их значение.3. Укажите основу слова – часть слова без окончания и формообразующих суффиксов.4. Выделите приставки (если они есть),

Слайд 1МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Материал для подготовки к ВПР по русскому языку

МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗМатериал для подготовки к ВПР по русскому языку

Слайд 2Порядок морфемного разбора

1. Определите часть речи.
2. У изменяемого слова найдите окончание,

формообразующий суффикс (если они есть) и определите их значение.
3. Укажите основу слова – часть слова без окончания и формообразующих суффиксов.
4. Выделите приставки (если они есть), подберите слова с другим корнем, но с этими же приставками.
5. Выделите словообразовательные суффиксы (если они есть), подберите другие слова с теми же суффиксами.
6. Выделите корень.
7. Запишите графическую схему слова.
Порядок морфемного разбора1. Определите часть речи.2. У изменяемого слова найдите окончание, формообразующий суффикс (если они есть) и

Слайд 3 Особое внимание следует обратить на звук -j-, который может быть скрыт

в орфографической записи. Например, в слове вязание выделяется суффикс -ниj-, а в слове братья – словоизменительный суффикс -j-, образующий форму множественного числа
Особое внимание следует обратить на звук -j-, который может быть скрыт в орфографической записи. Например, в слове

Слайд 4 Пример рассуждения в процессе морфемного анализа.

Слово освобождение образовано от глагола

освободить, что позволяет выделить суффикс отглагольного существительного -ениj- (отмечаем также историческое чередование в корне д – жд). Правильность выделения суффикса можно подтвердить аналогичными словообразовательными парами (судить – суждение, терпеть – терпение и т.п.). Глагол освободить «сделать свободным» образован от существительного свобода – следовательно, в нем выделяются приставка о- и суффикс и- (долг – о-долж-и-ть, звук – о-звуч-и-ть).

Слово свобода непроизводное, в нем выделяется корень свобод- и окончание -а. Итак, словообразовательная цепочка освобожд[-ениj-э] → о-свобод- и-ть → свобода позволяет выделить в составе основы приставку, корень и суффикс: о-свобожд-ениj-е.
Пример рассуждения в процессе морфемного анализа. 	Слово освобождение образовано от глагола освободить, что позволяет выделить суффикс отглагольного

Слайд 5Типичные трудности морфемного анализа

Типичные трудности морфемного анализа

Слайд 6 Различение нулевого окончания и отсутствия окончания

Для наглядности можно указать группы неизменяемых

слов (т.е. таких, у которых нет окончания):
несклоняемые имена существительные: метро, шимпанзе, салями;
простая сравнительная степень имен прилагательных: светлее, сильнее и т.д.,
междометия: ого, ах.
Различение нулевого окончания и отсутствия окончания	Для наглядности можно указать группы неизменяемых слов (т.е. таких, у которых нет

Слайд 7 Разграничение омонимичных морфем
Причиной ошибки при выделении флексии может стать омонимия морфем:

по нов-ому мосту (окончание прилагательного)
– сделать по-нов-ому (суффикс наречия);
Небо светл-о и прекрасно (окончание краткого прилагательного) – Здесь светл-о (суффикс слова состояния);
заниматься бег-ом (окончание существительного) – мчаться бег-ом (суффикс наречия).
Разграничение морфем опирается на различение слов различных частей речи.
Разграничение омонимичных морфем	Причиной ошибки при выделении флексии может стать омонимия морфем: по нов-ому мосту (окончание прилагательного)– сделать

Слайд 8 Словоформы, оканчивающиеся на -ей, -ий

Может вызывать затруднение выделение основы слов, оканчивающихся

на -ей, -ий (друзей, волчий, прохожий).
Следует просклонять анализируемое слово и определить, сохраняется ли звук [j] в других словоформах.
Если [j] не сохраняется, он входит в окончание: прохожий – прохож-его – прохож-ему (основа прохож-ий).
Если [j] сохраняется, он входит в основу:
друзей – друзьjя – друзьjям (основа друзей);
волчий – волчьjего – волчьjему (основа волчий).
Словоформы, оканчивающиеся на -ей, -ийМожет вызывать затруднение выделение основы слов, оканчивающихся на -ей, -ий (друзей, волчий, прохожий).Следует

Слайд 9 Связанные корни
Некоторые корни не употребляются без словообразовательных аффиксов. Так, сопоставление слов


ул-иц-а, про-ул-ок, ул-очк-а позволяет выделить корень -ул-.
В словах на-де-ть, наде-ва-ть, раз-де-ть выделяется корень -де-.
Близкородственные слова – это слова семантически близкие, поэтому отсутствие смысловой близости не позволяет признать однокоренными слова питать и воспитание, похищать и восхищение, торговать и восторг, победить и беда, хотя этимологический анализ показывает их историческое родство.
Связанные корниНекоторые корни не употребляются без словообразовательных аффиксов. Так, сопоставление слов 	ул-иц-а, про-ул-ок, ул-очк-а позволяет выделить корень

Слайд 10Исторические чередования

Выделение корня могут затруднять исторические чередования, важнейшие из которых должны

быть известны
(например: друг, дружить, друзья; уберу, убирать, уборка).
Исторические чередования	Выделение корня могут затруднять исторические чередования, важнейшие из которых должны быть известны	(например: друг, дружить, друзья; уберу,

Слайд 11 Определение семантики приставок и суффиксов

Значение словообразовательных аффиксов выявляется при сопоставлении ряда

слов, образующих определенную словообразовательную модель.
Так, сравнение словообразовательных пар виновник – виновн-иц-а, мастер – мастер-иц-а, царь – цар-иц-а позволяет выделить суффикс -иц- со значением лица женского пола, а в парах лужа – луж-иц-а, книга – книж-иц-а выделяется суффикс
-иц- с уменьшительно-ласкательным значением.
Определение семантики приставок и суффиксов	Значение словообразовательных аффиксов выявляется при сопоставлении ряда слов, образующих определенную словообразовательную модель. 	Так,

Слайд 12Суффикс -ий- (-j-)

Особое внимание следует обратить на суффикс притяжательных прилагательных
-ий-

(-j-): лисий, волчий, заячий, помещичий, казачий, который часто путают с омонимичными окончаниями: синий, сельский. В формах мужского рода выделяются суффикс -ий- и нулевое окончание, а в формах женского, среднего рода и множественного числа – суффикс -j- и окончание: заяч-ий, заяч-j-я, заяч-j-е, заяч-j-и.
Суффикс -ий- (-j-)	Особое внимание следует обратить на суффикс притяжательных прилагательных 	-ий- (-j-): лисий, волчий, заячий, помещичий, казачий,

Слайд 13 Суффикс -j- сложно увидеть уже потому, что выделяется он только с

учетом фонетического состава слова. Эта морфема практически не знакома школьникам, поэтому целесообразно включить соответствующие примеры в материал для повторения:
1) ворон – вороньё [-j-о] – суффикс со значением собирательности;
2) плясун – плясунья [-j-а] – суффикс со значением лица женского пола; 3) зимовать – зимовье [-j-э] – суффикс со значением места действия;
4) стул – стулья [-j-а] – формообразующий суффикс со значением множественного числа.
Суффикс -j- сложно увидеть уже потому, что выделяется он только с учетом фонетического состава слова. Эта морфема

Слайд 14 Чередование к // оч – одно из самых частотных в русском

языке – наблюдается не только в корне, но и в суффиксе. Показать различие в морфемном строении слов, включающих элемент очк или очн, можно с помощью словообразовательных цепочек, например:
кочк(а) – нечленимая основа;
кадк(а) → кадоч-к(а);
кость( ) → кост-очк(а);
тетрадь( ) → тетрад-к(а) → тетрад-оч-к(а);
желудок → желудоч-н(ый);
карт(а) → карт-очн(ый);
ель → ел-к(а) → ел-оч-н(ый).
Чередование к // оч – одно из самых частотных в русском языке – наблюдается не только в

Слайд 15 ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Объясните: почему морфемный анализ начинается с определения

части речи слова?
2. Приведите примеры слов с прерывистыми основами.
3. В чем особенность выделения основы в словах, оканчивающихся на -ей, -ий?
4. Почему при выделении корня и суффиксов следует учитывать исторические чередования?
5. Приведите примеры слов с нулевыми формообразующими и словообразовательными суффиксами.
6. Почему в некоторых случаях при морфемном разборе приходится использовать элементы фонетической транскрипции? Какую морфему (морфемы) невозможно выделить в орфографической записи слова? Приведите примеры слов с суффиксом -j-.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА1. Объясните: почему морфемный анализ начинается с определения части речи слова?2. Приведите примеры слов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть