Слайд 1Монолог,диалог
Подготовил учитель Рябич Л.П.
Слайд 2Монолог – способ построения речи, при котором говорящий в форме размышления, призыва
или оценки чьих-либо действий передает свое душевное состояние. Монолог является структурным элементом многих литературных произведений, прежде всего – драматических.
Слайд 3Монолог – это произнесенная вслух и обращенная к реальному или воображаемому
собеседнику речь, в которой передаются сокровенные мысли и выражаются эмоции говорящего. Речевая ситуация с использованием монолога строится по принципу оратор – слушатель. Монолог произносится одним лицом и непосредственно в процессе речи не предполагает ответа со стороны других участников речевого общения. Монолог – это всегда самовыражение, в котором не обязательно присутствует смысловая и синтаксическая упорядоченность.
Слайд 4Диалог – речевое общение двух или нескольких лиц, структура которого состоит из
последовательного чередования реплик, воспринимаемых на слух или записанных в форме прямой речи. Такой способ речевой организации служит для обмена мнениями или полезной информацией.
Слайд 5В диалоге участвуют двое: это беседа, спор, обсуждение, в котором высказываются
разные мнения относительно темы общения или содержатся дополнения и подтверждения высказанных мыслей. Диалог состоит из отдельных фраз – реплик, каждая из которых представляет собой структурно завершенное смысловое целое.
Диалог – основной речевой компонент межличностного общения. Он четко структурирован, логичен и последователен.
Слайд 7Какие стили речи вы знаете?
1.Научный
2.Художественный
3.Публицистический
4.Официально деловой
5.Разговорный
Слайд 8Научный стиль
Научный стиль текста – это язык науки, научной сферы
деятельности. Жанры, в которых он функционирует, в основном письменные:
научные статьи и заметки,
методические пособия и монографии,
рецензии и аннотации,
курсовые, дипломные и кандидатские работы для получения или защиты ученой степени.
В устной форме научный стиль представлен жанрами выступлений – научными докладами, лекциями.
Слайд 9Характерные черты научного стиля:
Безличность автора – или сухое «мы» (предполагаем, делаем
вывод, считаем и др.), или полное отсутствие указания на автора; монологичность речи.
Обилие научной терминологии; масса речевых клише; минимум экспрессивно-эмоциональной лексики (а то и полное ее отсутствие).
Преобладание существительных, прилагательных и наречий над глаголами, и, как следствие, — статичный, медленно читаемый и трудный для восприятия текст.
Логичность и тезисность изложения.
Обилие вводных слов, сложные конструкции предложений с массой приточных. Предельная насыщенность предложений словами, уточняющими различные понятия (явления).
Слайд 10Художественный стиль
Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он
используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений.
Художественный стиль – это способ самовыражения писателей, поэтому, как правило, он используется в письменной речи. Устно же (например – в пьесах) зачитываются написанные заранее тексты. Исторически художественный стиль функционирует в трех родах литературы – лирике (стихотворениях, поэмах), драме (пьесах) и эпосе (рассказы, повести, романы).
Слайд 11Характерные черты художественного стиля:
Совпадение автора и рассказчика, яркое и свободное
выражение авторского «я».
Языковые средства являются способом передачи художественного образа, эмоционального состояния и настроения рассказчика.
Использование стилистических фигур – метафор, сравнений, метонимий и др., эмоционально-экспрессивной лексики, фразеологизмов.
Многостильность. Применение языковых средств иных стилей (разговорного, публицистического) подчинено выполнению творческого замысла. Из этих сочетаний постепенно складывается то, что называют авторским стилем.
Использование речевой многозначности – слова побираются так, чтобы и их помощью не только образы «рисовать», но и вкладывать в них скрытый смысл.
Функция передачи информации часто скрыта. Цель художественного стиля – передать эмоции автора, создать у читателя настроение, эмоциональный настрой.
Слайд 12Публицистический стиль
Публицистический стиль называют официальным стилем СМИ (средств массовой информации), в
том числе –статей, репортажей, заметок, интервью и т. п. Данный стиль чаще используется в письменной речи, реже – в устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических и общественных деятелей.
Слайд 13Характерные черты публицистического стиля:
эмоциональность и образность речи – для создания необходимой
атмосферы;
оценочность и уверенность – для заинтересованности;
логика изложения с опорой на неопровержимые факты – для придания речи достоверности и информативности;
призыв читателей (слушателей) к действию и общедоступность;
легкое и внятное изложение.
Слайд 14Официально деловой стиль
Официально-деловой стиль в жизни встречается гораздо чаще, чем можно
подумать. Вы видите его в инструкциях, в любых документах организаций (неважно, государственных или коммерческих), в законодательных актах, в методических разработках и так далее.
Главной функцией этого стиля является информирование – сообщение предельно точно и сжатой информации. Поэтому информационная насыщенность текстов, написанных официально-деловым стилем, очень велика, хотя и сложна для восприятия.
Слайд 15Характерные черты официально делового стиля:
информативная направленность – для того, чтобы оставаться
в исключительно административно-правовой сфере деятельности;
точность и стандартность формулировок – порой в ущерб простоте восприятия;
жесткая логическая структура и предложений, и самого текста в целом;
отсутствие эмоциональности и оценочности – в текстах, написанных официально-деловым стилем присутствуют либо факты, либо обоснованные гипотезы, и полностью исключен субъективный подход к излагаемым вещам.
Слайд 16Разговорный стиль
Разговорным стилем текста называют такой стиль, который включает языковые единицы
(слова, клише, устойчивые выражения, фразеологизмы), характерные для устной речи. Подобный стиль – это стиль непринужденного общения, обмена информацией в неформальной обстановке. В целом он считается устным, однако его нередко используют и в письменных формах.
К примеру, в художественной речи разговорным стилем часто оформляются диалоги героев, что помогает придать художественной реальности произведения больше достоверности.
Слайд 17Характерные черты разговорного стиля:
Распространенная форма – диалог, реже – монолог.
Нестрогий отбор
языковых средств и простота (и жаргонные слова, и профессиональные термины, и диалектизмы, и ругательства), образность и эмоциональность.
Разговорное упрощение слов (сейчас – щас, что — чё), предложений (одну чашку кофе – один кофе). Фразы часто усекаются и «подгоняются» под конкретную ситуацию, при которой не нужны уточнения и детали (дверь закрыл, встал и вышел); распространено удвоение слов (да-да, верно-верно).
Важна обстановка речевого общения – мимика и жесты собеседников, эмоциональные реакции.
Частое употребление восклицательных и вопросительных предложений.
Слайд 18В каком стиле написан отрывок из текста?
Слайд 19Текст №1
Я уверен, что для полного овладения
русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины. Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий.
Слайд 20Текст №2
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с
ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается утвержденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами.
Слайд 21Текст №3
Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили
модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн. К этому типу моделей относится модель локальных источников рассеяния.
Слайд 22Текст №4
Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен
без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Виктор , например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний и в то же время – студент университета третьего возраста.
Слайд 23Текст №5
Война изуродовала Боровое. Вперемежку с уцелевшими
избами стояли, как памятники народного горя, обуглившиеся печи. Торчали столбы от ворот. Сарай зиял огромной дырой – от него отломили половину и унесли. Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы. Лишь кое-где приютились по две-три яблоньки-подростка. Село обезлюдело.
Слайд 24Ответы:
1.Разговорный
2.Официльно деловой
3.Научный
4.Публицистический
5.Художественный