Презентация, доклад по русскому языку: Методика подготовки к заданию 20.

Необходимость появления нового задания, проверяющего соблюдение лексических нормРезультаты ЕГЭ по русскому языку в 2017 г. позволяют говорить о невысоком уровне усвоения лексических норм (как и в 2016 г.): 70 % учащихся успешно справились с заданием 5

Слайд 1




17.10.2017

Об изменениях в заданиях ЕГЭ по русскому языку в 2017 -

2018 учебном году.
Методика подготовки к заданиям по культуре речи (задание 20)

17.10.2017Об изменениях в заданиях ЕГЭ по русскому языку в 2017 - 2018 учебном году. Методика подготовки к

Слайд 2Необходимость появления нового задания, проверяющего соблюдение лексических норм

Результаты ЕГЭ по русскому

языку в 2017 г. позволяют говорить о невысоком уровне усвоения лексических норм (как и в 2016 г.):
70 % учащихся успешно справились с заданием 5 (употребление паронимов),
60 % учащихся продемонстрировали соблюдение лексических норм в сочинении (К10).
Анализ сочинений экзаменуемых по критерию К10 позволяет говорить о значительном количестве речевых нарушений, среди которых — плеоназм, тавтология, неверное употребление слова, немотивированное использование просторечной лексики и др.
Необходимость появления нового задания, проверяющего соблюдение лексических нормРезультаты ЕГЭ по русскому языку в 2017 г. позволяют говорить

Слайд 3 Особенности нового задания 20 в тестовой части ЕГЭ
Задание 20 в

экзаменационных материалах 2018 г. проверяет сформированность умений по стилистической правке (неуместность употребления слов, форм или конструкций) в связных текстах (предложениях) и готовит учащихся к выполнению заданию 26, связанного с созданием собственного текста.

Выполняя задание 20, экзаменуемый должен отредактировать текст.

В качестве основы для лингвистического материала задания 20 будут взяты основные виды речевых ошибок, представленные в «Учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года».

При составлении заданий будут использованы фрагменты текстов различных стилей речи (научного, публицистического, художественного) и разных жанров.
Особенности нового задания 20  в тестовой части ЕГЭ Задание 20 в экзаменационных материалах 2018 г.

Слайд 4Основные виды речевых ошибок

1. Употребление слова в несвойственном ему значении

(Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.)

2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
(Были приняты эффектные меры.)

3. Неразличение синонимичных слов
(В конечном предложении автор применяет градацию.)

4. Употребление слов иной стилевой окраски
(Автор пытается направить людей немного в другую колею.)

5. Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов
(Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.)




Основные виды речевых ошибок1. Употребление слова в несвойственном ему значении     (Мы были шокированы

Слайд 5Основные виды речевых ошибок

6. Неоправданное употребление просторечных слов

(Таким людям всегда удается объегорить других.)

7. Нарушение лексической сочетаемости
(Автор увеличивает впечатление.)

8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
(Молодой юноша, очень прекрасный.)

9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)
(В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.)

10. Неоправданное повторение слова
(Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.)

11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций
(Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.)






Основные виды речевых ошибок6.  Неоправданное употребление просторечных слов    (Таким людям всегда удается объегорить

Слайд 6 Как представлено новое задание 20 в экзаменационной работе

Вариант 1. Исключение



Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В районе южного полюса Юпитера астроном заметил темное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.

Ответ: необычный


Вариант 2. Замена

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали сокрушительное поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: потерпели.

Как представлено новое задание 20 в экзаменационной работе Вариант 1. Исключение Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,

Слайд 7 При выполнении нового задания 20 необходимо соблюдать нормы современного русского литературного

языка


1 вариант ответа
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Очень сложно привести все высказанные мнения о картине к общему множителю.

Ответ: знаменателю.



Исключаемое слово выписывается в той же форме, в которой оно употреблено в тексте.


Несколько вариантов ответа
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Даже заклятому неприятелю никто не решался в своем доме отказывать в угощении.

Ответ: врагу <или> непримиримому, ненавистному, злейшему и др.


Слово выписывается в той же форме, в которой употреблено заменяемое им слово.

При выполнении нового задания 20 необходимо соблюдать нормы современного русского литературного языка 1 вариант ответа

Слайд 8Важно!
В задании может быть несколько слов, которые можно будет заменить. И

всё это будет правильно!

В КИМах будут прозрачные ответы.

Словариков к заданию 20 не будет.

Фразеологизмы будут очевидными для детей. Их будет мало.

В ситуации, когда ответов у ребенка больше, чем в КИМ, и они подходят, ответы засчитают.

В Банке оценочных средств на сайте ФИПИ добавлено 2500 заданий по лексике.
Важно!В задании может быть несколько слов, которые можно будет заменить. И всё это будет правильно!В КИМах будут

Слайд 9 Методика работы на уроках русского языка по предупреждению лексических ошибок

Этап

распознавания ошибки должен строиться на понимании семантического противоречия, спровоцированного ошибкой в данном предложении.

Этап устранения ошибки предполагает использование специальных приемов, зависящих от типа ошибки.

Проблемная ситуация, созданная на уроке, будет эффективной только в том случае, если ученики хорошо ее понимают и убеждены в необходимости разрешения проблемы.
Методика работы на уроках русского языка  по предупреждению лексических ошибок Этап распознавания ошибки должен строиться

Слайд 10 Алгоритм работы на уроках русского языка по предупреждению лексических ошибок

Найди

смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)
Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности)
Если это ошибка, исправь ее
Алгоритм работы на уроках русского языка  по предупреждению лексических ошибок Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал

Слайд 11И лексическая ошибка, и многие средства выразительности – результат отклонения от

языковых норм


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ОШИБКА

– Это прагматически не мотивированное отступление от норм литературного языка, нарушение правильности речи.
– Являются разновидностью речевых ошибок и заключаются в нарушении точности, ясности, логичности словоупотребления.
– К лексическим ошибкам относятся употребление слова в несвойственном ему значении (употребление слова без учета его семантики), нарушение норм лексической сочетаемости, расширение и сужение значения слова, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность (неснятая полисемия) и некоторые другие.


СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

– это прагматически мотивированное (целесообразное) отклонение, получающее выражение в речи.
– Это языковые и речевые средства, которые обеспечивают полноценное (максимально приближенное к пониманию заложенной в тексте информации) восприятие речи адресатом.
– Выбор и использование выразительных средств зависят от ситуации общения, избранного жанра и стиля речи, а также от авторской индивидуальности.

И лексическая ошибка, и многие средства выразительности – результат отклонения от языковых нормЛЕКСИЧЕСКАЯ ОШИБКА – Это прагматически

Слайд 12 Как научиться различать лексическую ошибку и средство выразительности

Неправильное употребление ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ



– Незнание точного значения Ф.:
На прощание выпускники спели свою лебединую песню.
______________________________________________________________________
– Немотивированное расширение или сужение состава Ф.:
Со всех своих длинных ног она кинулась бежать. Успехи этого ученика желают много лучшего.
______________________________________________________________________
– Изменение состава (формы) Ф.:
Дети заморили червячков и развеселились. Скрипя сердцем.
_____________________________________________________________________
– Контаминация фразеологизмов:

Дело гроша выеденного не стоит. Он смотрит на всё спустя рукава.


Стилистическое использование
ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

для создания художественных образов, шуток, каламбуров
– Разрушение образного значения Ф.:
Мудрецы и зубные врачи зрят в корень. Пожарный всегда работает с огоньком.
_____________________________________________________________________________________
– Изменение количества компонентов Ф. (расширение или сужение его состава):
С величайшим нетерпением буду ждать... только не откладывайте в слишком долгий ящик (М. Горький).
____________________________________________________________________________________
– Преобразование состава Ф.:
Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу. Хорошо смеется тот, кто смеется без последствий.

Как научиться различать лексическую ошибку и средство выразительности Неправильное употребление ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ – Незнание точного значения Ф.:

Слайд 13В помощь учителю

Цыбулько, И. П. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на

основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по русскому языку [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy.

Русский язык : энциклопедия / под ред. Ю. Н. Караулова. — М. : Большая российская энциклопедия; Дрофа, 1997.

Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты : энциклопедический словарь-справочник / под ред. А. П. Сковородникова. — М. : Флинта, 2011.

Голуб, И. Б. Стилистика русского языка : учебное пособие. — М. : Рольф; Айрис-пресс, 1997.
В помощь учителюЦыбулько, И. П. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть