Презентация, доклад по русскому языку Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения 15-3 в формате ОГЭ

Содержание

Цели сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).сформировать умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, сопоставлять материал, выражать

Слайд 1Методические рекомендации «Приемы работы с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению (15-3)

в формате ОГЭ»

Подготовила учитель русского языка и литературы Петунина Т. М.

Методические рекомендации  «Приемы работы с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению (15-3) в формате ОГЭ»Подготовила учитель русского

Слайд 2Цели
сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую

тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).
сформировать умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, сопоставлять материал, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

Цели сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ

Слайд 3Задачи
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок,

умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью; 2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к развитие системы ценностных отношений к русскому языку , формирование метапредметных компетенций. 3)воспитательные: воспитание бережного отношения к слову автора, к собственному слову, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание

Задачи1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее

Слайд 4Методы обучения:
проблемно-поисковый,
метод глобального мышления,
сравнительный анализ информации

Методы обучения: проблемно-поисковый, метод глобального мышления,сравнительный анализ информации

Слайд 5Организационные формы:
беседа,
приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ информации, раскрытие межпредметных связей

между русским языком, литературой , историей,
анализ текста,
составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3.
проведение исследования. 
Организационные формы:беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой , историей,анализ

Слайд 6адекватно понимать информацию прочитанного текста;
понимать основную мысль прочитанного текста;
интерпретировать информацию прочитанного

текста и на этой основе
умение устанавливать авторскую позицию в тексте, формировать её;
умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме

Умения, проверяемые заданиями 15.1, 15.2, 15.3

адекватно понимать информацию прочитанного текста;понимать основную мысль прочитанного текста;интерпретировать информацию прочитанного текста и на этой основеумение устанавливать

Слайд 715.3. Композиция сочинения

15.3. Композиция сочинения

Слайд 8Что такое тезис, аргументы, вывод?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется

доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
Что такое тезис, аргументы, вывод?  Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать. Аргументы – это

Слайд 915.3 – Сочинение по «слову-концепту»
Алгоритм работы:
1 шаг – дайте определение указанному

слову / словосочетанию.
2 шаг: Прокомментируйте основные позиции Вашего определения. Запишите комментарии в виде тезисов.
3 шаг: Найдите в тексте предложения, подтверждающие выдвинутые в предыдущем пункте тезисы-комментарии. Выпишите / обозначьте их.
4 шаг: Дайте оценку этим предложениям (выразите согласие / несогласие.., обоснуйте свою позицию) с учётом Ваших рассуждений и выдвинутых в предыдущем пункте тезисов.
5 шаг: вывод. Подведите итог своим рассуждениям.
15.3 – Сочинение по «слову-концепту»Алгоритм работы:1 шаг – дайте определение указанному слову / словосочетанию.2 шаг: Прокомментируйте основные

Слайд 10

Анализ текста.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОРИДОР
1)Это было в сорок первом году. 2)Темная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. 3)Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. 4)В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. 5)Была ночь.
6)— Здесь есть пища, — сказал Николай Петрович, сутулый, желтый от болезни человек.
7)Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. 8)Но скоро мы увидели и другое. 9)Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. 10)Там, как нам казалось, шевелилось что-то черное, и ухало, и кричало.11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. 12)Здесь начиналась очередь.13)Мы стояли и смотрели на окна. 14)Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки.

Анализ

Слайд 1115)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. 16)И

нам было видно, как он нервно вздергивает . 17)И голос у него слабый, голос чахоточного человека. 18)Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..19)А люди вдруг зашевелились. 20)Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу. 21)А потом мы увидели еще: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. 22)Человеческий коридор...23)Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. 24)А тогда — мы шли через него, качающийся, живой, трудный.25)И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. 26)И яркий свет вдали. 27)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краев дымящиеся тарелки. (А. Приставкин)
15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. 16)И нам было видно, как он нервно

Слайд 12 Задание 15.3
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?

Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-
рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса
данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-
аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 15.3   Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте ипрокомментируйте данное Вами определение. Напишите

Слайд 13Собеседование с классом:
1. Почему случай, произошедший в Челябинске в 1941 году,

навсегда запомнился А.И.Приставкину?
(Он был потрясён великодушием и самоотверженностью людей.)
2. Почему в рассказе пища неоднократно называется жизнью?
( Для голодных, измученных детей горячая пища была крайне необходима.)


Собеседование с классом:1. Почему случай, произошедший в Челябинске в 1941 году, навсегда запомнился А.И.Приставкину?(Он был потрясён великодушием

Слайд 143. Что произошло , когда закричал Николай Петрович голосом чахоточного человека

?
(Люди вдруг зашевелились, подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу.)
4 Какова основная мысль этого текста? - Найдите в тексте ключевое слово, по которому мы можем понять, что хотел сказать автор?.


3. Что произошло , когда закричал Николай Петрович голосом чахоточного человека ?(Люди вдруг зашевелились, подались назад, и

Слайд 155. Что представляет собой человеческий коридор?
(Человеческий коридор- это стена больших и

верных людей.)
5. Что представляет собой человеческий коридор?(Человеческий коридор- это стена больших и верных людей.)

Слайд 16«Мозговой штурм»
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Как вы понимаете значение слова. Дайте определение.
( это милосердие, сострадание, сопереживание,

сочувствие, желание помочь другому бескорыстно.)
«Мозговой штурм»ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Как вы понимаете значение слова. Дайте определение. ( это милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно.)

Слайд 17Комментарий к тезису. Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши

размышления в соответствии с заявленным тезисом.


Люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности. Такого быть не должно!
Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Комментарий к тезису. Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.Люди

Слайд 18Аргументы - примеры.
1-й аргумент - из прочитанного текста

А. Приставкина 2-й аргумент - из Вашего жизненного опыта (примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).
Аргументы - примеры.  1-й аргумент - из прочитанного текста     А. Приставкина 2-й

Слайд 19Групповая работа
В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из

художественной литературы. Назовите эти произведения (учащиеся называют произведения Л.Толстого «Чем люди живы», М. Шолохова « Судьба человека», В. Короленко «Дети подземелья», Л.Толстого «Кавказский пленник», В. Распутин «Уроки французского», а также приводят примеры из жизни)
Групповая работа В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы. Назовите эти произведения (учащиеся

Слайд 203.Вывод к сочинению
3.Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый

тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Главное оставаться Человеком в любой ситуации. Милосердие, сострадание – это основа нашей жизни.
3.Вывод к сочинению3.Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным.

Слайд 21Вариант сочинения – рассуждения
Человечность – это проявление сострадания, милосердия,

сочувствия, желание бескорыстно помочь другому. К сожалению, люди часто забывают о человечности, проявляют черствость, но такого быть не должно! Аргументируя свой ответ, приведу два примера, подтверждающих мои рассуждения. Во-первых, в тексте А. Приставкина, рассказывается о людях, проявивших сострадание и сочувствие к детям – сиротам из детского дома, уступив им свою очередь за едой. Такой поступок вызывает восхищение, уважение и, безусловно, является проявлением благодарности. Во-вторых, на уроках литературы мы читали и обсуждали рассказ М.Шолохова «Судьба человека», в котором говорится о солдате, побывавшем в немецком плену и потерявшем на войне всю свою семью. Но Андрей Соколов не ожесточился сердцем и усыновил чужого мальчика. Такой поступок является ярким примером человечности и великодушия. Итак, человечность – это нравственная основа нашей жизни. Все мы должны помнить, что человек жив не заботой о себе, а любовью и состраданием.
Вариант сочинения – рассуждения   Человечность – это проявление сострадания, милосердия, сочувствия, желание бескорыстно помочь другому.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть