Презентация, доклад по русскому языку Методическая разработка раздела программы Лексика. Культура речи (5 класс)

Содержание

Пояснительная записка Цель: помочь учителям русского языка в организации уроков в 5 классе по теме «Лексика». «Лексика. Культура речи» – 5-я

Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белбажская основная общеобразовательная школа

Методическая разработка раздела образовательной

программы по русскому языку
«Лексика. Культура речи»
5 класс


Выполнила:
Догадова Галина Викторовна,
учитель русского языка и литературы

с. Белбаж, 2013 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБелбажская основная общеобразовательная школаМетодическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку «Лексика.

Слайд 2Пояснительная записка
Цель: помочь учителям русского языка в организации уроков

в 5 классе по теме «Лексика».

«Лексика. Культура речи» – 5-я тема курса русского языка, 5 кл. (программа Т. А. Ладыженской) и представлена 10-ю уроками.

Это один из самых интересных разделов языкознания, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов.

Освоение важных знаний и овладение умениями и навыками по теме пополняет фундамент знаний для изучения дальнейшего курса русского языка.





















Начальная школа

Основная школа

Пояснительная записка Цель: помочь учителям русского языка в организации уроков

Слайд 3Структура содержания тематических модулей образовательной программы

Структура содержания тематических модулей образовательной программы

Слайд 4Актуальность «Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно,

первая и самая чудесная из них» Лев Успенский

Речевые ошибки

употребление слова в несвойственном ему значении;
нарушение лексической несовместимости;
неоправданный повтор слов;
неправильное использование многозначных слов, омонимов;
бедность и однообразие синтаксических конструкций.


Бессистемные
знания
о функциональных
возможностях
языковых средств


Низкий уровень
речевой
культуры

Ограниченность
словарного
запаса

Актуальность «Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из

Слайд 5сформировать умение находить в тексте, различать и употреблять однозначные и многозначные

слова, слова с прямым и переносным значением, омонимы, синонимы, антонимы; расширять лексикон обучающихся.

ЦЕЛЬ:

Образовательные:
познакомить учащихся с лексическими разрядами слов и показать через работу с текстом их функцию;
научить пользоваться словарями различных типов;
научить создавать текст на основе исходного и уметь описывать изображённое на картине.

Развивающие:
учить правильно выражать свои мысли и строить высказывания в соответствии с речевой ситуацией, тем самым способствуя развитию связной речи и обогащению словарного запаса учащихся.

Воспитательные:
воспитывать интерес и сознательное отношение к родному языку;
совершенствовать культуру речи.

З
А
Д
А
Ч
И

сформировать умение находить в тексте, различать и употреблять однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным

Слайд 6Поурочное планирование

Поурочное планирование

Слайд 7Поурочное планирование

Поурочное планирование

Слайд 8Ожидаемые результаты
Знать:
Уметь:
Пользоваться словарями различных типов;
Употреблять слова в свойственном им значении;

Соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала;
Создавать текст на основе исходного и описывать изображённое на картине с использованием языковых средств.

Многозначные и однозначные слова

Лексическое значение слова

Прямое и переносное значение слов

Омонимы

Синонимы

Антонимы

Что такое

Ожидаемые результатыЗнать: Уметь:Пользоваться словарями различных типов;Употреблять слова в свойственном им значении; Соблюдать произносительные нормы литературного языка в

Слайд 9Психолого-педагогическое обоснование
Отрочество – это беспокойство: «Вдруг я не такой, как все?»


И ужас: «Вдруг я такой, как все?» (Е. Винокуров)

Любознательность, способность самостоятельно мыслить, рассуждать;
Гиперактивность утомляемость кратковременная память, рассеянное внимание

Активизация познавательной деятельности

Уровень мотивации школьников при переходе из начальной школы в основную
(методика П. И. Третьякова)

Психолого-педагогическое обоснованиеОтрочество – это беспокойство: «Вдруг я не такой, как все?»

Слайд 10Применяемые технологии
Проблемная
Игровая
Здоровьесберегающая
Информационно-
компьютерная

Применяемые технологииПроблемная ИгроваяЗдоровьесберегающая Информационно-компьютерная

Слайд 11Виды деятельности

Виды деятельности

Слайд 12Методы, формы, приёмы организации учебной деятельности
Методы:
Формы:
Приёмы:
Словесный
Наглядный
Частично-поисковый
Практический

Индивидуальная
Парная
Фронтальная

Диктанты
Составление кроссвордов, ребусов
Игры
Самостоятельная работа
Тесты



Методы, формы, приёмы организации учебной деятельности Методы:Формы:Приёмы: Словесный Наглядный Частично-поисковый Практический Индивидуальная Парная Фронтальная Диктанты Составление кроссвордов,

Слайд 13Виды упражнений при работе с учебником
Помогают:
закрепить полученные знания;
отработать орфографические умения и

навыки;
обнаружить типичные ошибки;
развивать логическое мышление, память, речь и внимание

Воспроизведение

Устные и письменные

Комментирование

Графические

Тренировочные

Виды упражнений  при работе с учебникомПомогают:закрепить полученные знания;отработать орфографические умения и навыки;обнаружить типичные ошибки;развивать логическое мышление,

Слайд 14Дидактический материал
Словарно-орфографическая
работа
Диктанты
Разноуровневые карточки
(для индивидуальной работы)
«Молчаливые» (орфографические);
Творческие;
Свободные;
Выборочные;
Словарные;
Диктанты

с грамматико-лексическим значением

Лексические упражнения

Работа
с различными
типами
словарей

Игры, кроссворды, ребусы, загадки

Тесты (тематические, контрольные)

Дидактический материалСловарно-орфографическая работаДиктантыРазноуровневые карточки (для индивидуальной работы)«Молчаливые» (орфографические);Творческие;Свободные;Выборочные;Словарные;Диктанты

Слайд 15Обобщающий урок
Тема: Обобщение знаний по теме «Лексика». Урок-зачёт.
Тип урока: комбинированный
Форма урока:

урок-путешествие
Цель урока: повторение и обобщение изученного материала по теме
«Лексика. Культура речи».
Задачи:
Образовательные: - повторить термины и обобщить знания учащихся по теме «Лексика»;
- формировать умение применять на практике полученные знания; - совершенствовать умение работы с толковыми словарями.
Развивающие: - развивать познавательные интересы: творческое мышление, воображение, внимание и память учащихся; - совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному языку, желание знать и изучать его.


Обобщающий урокТема: Обобщение знаний по теме «Лексика». Урок-зачёт.Тип урока: комбинированныйФорма урока: урок-путешествиеЦель урока: повторение и обобщение изученного

Слайд 16Структура урока
1. Организационный момент.

1.1. Положительный настрой на урок-путешествие по стране «Лексика» (станции: «Словарная», «Занимательная», «Переменка», «Интеллектуальная», «Контрольная»).
1.2. Постановка цели и задач урока.
2. Словарно-орфографическая работа.
2.1. Терминологический диктант. Игра «Вспомни определения» (с применением компьютера).
2.2. Фронтальная работа по вопросам (с опорой на схемы).
(См. приложение)
3. Обобщение знаний по теме «Лексика».
3.1. Индивидуальная работа по карточкам.
Игра «Перевёртыши». (См. приложение)



«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов»
(К. Паустовский)

Структура урока1. Организационный момент.

Слайд 17 3.2. Самостоятельная работа. Игра «Бумеранг». (См. приложение)

3.3. Работа в парах. Игра «Сыщики». (См. приложение)
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного. Рефлексия.
5.1. Упражнение № 366. Работа с толковыми словарями.
(частично-поисковый метод)
5.2. Работа по карточкам: разгадывание кроссвордов.
Игра «Спрятанные слова» (по вариантам). (См. приложение)
5.3. Фронтальная работа: разгадывание ребусов. (См. приложение)
6. Контрольный тест в режиме онлайн. Тема «Лексика».
(См. приложение)
7. Творческое задание на дом.
(См. приложение)
8. Подведение итогов урока.

3.2. Самостоятельная работа. Игра «Бумеранг». (См. приложение)   3.3. Работа в парах. Игра

Слайд 18Вспомни определения
Синонимы
Слово, совпадающее с другим
по значению, но расходящееся
с ним по

написанию

Омонимы

Однозначные
слова

Антонимы

Многозначные
слова

Слова с противоположным
значением

Слова, имеющие
только одно значение

Слова, имеющие несколько
лексических значений

Слово, совпадающее с другим
по звучанию, но расходящееся
с ним по значению

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вспомни определенияСинонимыСлово, совпадающее с другимпо значению, но расходящееся с ним по написаниюОмонимыОднозначныеслова АнтонимыМногозначныеслова Слова с противоположнымзначениемСлова, имеющие

Слайд 19ПРИЛОЖЕНИЕ
Слово
Грамматическое значение
Лексическое значение
Словарная статья
Толковый словарь
Словарный состав
Лексикология

ПРИЛОЖЕНИЕ Слово Грамматическое значениеЛексическое значениеСловарная статьяТолковый словарьСловарный составЛексикология

Слайд 20Игра «Перевёртыши»
Игра «Бумеранг»
ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «Перевёртыши» Игра «Бумеранг»ПРИЛОЖЕНИЕ

Слайд 21Игра «Сыщики»
Бирюзовый
Опаловый
Лиловый
Лазоревый
Сделанный из бирюзы – драгоценного камня голубоватого

или зеленоватого цвета

Молочно-белый, с голубизной или желтизной

Употребляется в народной и поэтической речи

Светло-фиолетовый; цвет сирени или фиалки

Игра «Спрятанные слова»
Заполните по горизонтали клетки
А) СИНОНИМАМИ ДАННЫХ НИЖЕ СЛОВ: Б) АНТОНИМАМИ ДАННЫХ НИЖЕ СЛОВ:
1.ТОРОПИТЬСЯ; 2. УЧИТЬ; 3. ДОГНАТЬ; 4. ОСИЛИТЬ; 1. СУХОЙ; 2. НАЧИНАТЬ; 3. ВЕТЕР;
5. ИЗВЕСТИЕ; 6. УДИВИТЬ; 7. ДУМАТЬ 4. РЫХЛЫЙ; 5. ТРУДОЛЮБИВЫЙ; 6. КОРОТКИЙ; 7. СВЕТ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «Сыщики»БирюзовыйОпаловый Лиловый Лазоревый Сделанный из бирюзы – драгоценного камня голубоватого или зеленоватого цветаМолочно-белый, с голубизной или

Слайд 22Отдохнём?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Поморгай глазами, сосчитай до пяти.

Сильно зажмурь глаза, сосчитай до трёх.

Посмотри в

окно. Найди самую дальнюю точку. Сосчитай до пяти.

Разгадайте ребусы.
К какой профессии относятся эти слова?

Отдохнём? ПРИЛОЖЕНИЕПоморгай глазами, сосчитай до пяти.Сильно зажмурь глаза, сосчитай до трёх.Посмотри в окно. Найди самую дальнюю точку.

Слайд 23Контрольный тест по теме «Лексика»
Лексика. 5 класс.
Вопрос 1 из 19


Что такое лексика?
Запас слов одного человека Словарный состав языка  То, что обозначает слово  Значимая часть слова 
Главная Тесты для детей Вопрос 2 из 19
Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?
Омонимы  Синонимы  Многозначные  Антонимы 

Вопрос 3 из 19
Укажите словосочетание, в котором прилагательное употребляется в переносном значении
серебряное кольцо  жемчужное ожерелье  золотое сердце  рябиновые бусы 

Благодарим за тестирование!
Тест: Лексика. 5 класс. (тест для детей) Дата тестирования: 17.12.2012 10:44:57 Пользователь: Гость
Результат теста
Количество баллов: 18 Результаты тестирования:
Ваша оценка "4". Вам есть над чем поработать!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Контрольный тест  по теме «Лексика»Лексика. 5 класс.Вопрос 1 из 19

Слайд 24Домашнее задание
Почему лисички не могут махать
хвостом?


Какой лук не

поместится в кастрюлю?


Всегда ли кусается рысь?


Придумайте свой вопрос – шутку.
Запишите его вместе с ответом.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Домашнее задание Почему лисички не могут махать хвостом? Какой лук не поместится в кастрюлю? Всегда ли кусается

Слайд 25Результативность
Творческие работы детей

РезультативностьТворческие работы детей

Слайд 26Результативность

Результативность

Слайд 27 Литература

Брагина А.А. «Лексика языка и культура страны» М:Просвещение, 1984 г.
Бройде

М.Г. «Занимательные упражнения по русскому языку 5-9 кл.» М:Вако, 2012 г.
Васильева Е.В. Открытые уроки по курсу «Русский язык» 5-11 кл. М: «5 за знания», 2008 г.
Введенская Л.А., Баранов М.Т. «Русское слово» М:Просвещение, 1999 г.
Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку», 5 класс, М:Вако, 2011 г.
Лозинская Т.П. «Русский язык–это интересно» М:Московский лицей, 2000 г.
Разумовская М.М., Львова С.И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 5 класс, М:Дрофа, 2000 г.
Соколова Г.П. «Уроки русского языка и словесности» М:Просв., 2003 г.
Электронные образовательные ресурсы:
Интернет-сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
-Справочно-информационный портал «Русский язык»- Грамота.РУ http://www.gramota.ru
-Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://rus.1sentember.ru
ЛитератураБрагина А.А. «Лексика языка и культура страны» М:Просвещение, 1984 г.Бройде М.Г. «Занимательные упражнения по русскому языку

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть