Презентация, доклад по русскому языку Лингвистическая радуга 6-7 класс

Содержание

Какое существительное не является именем собственным?Санкт - ПетербургТбилиси ЭВММуркаОтвет: 3

Слайд 1Лингвистическая игра

Лингвистическая игра

Слайд 3Какое существительное не является именем собственным?

Санкт - Петербург

Тбилиси

ЭВМ

Мурка

Ответ: 3

Какое существительное не является именем собственным?Санкт - ПетербургТбилиси  ЭВММуркаОтвет: 3

Слайд 4Какое существительное относится к третьему склонению?

пароль

конь

соль

патруль

Ответ: 3

Какое существительное относится к третьему склонению?парольконьсольпатрульОтвет: 3

Слайд 5Какое существительное является разносклоняемым?

рать

песня

стремя

устье

Ответ: 3

Какое существительное является разносклоняемым?ратьпеснястремяустьеОтвет: 3

Слайд 6Какое существительное не имеет формы множественного числа?

листок

лист

листочек

листва

Ответ: 4

Какое существительное не имеет формы множественного числа?листоклистлисточеклистваОтвет: 4

Слайд 7
Какая форма является начальной формой прилагательного?


Средний род, единственное число, именительный падеж;

Мужской

род, единственное число, винительный падеж;

Женский род, единственное число, именительный падеж;

Мужской род, единственное число, именительный падеж.


Ответ: 4

Какая форма является начальной формой прилагательного?Средний род, единственное число, именительный падеж;Мужской род, единственное число, винительный падеж;Женский род,

Слайд 8Какое прилагательное является притяжательным?

Столетний дуб

Матросский танец

Личный пример

Барсучий след

Ответ: 4

Какое прилагательное является притяжательным?Столетний дубМатросский танецЛичный примерБарсучий следОтвет: 4

Слайд 9В каком из прилагательных –ий- является суффиксом?

синий

древнерусский

верблюжий

крестьянский

Ответ: 3

В каком из прилагательных –ий- является суффиксом?синийдревнерусскийверблюжийкрестьянскийОтвет: 3

Слайд 10

Какой морфемный состав прилагательного рабочий?

-раб- - корень, -оч- - суффикс, -ий

– окончание

-рабоч- - корень, -ий- - суффикс, нулевое окончание

-раб- - корень, - оч- и –ий- -суффиксы, окончание нулевое

-рабоч- - корень, -ий - окончание


Ответ: 4

Какой морфемный состав прилагательного рабочий?-раб- - корень, -оч- - суффикс, -ий – окончание-рабоч- - корень, -ий- -

Слайд 11Какое слово является числительным?

сторублёвка

пятёрка

семьдесят

шестнадцатилитровый

Ответ: 3

Какое слово является числительным?сторублёвкапятёркасемьдесятшестнадцатилитровыйОтвет: 3

Слайд 12

Какое слово является составным числительным?

двадцать три

сорокавосьмикилограммовый

пятьсот

семь



Ответ: 1

Какое слово является составным числительным?двадцать трисорокавосьмикилограммовыйпятьсотсемьОтвет: 1

Слайд 13Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного?

пятистами рублями

о сорока килограммах

двухсот

девяносто номеров

к две тысячи десятому году


Ответ: 1

Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного?пятистами рублямио сорока килограммахдвухсот девяносто номеровк две тысячи десятому годуОтвет:

Слайд 14Какой частью речи является слово семидневная?

простое числительное

существительное

составное числительное

прилагательное

Ответ: 4

Какой частью речи является слово семидневная?простое числительноесуществительноесоставное числительноеприлагательноеОтвет: 4

Слайд 15В каком местоимении ударение падает не на первый слог?

некто

скольких

сколькими

ничто

Ответ: 4

В каком местоимении ударение падает не на первый слог? нектосколькихсколькиминичтоОтвет: 4

Слайд 16К какому разряду относятся местоимения любой и всякий?

относительные

определительные

отрицательные

указательные

Ответ: 2

К какому разряду относятся местоимения любой и всякий?относительныеопределительныеотрицательныеуказательныеОтвет: 2

Слайд 17Укажите правильное написание выделенного слова и его объяснение.

Папа

тихонько встал и пошёл на цыпочках в другое отделение, там тоже окошко было открыто, и (Н..)КТО в него не глядел.

(Н..)кто – пишется Е, потому что ударение не падает на этот слог, и раздельно, так как нет предлога.
(Н..)кто – пишется И, потому что ударение не падает на этот слог, и слитно, так как нет предлога.
(Н..)кто – пишется Е, потому что ударение падает на этот слог, и слитно, так как нет предлога.
(Н..)кто – пишется И, потому что ударение не падает на этот слог, и раздельно, так как нет предлога.



Ответ: 2

Укажите правильное написание выделенного слова и его объяснение.   Папа тихонько встал и пошёл на цыпочках

Слайд 18В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?

(ни)кто, (не)что, (кое)кто

(кое)(у)кого, (кто)то,

(зачем)нибудь

(что)то, (кое)чем, (кого)либо

(по)тому, (по)чему(то), (за)чем(то)



Ответ: 3

В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?(ни)кто, (не)что, (кое)кто(кое)(у)кого, (кто)то, (зачем)нибудь(что)то, (кое)чем, (кого)либо(по)тому, (по)чему(то), (за)чем(то)Ответ: 3

Слайд 19В какой из форм нет суффикса –Л-?

принесла

посидела

хвалю

сшили

Ответ: 3

В какой из форм нет суффикса –Л-?принеслапосиделахвалюсшилиОтвет: 3

Слайд 20
Какой глагол не является глаголом второго спряжения?

боронить

кормить

вертеть

стелить

Ответ: 4

Какой глагол не является глаголом второго спряжения?боронитькормитьвертетьстелитьОтвет: 4

Слайд 21Какая из форм не является формой настоящего времени?

ем

вёз

зеваю

зеленеет

Ответ: 2

Какая из форм не является формой настоящего времени?емвёззеваюзеленеетОтвет: 2

Слайд 22Какое утверждение ошибочно?

Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида

Инфинитив

– неизменяемая форма глагола

Глаголы совершенного вида имеют форму будущего сложного времени

Глаголы изменяются по лицам и числам


Ответ: 3

Какое утверждение ошибочно?Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного видаИнфинитив – неизменяемая форма глаголаГлаголы совершенного вида

Слайд 23В каком из предложений выделенное слово не является наречием?

Она весело смеялась.

Песня

звучит весело.

Её лицо было весело.

Мы весело провели новогодние праздники.


Ответ: 3

В каком из предложений выделенное слово не является наречием?Она весело смеялась.Песня звучит весело.Её лицо было весело.Мы весело

Слайд 24 Какое из наречий образовано приставочно-суффиксальным способом?


шумно

по-французски

верхом

послезавтра



Ответ: 2

Какое из наречий образовано приставочно-суффиксальным способом?шумнопо-французскиверхомпослезавтраОтвет: 2

Слайд 25 Какая из форм является формой превосходной степени наречия

ГОРЯЧО ?


горячее всех

более горячо

самый горячий

горячее


Ответ: 2

Какая из форм является формой превосходной степени наречия ГОРЯЧО ?горячее всехболее горячосамый горячийгорячееОтвет: 2

Слайд 26В каком случае во всех наречиях пишется одна и та же

буква?

досыт.., справ.., издавн..

влев.., искос.., заочн..

снов.., неспрост.., зажив..

вмест.., наглух.., сначал...


Ответ: 1

В каком случае во всех наречиях пишется одна и та же буква?досыт.., справ.., издавн..влев.., искос.., заочн..снов.., неспрост..,

Слайд 28Есть ли родственные слова в следующих группах слов:

еда, едет, единый;

горячий,

горячка, горчица;

косматый, космический


Ответ: первая и третья строчки – нет,
третья – горячий и горячка.

Есть ли родственные слова в следующих группах слов: еда, едет, единый;горячий, горячка, горчица;косматый, космическийОтвет: первая и третья

Слайд 29Произнесите несколько раз скороговорку:

Перепёлка перепелёнка перепелёнывала, перепелёнывала, еле перепеленала.


Найдите в

ней однокоренные слова.


Ответ: перепёлка – перепелёнка, перепелёнывала - перепеленала

Произнесите несколько раз скороговорку:Перепёлка перепелёнка перепелёнывала, перепелёнывала, еле перепеленала. Найдите в ней однокоренные слова.Ответ: перепёлка – перепелёнка,

Слайд 30Одинаковы ли приставки в словах:


надробить и надрубить,

подобрать и подобреть,

вскормить и вскочить

?



Ответ: на-дробить и над-рубить,

Подо-брать и по-добреть,

Вс-кормить и в-скочить

Одинаковы ли приставки в словах:надробить и надрубить,подобрать и подобреть,вскормить и вскочить ?Ответ: на-дробить и над-рубить,Подо-брать и по-добреть,Вс-кормить

Слайд 31Объясните различия в значении следующих пар слов:

подёргивать - поддёргивать

поделка

- подделка


Ответ: подергивать – время от времени слегка дергать;
затягивать тонким слоем что-либо
поддёргивать – дёргая, понимать выше

поделка – изготовление, мелкая работа, ручное изделие;
подделка – подделывание, изготовление фальшивого
подобия чего-либо

Объясните различия в значении следующих пар слов:подёргивать - поддёргиватьподелка     - подделкаОтвет: подергивать –

Слайд 32Одинаковы ли гласные звуки в словах:

малина и машина,

носик и ножик ?

Объясните.

Ответ:

мал [ и ] на и маш [ ы ]на,
Нос [и ] к и нож [ ы ]к
Одинаковы ли гласные звуки в словах:малина и машина,носик и ножик ?Объясните.Ответ:  мал [ и ] на

Слайд 33Разгадайте и запишите получившиеся слова, сравните их. Какими звуками и буквами

они различаются?

С Б мучительной бываю,
С М одежду пожираю,
С Р актеру я нужна,
С С для повара важна.


Ответ: С Б мучительной бываю, [ б ] оль
С М одежду пожираю, [ м ] оль
С Р актеру я нужна, [ р ] оль
С С для повара важна [ с ] оль

Разгадайте и запишите получившиеся слова, сравните их. Какими звуками и буквами они различаются?С Б мучительной бываю,С М

Слайд 34Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:


галерея, оазис, фойе,

филиал, статуя, фиалка, союз, сауна, лауреат, баюшки-баю, майолика.


Ответ: оазис, филиал, фиалка, сауна, лауреат

Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:галерея, оазис, фойе, филиал, статуя, фиалка, союз, сауна, лауреат,

Слайд 35Произнесите в обратном порядке звуки, обозначенного буквами в словах

Лён, люк, лей.

Ответ: [ л'он] ноль, [ л‘ук] куль, [л‘эй'] ель.
Произнесите в обратном порядке звуки, обозначенного буквами в словахЛён, люк, лей. Ответ: [ л'он] ноль, [ л‘ук]

Слайд 36 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

месте которых пишется О ?

А) З..ря

Б) Заг..реть

В) Прик..сновение

Г) Р..сток

А,В,Г
А,Б,Г
Б,В,Г
В,Г



Ответ: 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется О ?А) З..ряБ)

Слайд 37Выберите правильный ответ, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в

данных словах буквам:

А Б В Г

Пос..деть к старости и и е е

Ребёнок разв..вается и е е и

Д..ить корову а о а о

Пол..скать котенка а о о а

Посв..тить стихотворение е е е я


Ответ: Г

Выберите правильный ответ, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

Слайд 38
В каком ряду во всех словах пропущена непроизносимая согласная:

словес..ный, ярос..ный, чу..ствовать

под

уз..цы, праз..ник, пас..бище

ровес..ник, сверс..ник, целос..ный

доблес..ный, прес..ный, со..нце


Ответ: 2

В каком ряду во всех словах пропущена непроизносимая согласная:словес..ный, ярос..ный, чу..ствоватьпод уз..цы, праз..ник, пас..бищеровес..ник, сверс..ник, целос..ныйдоблес..ный, прес..ный,

Слайд 39Объясните разницу в значениях в словах:

предавать – придавать;

претворить – притворить;

преступить –

приступить;

пребывать - прибывать


Ответ: предавать (друга) – придавать (форму);
претворить (воплотить в жизнь) – притворить (дверь,
не совсем закрыть);
преступить(нарушить закон) – приступить(начать работу);
пребывать (находиться где-либо) – прибывать (приближаться
к чему-либо)

Объясните разницу в значениях в словах:предавать – придавать;претворить – притворить;преступить – приступить;пребывать - прибыватьОтвет: предавать (друга) –

Слайд 40
Расставить знаки препинания в стихотворении:


Едят там вилками компот
Там пьют из чашек

бутерброд
Из хлеба с сыром там котлеты
Из мяса свежего конфеты
С начинкой сладкой суп с фасолью
В тарелках всё там варят с солью


Ответ: Едят там вилками, компот
Там пьют из чашек, бутерброд
Из хлеба с сыром, там котлеты
Из мяса свежего, конфеты
С начинкой сладкой, суп с фасолью
В тарелках, всё там варят с солью

Расставить знаки препинания в стихотворении:Едят там вилками компотТам пьют из чашек бутербродИз хлеба с сыром там котлетыИз

Слайд 41Расставить пропущенные знаки препинания:

Едет с грамотой гонец
И приехал

наконец.

Женихи ей поклонились
Потихоньку удалились
И согласно все опять
Стали жить да поживать.

Дробится и плещет и брызжет волна
Мне в очи соленою влагой.


Ответ: Едет с грамотой гонец
И приехал наконец.

Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.

Дробится, и плещет, и брызжет волна
Мне в очи соленою влагой.

Расставить пропущенные знаки препинания:Едет с грамотой гонец   И приехал наконец.Женихи ей поклонились   Потихоньку

Слайд 42
Найдите грамматическую основу предложений:

Овраг, где протекала река, был так глубок, что

ребята не могли видеть лес.

Наш город украшает зелёный парк.

И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных.


Ответ: Овраг, где протекала река, был так глубок,
что ребята не могли видеть лес.

Наш город украшает зелёный парк.

И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных.

Найдите грамматическую основу предложений:Овраг, где протекала река, был так глубок, что ребята не могли видеть лес.Наш город

Слайд 43Составить предложение, соответствующее указанной схеме:


Обстоятельство времени + подлежащее

+ сказуемое + сказуемое + обстоятельство места.


Ответ: Утром я проснулся и пошёл в школу.

Составить предложение, соответствующее указанной схеме:   Обстоятельство времени + подлежащее + сказуемое + сказуемое + обстоятельство

Слайд 44Исправить перепутанные фразеологизмы:

Вратарь нашей команды не ударил в калошу.

Вратарь противника сел

лицом в грязь.

Мой младший брат совсем отбился от ног.

Из-за него мы сегодня сбились с рук.


Ответ: Вратарь нашей команды не ударил в грязь лицом.

Вратарь противника сел в калошу.

Мой младший брат совсем отбился от рук.

Из-за него мы сегодня сбились с ног.

Исправить перепутанные фразеологизмы:Вратарь нашей команды не ударил в калошу.Вратарь противника сел лицом в грязь.Мой младший брат совсем

Слайд 45
Подобрать к каждому из фразеологизмов первого столбика подходящее по смыслу слово

во втором столбике:

Клевать носом 1. неожиданно
Как снег на голову 2. медленно
В час по чайной ложке 3. дремать
Повесил нос 4. забыл
Надул губы 5. хвастался
Пускал пыль в глаза 6. приуныл
Втирал очки 7. обиделся
Зуб на зуб не попадает 8. замёрз
Вылетело из головы 9. обманывал
Сделал из мухи слона 10. преувеличил


Ответ: 1-3, 2-1, 3-2, 4-6, 5-7,
6-5, 7-9, 8-8, 9-4, 10-10.

Подобрать к каждому из фразеологизмов первого столбика подходящее по смыслу слово во втором столбике:Клевать носом

Слайд 46Соотнести устаревшие слова с современными названиями частей тела:

Чело –
Ланиты –
Очи


Перст –
Десница –
Выя –
Рамена -


Ответ: Чело – лоб
Ланиты – щёки
Очи – глаза
Перст – палец
Десница – правая рука
Выя – шея
Рамена - плечи

Соотнести устаревшие слова с современными названиями частей тела:Чело – Ланиты –Очи –Перст –Десница – Выя –Рамена -Ответ:

Слайд 47Вставить слово.

Простое слово «промежуток»:
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем

всё …;
На время что-то прекратить,
Мы объявляем…;
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим…;
После урока непременно
Нужна ребятам…


Простое слово «промежуток»:
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем всё антракт;
На время что-то прекратить,
Мы объявляем перерыв;
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим передышку;
После урока непременно
Нужна ребятам перемена.

Вставить слово.Простое слово «промежуток»:В театре несколько минуток,Пока начнётся новый акт,Мы называем всё …;На время что-то прекратить, Мы

Слайд 48Синтаксис
Лексика
Фонетика
Пунктуация






Словообразование
Орфоэпия

Синтаксис   ЛексикаФонетикаПунктуацияСловообразованиеОрфоэпия

Слайд 49Разобрать предложение по членам предложения:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит

бокрёнка.

Дополнительный балл: переведите предложение
на «понятный» язык.


Ответ: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
~~~~~~~~

Разобрать предложение по членам предложения:Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.Дополнительный балл: переведите предложение на «понятный»

Слайд 50Найдите в следующих предложениях омонимы:

Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса

коса».

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Белое покрывало землю покрывало.


Ответ: Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса коса».

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Белое покрывало землю покрывало.

Найдите в следующих предложениях омонимы:Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса коса».Кто без кисти и белил крыши

Слайд 51Прочитайте закодированное слово (для этого достаточно записать алфавит и пронумеровать буквы).

9, 1, 4, 1, 5, 12, 1.




Ответ: 9, 1, 4, 1, 5, 12, 1.
З А Г А Д К А


Прочитайте закодированное слово (для этого достаточно записать алфавит и пронумеровать буквы). 9, 1, 4, 1, 5, 12,

Слайд 52
Выясните, какая ошибка, приводящая к искажению смысла,
допущена при расстановке знаков препинания

в каждом
указанном случае.

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять,
на ногах всего двадцать.

2. В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

3. Когда солнце село с блеяньем и ревом, прошло стадо.

Ответ: Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке,
десять на ногах - всего двадцать.

В нашем колхозе много рогатого скота, лошадей, свиней.

Когда солнце село, с блеяньем и ревом прошло стадо.


Выясните, какая ошибка, приводящая к искажению смысла,допущена при расстановке знаков препинания в каждомуказанном случае.Пальцев у него двадцать

Слайд 53
Найдите слова, выдуманные Н.С.Лесковым, автором «Сказа о
тульском косом Левше». Объясните способ

их образования:

«Если бы, - говорит, - был лучше мелкоскоп, который в пять
миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой
подковинке мастерово имя выставлено.

2. «Перед каждым на виду висит долбица умножения».

3. «Мы на буреметр, - говорит, - смотрели: буря будет, потонуть можешь»

Ответ: мелкоскоп – сложение русского корня мелк- и греческого
корня –скоп;
долбица – от глагола долбить суффиксальным способом;
буреметр – сложение русского корня бур- и греческого –метр.

Найдите слова, выдуманные Н.С.Лесковым, автором «Сказа отульском косом Левше». Объясните способ их образования:«Если бы, - говорит, -

Слайд 54
Поставить ударение в словах:


километр, положить, звонит, понял, поняла,

сантиметр, средства, шофер, столяр,

дефис

Ответ: киломе'тр, положи'ть, звони'т, по'нял, поняла',

сантиме'тр, сре'дства, шофе'р, столяр, дефи'с

Поставить ударение в словах:километр, положить, звонит, понял, поняла,сантиметр, средства, шофер, столяр, дефисОтвет: киломе'тр, положи'ть, звони'т, по'нял, поняла',сантиме'тр,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть