Презентация, доклад по русскому языку Лексика с точки зрения употребления.

Содержание

Проверка домашнего заданияСтарославянизмы;Научные языки (греческий и латинский);Другие мировые языки.

Слайд 1Добро пожаловать на открытый
урок по русскому языку!
«Во дни сомнений, во дни тягостных

раздумий о судьбах моей родины,-ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! …»
И.С.Тургенев
Добро пожаловать на открытый урок по русскому языку!«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,-ты один мне

Слайд 2Проверка домашнего задания
Старославянизмы;
Научные языки (греческий и латинский);
Другие мировые языки.

Проверка домашнего заданияСтарославянизмы;Научные языки (греческий и латинский);Другие мировые языки.

Слайд 3Тема урока?
Небо, солнце, город, работа, жамки, кубрик, кочет, стипуха, клёвый, слово,

любовь, гутарить, селюшки, тусить, карбюратор, фонетика.
Тема урока?Небо, солнце, город, работа, жамки, кубрик, кочет, стипуха, клёвый, слово, любовь, гутарить, селюшки, тусить, карбюратор, фонетика.

Слайд 4Тема урока: «Лексика с точки зрения её употребления».
Эпиграф: «Истинный вкус состоит

не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».
А.С. Пушкин
Тема урока: «Лексика с точки зрения её употребления».Эпиграф: «Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова,

Слайд 5Цели урока:
- сформировать представление о лексике общеупотребительной и лексике, имеющей ограниченную

сферу употребления;

- обобщить и расширить знания о лексике общеупотребительной и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления;

- обогатить словарный запас.
Цели урока:- сформировать представление о лексике общеупотребительной и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления;- обобщить и расширить знания

Слайд 6Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и

быт родной.
П. А. Вяземский

Диалектизмы (от греч. «говор, наречие»)- слова, употребление которых свойственно людям, живущим в определенной местности.
Язык есть исповедь народа,В нём слышится его природа, Его душа и быт родной.

Слайд 7ГРУППЫ ДИАЛЕКТИЗМОВ:
1) севернорусские диалекты или севернорусское наречие, например, елань (топкое место

на болоте);
2) южнорусские диалекты или южнорусское наречие, например, притулиться (приютиться);
3) среднерусские диалекты или среднерусские говоры, квашня́ (посуда для приготовления теста).
ГРУППЫ ДИАЛЕКТИЗМОВ:1) севернорусские диалекты или севернорусское наречие, например, елань (топкое место на болоте);2) южнорусские диалекты или южнорусское

Слайд 8КЛАССИФИКАЦИЯ ДИАЛЕКТИЗМОВ:
1) Лексические диалектизмы
2) Этнографические диалектизмы
3) Лексико-семантические диалектизмы
4) Фонетические

диалектизмы
5) Словообразовательные диалектизмы
6) Морфологические диалектизмы
КЛАССИФИКАЦИЯ ДИАЛЕКТИЗМОВ:1) Лексические диалектизмы2) Этнографические диалектизмы 3) Лексико-семантические диалектизмы 4) Фонетические диалектизмы 5) Словообразовательные диалектизмы 6) Морфологические

Слайд 9Работа с текстом №1
рогач

Работа с текстом №1рогач

Слайд 10Работа с текстом №2


Работа с текстом №2→→

Слайд 11Работа с текстом №2
Мелкая скотина загнана во дворы.

Коров подоили и отпустили в ночное, чтоб овод не одолевал. За поскотиной слышалось грубое бряканье ботал и тилилюканье колокольцев. За заплотом нашего двора, под навесом зашевелились куры, одна упала с насеста, пробовала закудахтать, но петух угрюмо на нее прорычал, и сонная курица, не решаясь взлететь, присела на землю. Не загнал я куриц в стайку, пробегал, завтра гляди да гляди - в огород заберутся, яйца в жалице снесут.
(В. П. Астафьев «Последний поклон»)
Работа с текстом №2   Мелкая скотина загнана во дворы. Коров подоили и отпустили в ночное,

Слайд 12Толковый словарь Пети Ошибкина
Исправьте неточности в данном словаре.
1) курень – жилище

для кур
2) каймак – разновидность мака
3) жамки – прищепки для белья
4) сапетка – нос
5) худоба – худая женщина
6) стряпка – женщина, которая всегда ходит с тряпками
Толковый словарь Пети ОшибкинаИсправьте неточности в данном словаре.1) курень – жилище для кур2) каймак – разновидность мака3)

Слайд 13Физкультминутка
Потуситься нам пора,
Все потянемся, братва,
Наши клешни разомнём
И опять строчить начнем.

ФизкультминуткаПотуситься нам пора,Все потянемся, братва,Наши клешни разомнёмИ опять строчить начнем.

Слайд 14Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно,

неверно. (А. Н. Толстой)

Жаргонизмы (франц. «говор, непонятный язык») – слова, используемые какой-либо группой людей, объединенных общими интересами, привычками, возрастом, социальным положением и т.д.

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А. Н. Толстой)Жаргонизмы (франц. «говор,

Слайд 15Разновидность жаргонов
- Молодежный сленг (речь школьников и студентов). - Арго

- это засекреченный, искусственный язык преступного мира (воров, бродяг, шулеров).  
- Лагерный жаргон (речь заключенных).
НЕ входит!
Цензура — это форма ограничения свободы слова, свободы печати, телевидения и других средств информации, обусловленная нормами защиты интересов государства и общества.
Разновидность жаргонов- Молодежный сленг (речь школьников и студентов).  - Арго - это засекреченный, искусственный язык преступного

Слайд 16Исследование
- Происхождение жаргонизмов.
- Жаргонизмы в разных частях речи.
- Тематические группы жаргонизмов.


Исследование- Происхождение жаргонизмов.- Жаргонизмы в разных частях речи.- Тематические группы жаргонизмов.

Слайд 17Шампунь «Head&Shoulders»:
«Он накроет тебя ураганом
улётной свежести» (реклама)
«Не тормози, сникерсни!»

(реклама)

«Суперупаковка - веселая тусовка!»
(реклама)

Шампунь «Head&Shoulders»: «Он накроет тебя ураганом улётной свежести» (реклама)«Не тормози, сникерсни!» (реклама)«Суперупаковка - веселая тусовка!»(реклама)

Слайд 18Задание
Запишите предложение, заменяя сленг на литературный язык.
1 вариант. 
Я тащусь, когда глазею

в телек, там клёвые фильмаки кажут.
2 вариант. 
Мы вчера оттянулись на дискаче, там было ржачно и клёво.
ЗаданиеЗапишите предложение, заменяя сленг на литературный язык.1 вариант. Я тащусь, когда глазею в телек, там клёвые фильмаки кажут.2

Слайд 19Работа с текстом
— Папа, что ты делаешь в своей бригаде?

— Мне поручают чистит карбюраторы. — А что это такое? — Карбюратор — это точный прибор в автомобиле, в котором из бензина и воздуха образуется горючая смесь. Это слово употребляют шофёры и мы, ремонтники.
Работа с текстом— Папа, что ты делаешь в своей бригаде?

Слайд 20 Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.
(Н. В. Гоголь)
Профессионализмы – слова,

употребляемые людьми какой- либо профессии.
Помета в толковых словарях для обозначения профессионального слова – спец., проф., муз., техн., морск. и др.
→ Термины (являются узаконенными названиями каких-либо специальных понятий науки, техники, искусства и др.);
→ Профессиональные жаргоны (выступают обычно как просторечные эквиваленты соответствующих по значению терминов).
СРАВНИТЕ:
из речи газетчиков: опечатка (термин) - ляп (проф.жаргон)
из речи физиков: синхрофазотрон (термин) - кастрюля (проф.жаргон)
из речи шофёров: руль (термин) – баранка (проф.жаргон)
Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.(Н. В. Гоголь)Профессионализмы – слова, употребляемые людьми какой- либо профессии. Помета

Слайд 21 Работа с текстом
КАМАЗ (акроним от Ка́мский автомоби́льный заво́д) — российская компания, производитель дизельных грузовых автомобилей и

дизелей, действующий с 1976 года. В настоящее время также выпускает автобусы, тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые мини-электростанции и комплектующие. Основное производство расположено в городе Набережные Челны.
Работа с текстомКАМАЗ (акроним от Ка́мский автомоби́льный заво́д) — российская компания, производитель дизельных грузовых автомобилей и дизелей, действующий с 1976 года. В настоящее

Слайд 22 Систематизация и закрепление материала
Цели:
- сформировать представление о лексике общеупотребительной и

лексике, имеющей ограниченную сферу употребления;

- обобщить и расширить знания о лексике общеупотребительной и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления;

- обогатить словарный запас.
Систематизация и закрепление материалаЦели:- сформировать представление о лексике общеупотребительной и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления;- обобщить

Слайд 23 Продолжите фразу
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Мне захотелось…
Я приобрел…
Я почувствовал,

что…
Я научился…
Я выполнял задание…
Меня удивило…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Продолжите фразуБыло интересно…Я понял, что…Теперь я могу…Мне захотелось…Я приобрел…Я почувствовал, что…Я научился…Я выполнял задание…Меня удивило…У меня

Слайд 24 Домашнее задание
- дать определение понятию «Фразеологизм»;
- подготовьте сообщение на тему:

«Происхождение фразеологизмов».
Домашнее задание- дать определение понятию «Фразеологизм»;- подготовьте сообщение на тему: «Происхождение фразеологизмов».

Слайд 25 Оцени себя
- Шевелить мозгами (хорошо поработали, все понятно)
- Краем уха

(хорошо поработали, НО не все понятно)
- Хлопать ушами (ничего не понял)
Оцени себя- Шевелить мозгами (хорошо поработали, все понятно)- Краем уха (хорошо поработали, НО не все понятно)-

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть