Слайд 1Тематические группы
в русском языке
учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ
№3 МО "Ахтубинский район"
Дроздова Вера Александровна
Слайд 2Цель
урока:
научить учащихся характеризовать количественный и качественный состав русского языка;
научить объединять
слова в тематические группы и находить их в тексте; самостоятельно составлять тематические группы слов.
Слайд 3Повторение
Что такое лексика?
Что является предметом изучения лексикологии и каковы её
задачи?
Что такое слово и каковы его признаки?
Какое значение имеет слово, кроме прямого?
Какие слова называются однозначными, многозначными? (приведите примеры)
Что такое синонимы? (приведите примеры)
Что такое антонимы? (приведите примеры)
Слайд 4Основные понятия
Лексику нельзя представлять себе как беспорядочный набор слов. Отображая определённым
образом те или иные отрезки действительности, слова, естественно, связаны между собой, как взаимосвязаны и отображаемые ими явления самой действительности. Благодаря этим «внеязыковым» связям слова объединяются в группы, которые называют тематическими.
Тематическими оказываются группы слов, являющиеся, например, названиями деревьев (дуб, сосна, липа, ель), цветов (ромашка, василёк, гвоздика, незабудка), времён года (зима, весна, лето, осень).
Таким образом, связь лексического значения с понятием позволяет выделять тематические группы слов. Такое объединение слов происходит на основе общего в их лексических значениях и единого понятия, выражаемого этими словами.
Слайд 5Основные понятия
Несколько тематических групп образуют семантическое поле.
Например, ИСКУССТВО:
названия его видов
(живопись, графика, скульптура, музыка);
названия действий (рисовать, лепить, вырубать, ваять, играть, исполнять, петь);
названия деятелей искусства (художник, скульптор, график, музыкант, пианист, скрипач, певец, вокалист);
объекты и инструменты (картина, акварель, гуашь, темпера, сангина, рисунок, холст, краски).
Слайд 7
Тематические группы объединяют, кроме слов, обозначающих названия предметов, также слова,
обозначающие названия признаков и действий.
Особые группы составляют, например, имена прилагательные со значением цвета
характеризующие внешность человека, его положительные или отрицательные качества
глаголы, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы
Слайд 8Например, чтобы выразить побуждение, человек выбирает подходящее слово из группы слов-глаголов:
просить, упрашивать, умолять, советовать, рекомендовать, убеждать, требовать.
В одну группу их объединяет общая тема — побуждение. Друг от друга эти слова отличаются прежде всего степенью категоричности.
СУЩЕСТВУЮТ ГРУППЫ КОНКРЕТНОЙ ЛЕКСИКИ:
названия частей тела
название времени суток
название мебели
Слайд 9
Например, в тематическую группу названий медицинских профессий входят доктор, фельдшер, санитар,
хирург и др.
Но эта группа в свою очередь входит в более крупную тематическую группу названий, относящихся к медицине вообще: больница, оперировать, лекарство и т. д. 2.
Слайд 10Задание №1
Объедините слова в следующие тематические группы: общественно-политическая лексика, бытовая лексика,
литературоведческая
Абсолютизм, композиция, горчица, авторитарный, рифма, позитивизм, кройка, единение, изречение, молоко, экспозиция, шить, гротеск, вышивка, обои, пленум, самосознание, реализм, символизм, сливки.
Какие из этих слов входят одновременно и в другие тематические группы?
Образец: слово горчица относится к бытовой лексике и в то же время входит в тематическую группу «Продукты питания».
Слайд 11Задание №2
Подберите как можно больше слов, входящих в тематические группы «Школа»,
«Спорт»; определите в каждой из них подгруппы.
Докажите систематичность лексики на семантическом уровне (по значению)
Слайд 12Опрос
По каким признакам слова могут объединяться в тематические группы?
Могут ли
объединяться в тематические группы слова, относящиеся к разным частям речи? Приведите примеры.
Слайд 13Выводы
Таким образом, слова в системе языка объединяются в тематические группы.
Границы
тематических групп пересекаются, здесь много общих и частных наименований.
Богатство и разветвлённость тематических групп свидетельствует о богатстве языка и разнообразии предметов, явлений, признаков объективной действительности, получающих отражение в нашем сознании.
Слайд 14Ресурсы
Рублева О.Л. Лексикология современного русского языка. Издательство Дальневосточного университета. – г.
Владивосток, 2004 г.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.
http://www.textologia.ru/