Слайд 1Лабораторные работы
как средство активизации
познавательной деятельности учащихся
на уроках русского
языка
Автор проекта:
Фетисова Елена Николаевна
2010 г
Слайд 2Аннотация проекта
В настоящее время наше общество претерпевает существенные изменения. Поэтому и
перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. Познавательная деятельность имеет особый статус: она наиболее значима для школьников, так как соответствует их стремлению к интеллектуальной самостоятельности и носит творческий характер. Именно поэтому проблема активизации познавательной деятельности, которая является по своей сути исследовательской, становится всё более актуальной в практике школьного образования на современном этапе.
Слайд 3Противоречия
между требованиями, которые предъявляют новые социальные условия к образованию, и ограниченными
возможностями их реализации в условиях применения устаревших форм обучения
Слайд 4Проблема
Проблема активизации познавательной деятельности, которая является по своей сути исследовательской, становится
всё более актуальной в практике школьного образования на современном этапе.
Слайд 5Цель
повышение уровня знаний и развитие творческих способностей учащихся посредством активизации их
познавательной деятельности через выполнение лабораторных работ по русскому языку.
Слайд 6Задачи
развитие навыков наблюдения, анализа и обобщения;
совершенствование навыков самостоятельной работы,
в том числе с научной литературой;
развитие лингвистического мышления;
развитие исследовательских навыков, связанных с узнаванием изученных категорий на основе анализа и синтеза;
проверка прочности усвоенных знаний на основе лабораторного опробования;
формирование языковой и коммуникативной компетенции учеников.
Слайд 7Гипотеза
Если целенаправленно заниматься развитием творческих способностей обучающихся, то возможно подготовить подавляющее
большинство выпускников к адаптивной жизнедеятельности в обществе
Слайд 8Этапы и сроки реализации проекта:
Первый этап: теоретико – поисковый (изучение и
анализ психолого – педагогической и методической литературы, постановка цели и определение задач исследования(2007)
Второй этап: реализация проекта(2007-2009)
Третий этап: обобщающий (обработка полученной информации, анализ и обобщение результатов работы (2009 г)
Слайд 9Изучение научно – методической и психолого – педагогической литературы
Бахвалова, Т.В. Лабораторные
работы в курсе «Современный русский язык / Т.В.Бахвалова –РЯШ 2/1997 – 128 с.
Блинов, Г.И. Практические и лабораторные работы по методике русского языка / Г.И.Блинов – М.: 1985 – 265 с.
Бураева, Н.Н. Лабораторные работы на уроках русского языка в 10 классе. / Н.Н.Бураева – РЯШ 1/2005 – 128 с.
Камынина,АА и др. Лабораторные работы по русскому языку / А.А.Камынина и др. – М.: Просвещение, 1983 – 353 с.
Коротаева,Е.В. Познавательная активность: вопросы педагогической тактики / Е.В.Коротаева – РЯШ 2/2008 – 128 с.
Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып.3./ Возрастная и педагогическая психология / М.В.Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1982 – 176 с.
Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д.Ушинский – М.: Просвещение, 1968 – 566 с.
Худякова, Л.А. Лабораторные работы по русскому языку – в школу / Л.А.Худякова – РЯШ 6/1999 – 128 с.
Слайд 10Способы решения проблемы
уроки русского языка,
внеклассная работа по предмету;
участие в муниципальных,
региональных конкурсах
Слайд 11Уроки русского языка в форме лабораторных работ
Лабораторные работы по русскому языку
имеют свою специфику и по содержанию, и по форме проведения. Содержанием таких работ является материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящий перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающий новое и более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных учащимся.
Слайд 12Организация деятельности учеников
постановка перед ними учебных задач,
создание благоприятных условий, при
которых школьники принимают эти задачи,
чёткое распределение функций между учениками при организации практических работ,
краткое и ясное инструктирование их о способах предстоящей деятельности.
Слайд 13Этапы исследования:
наблюдение и изучение фактов и явлений;
выяснение непонятных явлений,
подлежащих исследованию;
выдвижение гипотезы;
построение плана исследования;
выяснение связей изучаемого явления с другими;
проведение лингвистического эксперимента;
решение лингвистической задачи;
обобщение результатов и формулировка вывода.
Слайд 14Формы и методы обучения
В лабораторных работах использую наглядные методы обучения, к
которым относятся наблюдения - исследованияВ лабораторных работах использую наглядные методы обучения, к которым относятся наблюдения - исследования, иллюстрации и демонстрации
Лабораторные работы проводятся и в форме лингвистической лаборатории.
Слайд 15
Основное при проведении лабораторных работ – самостоятельное исследование языкового материала учащимися
и обобщение результатов
Очень важно проведение лабораторных работ по русскому языку в старших классах, так как они помогают подготовить учащихся к сдаче экзаменов в новой форме (9 класс), когда от них требуется написание изложения, сочинения на лингвистическую тему и сочинения
Слайд 16
В результате уроков по анализу лабораторных работ у учащихся формируются навыки
как устной, так и письменной речи. Используя индуктивный метод (именно этот метод заключён в плане лабораторных работ) учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, строят доказательство (логический приём обоснования на основе повторяемости признака), оформляют письменно свои рассуждения, таким образом, совершенствуют навыки письменной речи, а также проявляют свои творческие способности в составлении текста.
Слайд 17Алгоритм проведения лабораторных работ по русскому языку
Подготовительный этап, включающий повторение
теоретических сведений, выполнение практических заданий, предварительное ознакомление учащихся с темой лабораторной работы и литературой к ней;
Проведение лабораторной работы:
чёткое определение целей, порядок выполнения работы, обозначенный в индивидуальных карточках и в карточках для группы учащихся;
оснащение лабораторной работы текстами, справочниками, учебными пособиями, таблицами; выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся;
-самостоятельное выполнение лабораторной работы. Основная функция учителя на этом этапе – контроль за самостоятельной деятельностью учащихся и по мере надобности индивидуальные консультации по оформлению результатов работы; учащиеся, применяя методы лингвистического анализа, исследуя заданный текст, обрабатывают свои наблюдения и оформляют их письменно;
Подведение итогов лабораторной работы: ответы учащихся, внесение исправлений, выяснение учителем уровня овладения материалом.
Слайд 18Результативность
Анализ результатов, представленных на диаграмме, указывает на рост качества знаний в
каждом классе на конец учебного года.
Слайд 19Участие в творческих конкурсах, проектах
Выпуск буклетов
Слайд 20Вывод:
Лабораторная работа как форма проведения урока русского языка способствует:
усвоению теоретического материала,
умению анализировать языковые факты, самостоятельно истолковывать явления языка (языковая компетенция);
совершенствованию навыков научно-исследовательской деятельности (лингвистическая компетенция);
овладению навыками грамотного письма (правописная компетенция);
умению связно излагать свои мысли в письменной речи (коммуникативная компетенция).