Презентация, доклад по русскому языку Косвенная речь (8 класс)

Содержание

Цели урока:1. Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 5-7 классах.2. Познакомиться с понятием «чужая речь».3. Рассмотреть понятие «косвенная речь».4. Сформировать умение различать прямую и косвенную речь, правильно ставить знаки препинания в предложениях с

Слайд 1 Косвенная речь
Глухова Марина Владимировна – учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская, Ставропольского края.
Косвенная речьГлухова Марина Владимировна – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2

Слайд 2Цели урока:

1. Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в

5-7 классах.

2. Познакомиться с понятием «чужая речь».

3. Рассмотреть понятие «косвенная речь».

4. Сформировать умение различать прямую и косвенную речь, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.
Цели урока:1. Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 5-7 классах.2. Познакомиться с понятием «чужая

Слайд 3

Контрольное списывание

Спишите, вставляя буквы и пропущенные знаки препинания.
По крышам д…мов по листьям д…еревьев бе…жалостно били крупные капли дождя.
И.С.Тургенев говорил Берегите наш язык наш пр…красный русский язык.
(Не) широкая но глубокая реч(?)ка протекала в окрес…ностях деревни.
Дом который пр…мостился у подножия г…ры напоминал древний замок.


Контрольное списывание

Слайд 4Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.
Предложения с

косвенной речью по форме представляют собой -сложноподчинённые предложения: главное содержит слова автора, а придаточное—чужую речь.


Учитель спросил, когда я принесу книгу.
Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.Предложения с косвенной речью по форме представляют собой

Слайд 5Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как

и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора; другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь) и присоединяется к первой союзами: что, будто, чтобы, местоимениями и наречиями кто, что, как, какой, где, когда, почему и другими или частицей ли.

Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. (Ср. Мать просила: "Не опаздывайте к чаю!")


В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся.

Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как и в предложении с прямой речью,

Слайд 7
Союз что употребляется, если прямая речь представляет собой повествовательное предложение.

Союз

чтобы употребляется, если прямая речь представляет собой побудительное предложение.

Частица ли употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение и имеет частицу ли или вообще не имеет вопросительных слов.
Союз что употребляется, если прямая речь представляет собой повествовательное предложение. Союз чтобы употребляется, если прямая речь представляет

Слайд 10Укажите, какие ошибки допущены при передаче прямой речи косвенной. Перепишите, исправляя

предложения.

Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
2) Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
3) Когда мать спросила у сына, что зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
4) Базаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отставной.
5) Корчагин твёрдо заявил, что к буденовцам я всё равно перейду.
Укажите, какие ошибки допущены при передаче прямой речи косвенной. Перепишите, исправляя предложения.Чичиков хотел узнать у Коробочки, что

Слайд 12Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.

Взяв в руки балалайку, отец удивлённо

спросил: «Ты сделал?»
2) Увидев встречный автомобиль, она подняла руку: «Стёпа, свези-ка на пристань человека».
3) Он заметил: «Я знаю твою историю».
4) «Будут работать»,– одобрительно сказал старик о собаках.
5) «Волки хитрее охотников»,– добавил он.
Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.Взяв в руки балалайку, отец удивлённо спросил: «Ты сделал?»2) Увидев встречный автомобиль,

Слайд 13

Выполните тест.
Выполните тест.

Слайд 14Вопрос № 1

Предложение с прямой речью
Я сказал товарищу, чтобы

он приходил ко мне.
1.Шофер вдруг закричал, что это школа и что здесь живет учительница.
2.Мать попросила Смотри не мучай чижа лучше отпусти его.
3.Мать попросила не мучить чижа, а отпустить его.
4.Я спросил ее наконец, имеет ли она известие от своего сына.
Вопрос № 1 Предложение с прямой речью Я сказал товарищу, чтобы он приходил ко мне.1.Шофер вдруг закричал,

Слайд 15Вопрос № 2
Какое это предложение
Мой брат сердито сказал, чтобы

я оставался дома.

1. Предложение с прямой речью
2. Предложение с косвенной речью
 3.Предложение с цитатой
4. Предложение с водным предложением
 5.Предложение с обособленным глаголом
Вопрос № 2 Какое это предложение Мой брат сердито сказал, чтобы я оставался дома.1. Предложение с прямой

Слайд 16Вопрос № 3
Определи, какое это предложение:
Меня спросили, не соглашусь

ли я прочитать еще одну лекцию.

1.Предложение с прямой речью
 2.Предложение с косвенной речью
3. Предложение с цитатой
4. Предложение с водным предложением
5. Предложение с обособленным глаголом
Вопрос № 3 Определи, какое это предложение: Меня спросили, не соглашусь ли я прочитать еще одну лекцию.

Слайд 17Вопрос № 4
Определи, какое это предложение
Прощаясь с девочкой, я

попросил Скажи маме, что я благодарен за помощь.
1.с прямой речью
 2.с вводным предложением
 3.с прямой речью
 4.с косвенной речью
 5.с обращением
Вопрос № 4 Определи, какое это предложение Прощаясь с девочкой, я попросил Скажи маме, что я благодарен

Слайд 18Вопрос № 5
Укажи предложение с прямой речью (знаки препинания не

расставлены)
1.Где начинается наша река?
2.Бабушка предложила внуку чтобы он прилег отдохнуть.
3.Болельщики возмущались Эх ты, в пустые ворота не можешь попасть!
4.Возможно мы выиграем чемпионат.
5.Мать сердито сказала что рабочий стол надо содержать в порядке.
Вопрос № 5 Укажи предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены) 1.Где начинается наша река? 2.Бабушка

Слайд 19Вопрос № 6
В каком примере не нарушены речевые нормы?
1.Он

сказал то, что не придёт сегодня.
2.Учитель похвалил меня и сказал, что ты молодец.
3.Мне сказали то, что меня очень удивило.
 4.Тёркин говорил товарищам-бойцам, что я не гордый.
Вопрос № 6 В каком примере не нарушены речевые нормы? 1.Он сказал то, что не придёт сегодня.2.Учитель

Слайд 20Вопрос № 7
В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1.Долго

они так скакали, и Алёша от них не отставал.
2. "Показание некоторых историков, - писал Пушкин, - утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачёвском бунте, совершенно несправедливо".
 3.Я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею.
 4.Прохожий спросил знаю ли я дорогу к пристани.
Вопрос № 7 В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? 1.Долго они так скакали, и Алёша от

Слайд 21Вопрос № 8
В каком предложении не нарушены речевые нормы?
1.Мне

сказали то, что я должен оформить документы.
2.Незнакомец сказал, что я Дубровский.
3. Блок, обращаясь к России, пишет, что тебя жалеть я не умею.
 4.Он произнёс то, чего никто не ожидал.
Вопрос № 8 В каком предложении не нарушены речевые нормы? 1.Мне сказали то, что я должен оформить

Слайд 22 Взаимопроверка.

Взаимопроверка.

Слайд 23 Мыслительная разминка

Разгадай ребус
Мыслительная разминка

Слайд 24

Ответ

Геометрия

Используя полученное слово, составьте предложение с косвенной речью.


Слайд 25

Домашнее задание

Упражнение
Домашнее заданиеУпражнение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть