Слайд 1 Косвенная речь
Глухова Марина Владимировна – учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская, Ставропольского края.
Слайд 2Цели урока:
1. Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в
5-7 классах.
2. Познакомиться с понятием «чужая речь».
3. Рассмотреть понятие «косвенная речь».
4. Сформировать умение различать прямую и косвенную речь, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.
Контрольное списывание
Спишите, вставляя буквы и пропущенные знаки препинания.
По крышам д…мов по листьям д…еревьев бе…жалостно били крупные капли дождя.
И.С.Тургенев говорил Берегите наш язык наш пр…красный русский язык.
(Не) широкая но глубокая реч(?)ка протекала в окрес…ностях деревни.
Дом который пр…мостился у подножия г…ры напоминал древний замок.
Слайд 4Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.
Предложения с
косвенной речью по форме представляют собой -сложноподчинённые предложения: главное содержит слова автора, а придаточное—чужую речь.
Учитель спросил, когда я принесу книгу.
Слайд 5Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как
и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора; другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь) и присоединяется к первой союзами: что, будто, чтобы, местоимениями и наречиями кто, что, как, какой, где, когда, почему и другими или частицей ли.
Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. (Ср. Мать просила: "Не опаздывайте к чаю!")
В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся.
Слайд 7
Союз что употребляется, если прямая речь представляет собой повествовательное предложение.
Союз
чтобы употребляется, если прямая речь представляет собой побудительное предложение.
Частица ли употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение и имеет частицу ли или вообще не имеет вопросительных слов.
Слайд 10Укажите, какие ошибки допущены при передаче прямой речи косвенной. Перепишите, исправляя
предложения.
Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
2) Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
3) Когда мать спросила у сына, что зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
4) Базаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отставной.
5) Корчагин твёрдо заявил, что к буденовцам я всё равно перейду.
Слайд 12Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.
Взяв в руки балалайку, отец удивлённо
спросил: «Ты сделал?»
2) Увидев встречный автомобиль, она подняла руку: «Стёпа, свези-ка на пристань человека».
3) Он заметил: «Я знаю твою историю».
4) «Будут работать»,– одобрительно сказал старик о собаках.
5) «Волки хитрее охотников»,– добавил он.
Слайд 14Вопрос № 1
Предложение с прямой речью
Я сказал товарищу, чтобы
он приходил ко мне.
1.Шофер вдруг закричал, что это школа и что здесь живет учительница.
2.Мать попросила Смотри не мучай чижа лучше отпусти его.
3.Мать попросила не мучить чижа, а отпустить его.
4.Я спросил ее наконец, имеет ли она известие от своего сына.
Слайд 15Вопрос № 2
Какое это предложение
Мой брат сердито сказал, чтобы
я оставался дома.

1. Предложение с прямой речью
2. Предложение с косвенной речью
 3.Предложение с цитатой
4. Предложение с водным предложением
 5.Предложение с обособленным глаголом
Слайд 16Вопрос № 3
Определи, какое это предложение:
Меня спросили, не соглашусь
ли я прочитать еще одну лекцию.

1.Предложение с прямой речью
 2.Предложение с косвенной речью
3. Предложение с цитатой
4. Предложение с водным предложением
5. Предложение с обособленным глаголом
Слайд 17Вопрос № 4
Определи, какое это предложение
Прощаясь с девочкой, я
попросил Скажи маме, что я благодарен за помощь.
1.с прямой речью
 2.с вводным предложением
 3.с прямой речью
 4.с косвенной речью
 5.с обращением
Слайд 18Вопрос № 5
Укажи предложение с прямой речью (знаки препинания не
расставлены)
1.Где начинается наша река?
2.Бабушка предложила внуку чтобы он прилег отдохнуть.
3.Болельщики возмущались Эх ты, в пустые ворота не можешь попасть!
4.Возможно мы выиграем чемпионат.
5.Мать сердито сказала что рабочий стол надо содержать в порядке.
Слайд 19Вопрос № 6
В каком примере не нарушены речевые нормы?
1.Он
сказал то, что не придёт сегодня.
2.Учитель похвалил меня и сказал, что ты молодец.
3.Мне сказали то, что меня очень удивило.
 4.Тёркин говорил товарищам-бойцам, что я не гордый.
Слайд 20Вопрос № 7
В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1.Долго
они так скакали, и Алёша от них не отставал.
2. "Показание некоторых историков, - писал Пушкин, - утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачёвском бунте, совершенно несправедливо".
 3.Я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею.
 4.Прохожий спросил знаю ли я дорогу к пристани.
Слайд 21Вопрос № 8
В каком предложении не нарушены речевые нормы?
1.Мне
сказали то, что я должен оформить документы.
2.Незнакомец сказал, что я Дубровский.
3. Блок, обращаясь к России, пишет, что тебя жалеть я не умею.
 4.Он произнёс то, чего никто не ожидал.
Слайд 23 Мыслительная разминка
Разгадай ребус
Ответ
Геометрия
Используя полученное слово, составьте предложение с косвенной речью.
Домашнее задание
Упражнение