Презентация, доклад по русскому языку Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к ОГЭ-9)

1. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?  Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах,

Слайд 1Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Слайд 21. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?  
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова

«лингвистика».
 
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, орфографии и т.д.
 
А также нужно раскрыть важность этих языковых явлений в речевой деятельности.

1. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?  Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат.

Слайд 3 Как должно быть построено сочинение?
Напомню, что рассуждение состоит из следующих

частей:
 
1. Вступление - тезис
2. Основная часть – доказательства + примеры
3. Заключение - вывод

Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи

Как должно быть построено сочинение? Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление - тезис2. Основная

Слайд 4Как начинать сочинение?
Начинается сочинение со вступления-тезиса.
Тезис – это мысль, которую

нужно доказать.
Во вступлении вы либо приводите цитату и формулируете собственную позицию по данному вопросу, либо общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи.
Тезис может состоять из 2-х предложений минимум и более.
Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

Пример:
Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход ко второй части сочинения.

Как начинать сочинение?Начинается сочинение со вступления-тезиса. Тезис – это мысль, которую нужно доказать.Во вступлении вы либо приводите

Слайд 5Как писать основную часть?
Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму

больше, чем вступление и заключение.
 В основной части вы должны назвать не менее двух функций (или доказательств) указанного лингвистического понятия и привести минимум по одному примеру на каждую функцию Помните, что функции должны быть разные! Например, ТИРЕ имеет две функции: оно используется для разделения членов предложения и для выделения.

Рассказывая о функциях лингвистического понятия, можно использовать такие вводные слова, как во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д. (не забудьте выделять их запятой!) Но можно обойтись и без них.
Перед началом работы над этой частью сочинения рекомендую:
1. сначала вспомнить, в каких случаях употребляется тире в предложении;
 2. потом ещё раз перечитать текст и выбрать те предложения (слова, выражения), с помощью которых вы сможете проиллюстрировать указанные функции.
Эти предложения (слова, выражения) вы будете использовать в своём сочинении в качестве примеров.
Только после этого можно приступать к оформлению основной части сочинения.

Как писать основную часть? Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В

Слайд 6Как оформлять примеры в сочинении?
Во-первых, помните о требованиях к примерам:
 
• примеров

должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны иллюстрировать разные функции лингвистического понятия;
• каждый пример должен соответствовать указанной функции;
• пример без указания на функцию не учитывается.

Как оформлять примеры в сочинении?Во-первых, помните о требованиях к примерам: • примеров должно быть не менее 2; •

Слайд 7

Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно разными способами:

1) цитировать предложение

(если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью.
Например: В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину - не догадался».
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
Например: Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак.


Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно разными способами: 1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при

Слайд 8Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать

следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста.
• Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:• Чтобы подтвердить сказанное,

Слайд 9 О чём писать в заключении?

Образец 1. Значит, не только слова,

вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Так что без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.
Образец 2. Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.
Образец 3. Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.

 

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
 
Заключение должно представлять собой вывод о справедливости высказывания .
 
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т.д.
Помните, что они выделяются запятой!
 
А также выражения: я думаю, я считаю, по моему мнению, по-моему, на мой взгляд, я убеждён, я уверен в том, что…и т.д.

О чём писать в заключении? Образец 1. Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору

Слайд 10 Сколько абзацев должно быть в сочинении?  
• 1 абзац - тезис


• 2 абзац - функция или довод №1 с примером
• 3 абзац - функция или довод №2 с примером
• 4 абзац - вывод.
Сколько абзацев должно быть в сочинении?   • 1 абзац - тезис • 2 абзац -

Слайд 11Я считаю, что на письме без знаков конца предложения обойтись невозможно.

В

конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки, многоточие. Эти знаки препинания обозначают границу предложения. Следовательно, они разделяют предложения в тексте, помогая точно понимать написанное (1,2).

Наличие знаков завершения в конце предложений помогает автору передать повествовательную (3), вопросительную (4) и восклицательную (5) интонации, душевное состояние героев. Стоит заменить точку в предложении 6 на вопросительный знак, смысл предложения сразу изменится.

Как мы видим, выбор одного из четырех отделительных знаков определяется смыслом предложения, а также зависит от интонации.
Я считаю, что на письме без знаков конца предложения обойтись невозможно.В конце предложения ставится точка, восклицательный или

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть