Слайд 1Комплексный анализ
текста
Урок русского языка
7 класс
Учитель: Басенко Н.Н.
Слайд 2
Цели:
Повторение темы «Текст. Строение текста»,
формирование навыков работы с текстом
Задачи:
Образовательные: формирование умений и навыков при анализе текста, в определении темы, основной мысли текста, проблемы;
закрепление пунктуационных правил, повторение лексического значения слов.
Развивающие: обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения сравнивать, обобщать материал.
Воспитательные: развивать чувство прекрасного,
развивать любовь к родной природе
.
Слайд 3Эпиграф
«Чтение – прежде всего
сотворчество»
М.Цветаева
Слайд 4
ТЕКСТ
ТЕМА
ИДЕЯ
СТИЛЬ РЕЧИ
ТИП РЕЧИ
ПРОБ
ЛЕМА
Слайд 5
СТИЛИ РЕЧИ
НАУЧНЫЙ
ОФИЦИАЛЬНО- ДЕЛОВОЙ
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
РАЗГОВОР
НЫЙ
Слайд 6
ТИПЫ РЕЧИ
ОПИСАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ
Слайд 7 1. Особенно красив и печален ру(с,сс)кий лес в ра(н,нн)ие осе(н,нн)ие дни.
2. На золотом фоне п…желтевшей листвы выделяю(тся, ться)
яркие пятна ра(с,з)крашенных клёнов, осин. 3.Медленно кружась в воздухе,
падают с берёз п…желтевшие лёгкие листья.
4.От дер…ва к дер…ву пр…тянуты тонкие серебристые нити липкой паутины.
5.Тихо в осе(н,нн)ем лесу.
6.Ш…лестит под ногами опавшая сухая листва.
7.Кое-где краснеет шляпка поз…него подосиновика.
8.Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе прол…тающие косяком журавли.
9.Что-то грус…ное, прощальное слыши(тся, ться) и видится в осеннем лесу.
10. Бабьим летом называли на деревн… это осе(нн, н)ее краткое время.
11.Прозрачен осенью и чист воздух, прозрачна вода в л…сных ручьях.
12.Ещё цветут поз…ние осенние цветы.
13.Готовятся к отлёту певчие птицы.
14.Нет-нет затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дерев… труженик дятел.
15. Ещё зелёный, роняя спелые жёлуди, ст…ит на краю леса старый развесистый дуб.
16.Но уже оголились верш…ны берёз.
17.На тёмном фоне сплошного елового леса отчётливо видны яркие краски клёнов и осин.
18.Уже обл…тели, плавают на воде лёгкие пож…лтевшие листья ив.
19.Хорошо в осеннем цветистом лесу, долго не хочется уходить из него,
проща(тся, ться) с золотыми осенними днями.
Слайд 8 1. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни.
2. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются
яркие пятна раскрашенных клёнов, осин. 3.Медленно кружась в воздухе,
падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья.
4.От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины.
5.Тихо в осеннем лесу.
6.Шелестит под ногами опавшая сухая листва.
7.Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика.
8.Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.
9.Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу.
10. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время.
11.Прозрачен осенью и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях.
12.Ещё цветут поздние осенние цветы.
13.Готовятся к отлёту певчие птицы.
14.Нет-нет затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дереве труженик дятел.
15. Ещё зелёный, роняя спелые жёлуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб.
16.Но уже оголились вершины берёз.
17.На тёмном фоне сплошного елового леса отчётливо видны яркие краски клёнов и осин.
18.Уже облетели, плавают на воде лёгкие пожелтевшие листья ив.
19.Хорошо в осеннем цветистом лесу, долго не хочется уходить из него,
прощаться с золотыми осенними днями.
Слайд 93. Найти и объяснить слова из первого абзаца, в которых количество
звуков
А) 1 группа: меньше, чем букв
Б) 2 группа: больше, чем букв
Слайд 104. Найти в тексте и подчеркнуть как члены предложения:
А) 1 группа:
все действительные причастия.
Какую роль играют причастия в тексте?
Б) 2 группа: все деепричастия, определить их вид.
Какую роль играют деепричастия в тексте?
Слайд 114. Найти в тексте и подчеркнуть как члены предложения:
А) 1 группа:
все действительные причастия.
Какую роль играют причастия в тексте? (пожелтевшей листвы, опавшая листва, пролетающие журавли - определения).
Придают образность создаваемой автором картины осеннего леса.
Б) 2 группа: все деепричастия, определить их вид.
Какую роль играют деепричастия в тексте?
(кружась в воздухе, роняя желуди – несовершенный вид,
настоящее время - обстоятельства).
Они показывают, каким образом, когда совершается действие, названное глаголом
Слайд 125. Найти :
А) В предложениях №13 – 17 все предлоги, определить
их вид, значение
Б) Перестройте предложение № 3 так, чтобы в нем был производный предлог к существительному БЕРЁЗЫ
Слайд 135. Найти :
А) В предложениях №13 – 17 все предлоги :
к отлёту – причинный; в лесу , на дереве, на краю, на фоне, на воде, в лесу, из него –простые, непроизводные, пространственные).
Б) Медленно кружась в воздухе, падают вокруг (ОКОЛО) берёз пожелтевшие лёгкие листья.
Слайд 146. Найти :
А) В предложениях № 13 – 18 назвать сочинительный
противительный союз, определить его значение
Слайд 156. Найти :
А) В предложениях № 13 – 18 назвать сочинительный
противительный союз, определить его значение
(№ 16 – НО)
Слайд 167. Найти:
- среди предложений 4 – 8 сложное предложение,
произвести синтаксический
разбор
Слайд 177. Найти
- среди предложений 4 – 8 сложное предложение,
произвести синтаксический
разбор
( № 8 «Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли»)
- среди предложений 15 – 19 найти сложное предложение,
в составе которого есть односоставное.
Слайд 198. Найти
-
- среди предложений 15 – 19 найти сложное предложение,
в
составе которого есть односоставное.
( № 19 «Хорошо в осеннем цветистом лесу, долго не хочется уходить из него, прощаться с золотыми осенними днями»)
Слайд 209. Найти:
1-ая: в 1-ом абзаце предложение с деепричастным оборотом и
перестроить его в СПП
2-ая: во 2-ом абзаце предложение с деепричастным оборотом и перестроить его в СПП
Слайд 21
9. Найти:
1- ая: № 3 Медленно кружась в воздухе, падают
с берёз пожелтевшие лёгкие листья. – Кружатся в воздухе пожелтевшие легкие листья, которые падают с берез.
2-ая: №15 Ещё зелёный, роняя спелые жёлуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб. – Роняет спелые желуди ещё зелёный старый развесистый дуб, который стоит на краю леса.
Слайд 22
10.
Определить грамматическую основу предложения № 11, назвать, какими частями речи
выражена
Определите, в каком времени употреблены глаголы в 1-ом абзаце.
Как вы думаете, чего достигает автор, используя глаголы настоящего времени?
Назовите номера предложений, в которых есть категория состояния, определите их значение.
Слайд 25
13. Найти:
1-я группа- средства выразительности
в 1-ом абзаце
2-я группа – во
Слайд 26
14. Найти в тексте фразеологизм
Слайд 27
15. Подберите синонимы и антонимы к словам
Медленно –
Грустное –
Прокличут -
Слайд 28СИНКВЕЙН
1 строка – ПОНЯТИЕ ( 1 слово)
2 строка – ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (2слова)
3
строка – ГЛАГОЛЫ (3 слова)
4 строка – ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( из 4 слов)
5 строка – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
(1 слово)
Слайд 29СИНКВЕЙН
ЛЕС
Расписной , чудесный,
Завораживает, серебрится, очаровывает
В лесу осыпаются листья.
Красота
Слайд 30
Как же вы поняли смысл высказывания М.Цветаевой
«Чтение – прежде
всего сотворчество»?