Презентация, доклад по русскому языку к открытому уроку по теме Беглые гласные

Содержание

Реши кроссворд

Слайд 1Пятнадцатое марта
Дело № 49
«__________________»
Автор: Горина Татьяна Сергеевна,
учитель русского языка и

литературы
Пятнадцатое мартаДело № 49«__________________»Автор: Горина Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2Реши кроссворд

Реши кроссворд

Слайд 3Проверим

Проверим

Слайд 4Следственный эксперимент №1
Светит

Мрачный
Облако Береговой
Мрак Освещение
Бережок Ушки
Ухо Облачное

т//щ

к//ч

к//ч

ж//г

х//ш

Следственный эксперимент №1 Светит           Мрачный Облако

Слайд 5день - дня
сон - сна
пень - пня
е//0
о//0

день -  днясон  -  снапень -  пняе//0о//0

Слайд 6Пятнадцатое марта
Дело № 49
«Беглые гласные»

Пятнадцатое мартаДело № 49«Беглые гласные»

Слайд 7Цель урока
Уметь находить слова с беглыми гласными в предложениях
Узнать, какие именно

гласные бывают беглыми

Знать и понимать определения основных понятий
«беглая гласная», «чередование с нулём звука» («нуль звука»)

Знать, в каких морфемах может встречаться беглая гласная

Цель урокаУметь находить слова с беглыми гласными в предложенияхУзнать, какие именно гласные бывают беглымиЗнать и понимать определения

Слайд 8Беглый (Толковый словарь Ожегова) Беглый - -ая, -ое; бегл. 1. полн. ф.

Спасающийся бегством, убежавший откуда-н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело и свободно). Б. шаг (ускоренный). Б. огонь (частая одиночная стрельба, не залпами). * Беглые гласные (спец.) - гласные “о” и “е>, имеющиеся в одних формах слова и пропадающие в других (напр. день - дня). II сущ. беглость, -и, ж. (ко 2 знач). * Беглость гласного (спец.) - свойство гласного быть беглым.
Беглый (Толковый словарь Ожегова) Беглый - -ая, -ое; бегл. 1. полн. ф. Спасающийся бегством, убежавший откуда-н. Б.

Слайд 9Историческая сводка
В далекую старину в языке были особые гласные звуки, которые

на письме обозначались буквами Ь и Ъ(назывались они ерь и еръ). Они и сейчас есть в русском языке, но они не являются звуками, у них особые функции. В древности они обозначали самостоятельные звуки: ъ- звук, похожий на очень краткое о, а ь – звук, напоминающий краткое е. Писали сънъ, дьнь.
Прошло много лет, и судьба этих гласных резко изменилась: в одних положениях они выпали, в других заменились гласными о и е. Так из слова сънъ – съна, дьнь- дьня получились сон- сна, день- дня
Историческая сводкаВ далекую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и

Слайд 10Следственный эксперимент №2
угол- угла
молодец- молодца
подослать- подсылать

Следственный эксперимент №2угол- угламолодец- молодца подослать- подсылать

Слайд 11Следственный эксперимент №2
угол- угла
молодец- молодца
подослать- подсылать

Следственный эксперимент №2угол- угламолодец- молодца подослать- подсылать

Слайд 12Раз - согнуться, разогнуться
Два - нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три

хлопка
Головою три кивка.
На четыре руки шире, пять, Шесть -тихо сесть.

Физминутка

Раз - согнуться, разогнутьсяДва - нагнуться, потянуться,Три - в ладоши три хлопкаГоловою три кивка.На четыре руки шире,

Слайд 13Разберите на три группы
Огонь-огни, горец- горцы, кружок- кружки, корень- корни, взобраться-

взберусь, надорвать- надрывать
Разберите на три группыОгонь-огни, горец- горцы, кружок- кружки, корень- корни, взобраться- взберусь, надорвать- надрывать

Слайд 14надорвать- надрывать
взобраться- взберусь
Огонь-огни
корень- корни
горец- горцы
кружок- кружки

надорвать- надрывать взобраться- взберусьОгонь-огникорень- корнигорец- горцыкружок- кружки

Слайд 15Следственный эксперимент №3
Верхушек-
Опушек-
Песня -
Прыжок-
Флажок -
городок -
чехол -
верхушка
опушка
песен
прыжка
флажка
городка
чехла

Следственный эксперимент №3Верхушек- Опушек-Песня -Прыжок-Флажок -городок - чехол -верхушкаопушкапесенпрыжкафлажкагородкачехла

Слайд 16Следственный эксперимент №4
окно
пушинка
близкий
пёрышко
полотенце
кашля
окон
пушинок
близок
пёрышек
полотенец
кашель

Следственный эксперимент №4окно пушинкаблизкийпёрышкополотенцекашляоконпушинокблизокпёрышекполотенецкашель

Слайд 17Следственный эксперимент №5
Ветер, берег, пень, конь, сон, ров, зов, род.

Следственный эксперимент №5Ветер, берег, пень, конь, сон, ров, зов, род.

Слайд 18Проверим
Ветер, пень, сон, ров.

Проверим Ветер, пень, сон, ров.

Слайд 19О чем мы сегодня говорили?
С каким новым термином познакомились?
Что нового узнали?
Достигнуты

ли цели урока?

Подведём итоги

О чем мы сегодня говорили?С каким новым термином познакомились?Что нового узнали?Достигнуты ли цели урока?Подведём итоги

Слайд 20Домашнее задание
Упражнение №537
История беглой гласной. (творческое задание)

Домашнее заданиеУпражнение №537История беглой гласной. (творческое задание)

Слайд 21Спасибо за работу!

Спасибо за работу!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть