Слайд 2
Упр.227(1). Выполняем задания.
Типологический и стилистический
анализ текста.
Выразительно читаем текст.
Определяем стиль (художественный,
научный, публицистический, официально-деловой, разговорный) и тип речи (описание, повествование, рассуждение)
Слайд 3
Типологический и стилистический
анализ текста.
Стиль речи – художественный,
т.к.
для создания образа оживающей в купальскую ночь природы используются следующие выразительные языковые средства:
эпитеты
олицетворения
сравнения
предложения с рядами однородных членов
Слайд 4Выразительные языковые средства
Эпитеты (огненный, яркий, удивительный, чудный (цветок)
Олицетворения (переходят с места
на место (деревья)
Сравнения (сияет огненным пламенем)
Предложения с однородными членами (2, 9, 11,15,16)
Слайд 5
Типологический и стилистический
анализ текста.
Тип речи – повествование с элементами описания.
Слайд 6Из истории праздника.
Иван Купала – праздник середины лета с древними традициями
и обычаями. В этот день на Руси купались в озерах и реках, прыгали через костры и собирали целебные травы.
До крещения славяне праздновали день летнего солнцестояния Купало или Солнцеворот – «поворот» солнца на убыль.
С принятием христианства праздник приурочили к рождеству Иоанна Крестителя, который отмечается 7 июля, а дата празднования перестала совпадать с астрономическим солнцестоянием.
Название праздника «Иван Купала» связано с еще одним именем Иоанна Крестителя – Купатель. Ритуальное омовение водой и очищение огнем – главные традиции Иванова дня.
Слайд 7Традиции и обряды праздника
Ночь накануне Ивана Купалы – особенная. Обряды, проводившиеся
в этот день, связаны с огнем, травами и водой: принято было разжигать костры на берегах рек и прыгать через них, водить хороводы, купаться, собирать травы, плести венки и гадать.
В ночь накануне Иванова дня выбирали себе пару. Парни и девушки обменивались венками и прыгали, взявшись за руки, через костер. Если вслед паре полетят искры, и их руки не разъединятся во время прыжка – значит быть в скором времени свадьбе. Смотрели, кто выше прыгнет – тот будет счастливее.
Слайд 9Легенда о папоротнике.
По легенде, в ночь накануне Ивана Купалы расцветает папоротник:
из центра куста показывается цветочная стрелка с бутоном, похожим на горячий уголь, а ровно в полночь на мгновение показывается огненный цветок.
Если его сорвать – можно приобрести способность видеть клады, зарытые в земле, понимать язык животных, открывать все замки, просто приложив к ним цветок, обрести дар предвидения, принимать любой облик и становиться невидимым.
Охотнику за цветком следует очертить вокруг себя освященным ножом круг и дожидаться полуночи. Сорвать цветок папоротника трудно, так как лесная нечисть этому всячески препятствует: окликает, зовет знакомым голосом, шумит. Отзываться или поворачиваться ни в коем случае нельзя – можно лишиться жизни. Добыв цветок, нужно спрятать его за пазуху и бежать, не оглядываясь назад.
Слайд 11Смысловой и композиционный анализ текста.
Определим тему текста.
«Цветок папоротника и
сила его цветка»
Определим главную мысль(идею).
«По народному поверью папоротник цветет в купальскую ночь и цветок его наделяет человека невиданной силой»
Слайд 12Смысловой и композиционный анализ текста.
Подберем заголовок, отражающий тему или идею текста.
«Удивительный
цветок»
«Чудесный цветок»
«Волшебный цветок»
«Чудо купальской ночи»
Слайд 13Смысловой и композиционный анализ текста.
Составляем план. Помним, что пункты плана должны
точно отражать содержание каждой микротемы и в то же время быть связанными с темой текста.
Слайд 14Смысловой и композиционный анализ текста.
План.
Чудо купальской ночи.
Огненный цветок.
Сила папоротника.
Слайд 15Письменный сжатый пересказ
Выбираем главную информацию для создания сжатого текста.
Во что верили
люди? Когда это совершалось?
Когда и на какое время распускался цветок? Каким он был?
Что ожидало человека, который отыщет и сорвет цветок папоротника?
Слайд 16Письменный сжатый пересказ
Люди верили, что
в ночь накануне Ивана Купала совершается чудо – расцветает папоротник.
Ровно в полночь лишь на миг распускается волшебный огненный цветок, такой яркий и горячий, что на него больно смотреть.
Считалось, что человек, который отыщет цветок папоротника и успеет сорвать его, станет всесильным и узнает, где скрыты клады с сокровищами.
Слайд 18Домашнее задание.
Рабочая тетрадь «Проверь себя» - сам. работа №11.