Презентация, доклад по русскому языку Имя существительное (5 класс)

Содержание

Что это такое?П р е д м е т ыИмя существительное

Слайд 1Презентация к уроку
«Имя существительное»
(5класс)

Презентация к уроку «Имя существительное» (5класс)

Слайд 2Что это такое?
П р е д м е т ы
Имя существительное

Что это такое?П р е д м е т ыИмя существительное

Слайд 3По какому признаку разделены предметы?
Одушевлённые и неодушевлённые

По какому признаку разделены предметы?Одушевлённые и неодушевлённые

Слайд 4По какому признаку разделены предметы?
Единственное и множественное число

По какому признаку разделены предметы?Единственное и множественное число

Слайд 5По какому признаку разделены предметы?
Собственные и нарицательные

По какому признаку разделены предметы?Собственные и нарицательные

Слайд 6Порядок морфологического разбора
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – часть речи
Обозначает
II. Мофологические признаки
I. Общее грамматическое

значение

Отвечает на вопросы

Н.ф.

Постоянные признаки -

Непостоянные признаки -

III. Синтаксические признаки

Член предложения

Предмет

Кто? Что?

( и.п., ед.ч.)

Склонение, род, одушевл.\ неодуш., собственное\ нарицательное

Число, падеж

Любой член предложения

Порядок  морфологического  разбораСУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – часть речиОбозначаетII. Мофологические признаки I. Общее грамматическое значениеОтвечает на вопросыН.ф. Постоянные

Слайд 7Задание 1. Укажите фамилии и инициалы авторов школьных учебников по русскому

языку.

Задание 2. Спишите с географической карты 5 собственных существительных. Определите их род.

Собственные и нарицательные

Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Пименова, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова.

Упр. №64

Задание. Распределите имена собственные по следующим значениям:
1) имена людей;
2) географические названия;
3) названия учреждений;
4) другие названия.
Ростов-на-Дону, Иван Грозный, Московский государственный университет, Издательский дом «Дрофа», роман «Война и мир», Лев Николаевич Толстой, Сочи, Ганг, Организация Объединённых Наций,

Задание. Какой смысл приобретут слова роза, орёл, десна, блок, бордо, если их записать с большой буквы?

Задание 1. Укажите фамилии и инициалы авторов школьных учебников по русскому языку.Задание 2.  Спишите с географической

Слайд 8Задание . Какого рода чаще всего бывают одушевлённые существительные? Назовите одушевлённое

существительное среднего рода.

Одушевлённые и неодушевлённые

Задание . Какого рода чаще всего бывают одушевлённые существительные? Назовите одушевлённое существительное среднего рода.Одушевлённые и неодушевлённые

Слайд 9 2.Определите типы склонений существительных.
1

- первое; 2 - второе; 3 - третье; 4 - разносклоняемое сущест­вительное; 5 - несклоняемое. Выпишите несклоняемые.
Счастье, осень, ручей, плакса, ночь, имя, кино, пламя, огонь, АЭС, бюро, край, запятая, пальто, мороженое, такси, дверь, стремя, метро, кафе, село, луч.

Склонение

Род

1.Определите род имен существительных.
1 (муж.); 2 (жен.); 3 (сред.); 4 (общий); 5 (рода не имеет).
Лень, ножницы, вуз, тихоня, кофе, забияка, картофель, бабуш­ка, дедушка, день, тень, выскочка, каникулы, угол, уголь, моль, путь, знамя, дитя, чернила, сирота, оттепель, депо, умница, май, рояль, мозоль, время, джинсы, молодежь, сынишка, плакса, постель, ЭВМ.

2.Определите типы склонений существительных. 1 - первое; 2 - второе; 3

Слайд 10Неизменяемые существительные
Почему они так называются?
НЕ изменяются по родам, числам и падежам!!!

3.Определите род несклоняемых существительных. Запишите словосочетания «прилагательное + существительное».

Алоэ, амплуа, бюро, жабо, кино, каноэ, лассо, манто, маэстро, пони, пюре, радио, рагу, соло, табло, тан­го, турне, фото, леди, колибри, какаду, филе.

• Каким словарем пользуются для определения значений слов?
Неизменяемые существительныеПочему они так называются?НЕ изменяются по родам, числам и падежам!!!    3.Определите род несклоняемых

Слайд 11Суффиксы –ЧИК-, -ЩИК-
?
ПРОВЕРИМ! Грузчик, подписчик, гонщик, перебежчик

Суффиксы –ЧИК-, -ЩИК-?ПРОВЕРИМ!  Грузчик, подписчик, гонщик, перебежчик

Слайд 12Суффиксы –ИК-,-ЕК-
?
Спишите, вставляя пропущенные буквы ( Е или

И)

Огонеч…к, луч…к, кармаш…к, дом…к, песоч…к, еж…к.

Вставьте пропущенные буквы.
Крючоч..к, ножич..к, лист..к, букет..к, чиж..к, хвост..к, кружоч..к, лужоч..к, дождич..к, осл..к, куст..к.

и

Е

и

и

Е

Е

Огонёчка, лучика, кармашка, домика, песочка, ёжика.
В Ы В О Д :
При изменении слова буква Е становится БЕГЛОЙ!

Суффиксы –ИК-,-ЕК-?   Спишите, вставляя пропущенные буквы ( Е или И) Огонеч…к, луч…к, кармаш…к, дом…к, песоч…к,

Слайд 13О-Е после шипящих
(в суффиксах и окончаниях)
?
Понаблюдайте над парами слов:

Дождичек –башмачок; рученька

– ручонка.

С в е ч о й – т у ч е й; с в и н ц о м – п а л ь ц е м.

Сформулируем правило написания О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных:
……………… под ударением – О, без ударения – Е !

О-Е после шипящих(в суффиксах и окончаниях)?Понаблюдайте над парами слов:Дождичек –башмачок; рученька – ручонка.С в е ч о

Слайд 14Запишите данные слова в два столбика:
с гласной о в суффиксе;


2) с гласной е в суффиксе.

Флаж..к, береж..к, чайнич..к, снеж..к, грибоч..к, девч..нка, пятач..к, старич..к, боч..нок, бараш..к, сапож..к, камуш..к, подсолнуш..к, реч..нка.
Запишите данные слова в два столбика: с гласной о в суффиксе; 2) с гласной е в суффиксе.

Слайд 15НЕ с существительными
?
Запишите, раскрывая скобки:

1. Нельзя терпеть (не)правду .
2. Ученье без

уменья – (не)польза, а беда.
3. …Выйдет из него (не)дело, только мука.
4. Его преследовали мелкие (не)взгоды.
Объясните устно свой выбор!

1. Нельзя терпеть неправду (= ложь). - синоним без НЕ-
2. Ученье без уменья – не польза, а беда. – противопоставление с союзом А
3. …Выйдет из него не дело, только мука. – противопоставление подразумевается
4. Его преследовали мелкие невзгоды. -слово без НЕ не пишется

НЕ с существительными?Запишите, раскрывая скобки:1. Нельзя терпеть (не)правду .2. Ученье без уменья – (не)польза, а беда.3. …Выйдет

Слайд 16

Спишите, сгруппировав предложения, в которых существительные пишутся с частицей
или приставкой не в зависимости от
следующих правил:

1) без не не употребляются;
2) можно заменить синонимом без не;
3) при противопоставлении

1. Слепая (не) нависть — плохой советчик.
2. Из всех болезней самая опасная — (не) вежество.
3. Не бросай друга в (не) счастье.
4. Нужно учить (не) рассказом, а работой и показом.
5. Видно (не) ряху по грязной рубахе.
6. Без хлопот и труда растёт (не) рожь, а лебеда.
7. (Не) друг поддакивает, а друг спорит.
8. (Не) силой борись, а уменьем.

Слайд 17Порядок морфологического разбора
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – часть речи
Обозначает
II. Мофологические признаки
I. Общее грамматическое

значение

Отвечает на вопросы

Н.ф.

Постоянные признаки -

Непостоянные признаки -

III. Синтаксические признаки

Член предложения

Предмет

Кто? Что? (вопросы косвенных падежей)

( и.п., ед.ч.)

Склонение, род, одушевл.\ неодуш.,
собственное\ нарицательное, разносклоняемое, неизменяемое

Число, падеж

Любой член предложения

Повторение и обобщение

Через всё небо(3) разноцветной дугой(3) протянулась радуга.

Порядок морфологического разбораСУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – часть речиОбозначаетII. Мофологические признаки I. Общее грамматическое значениеОтвечает на вопросыН.ф. Постоянные признаки -Непостоянные

Слайд 18Повторение и обобщение
Орфограммы имени существительного:
Правописание окончаний:

Склонение, падеж: 1. 2скл. –Д., Т., П. – е; 3 скл. -и
Собственные существительные:
С заглавной буквы
Мягкий знак после шипящих:
3 склонение, ж.р.
Суффиксы -чик-/-щик-, -ик-/-ек-:
После д-т, з-с, ж - ЧИК; Е - беглый
О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях:
Под ударением –О, без ударения - Е
НЕ с существительными:
Противопоставление с союзом А - раздельно
Согласование неизменяемых существительных и сложносокращённых:
По понятию, которое они называют
Склонение разносклоняемых существительных:
Появляется –ЕН-, в Тв.п. как 2 склон., в остальных – как 3скл.
Правописание сложных существительных:
Соединительные –О или Е

Составим список изученных в теме орфограмм

Повторение и обобщениеОрфограммы имени существительного:Правописание окончаний:

Слайд 19 Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя

знаки препинания, раскройте скобки.
1.Сообщить о (постановка) (пьеса). 2.Говорить о (пьесе) и о времени её (постановка). 3.Пахло землёй и мрозц..м. 4.Председатель постучал карандаш…м. 5.Зайцам нравилось лакомиться в садах побегами (яблоня), (слива) и (груша). 6.Мушка была маленькая облезлая собач…нка. 7.Колокольчики заплакали бубенч…ки засмеялись.

Практические упражнения

Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания, раскройте скобки.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть