Слайд 1Составила
Вязникова Ж. А.,
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Толсты
Имя
существительное как часть речи
Слайд 2Цель
Систематизировать ранее изученное о существительном
Углубить понятие о роли существительных в
речи
Формировать умение определять синтаксическую роль существительных в предложении
Слайд 3Имя существительное – хлеб языка
Л. В. Успенский
В русском языке на каждые
100 слов приходится 40 имён существительных
Слайд 41 остановка «Опознавательная»
Пуськи бятые
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А калуша волит:
- Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:
- Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые! (Л. Петрушевская)
Слайд 51 остановка «Опознавательная» (ответ)
Пуськи, калуша, калушата, напушка, бутявка, калушаточки.
Слайд 62 остановка «Теоретическая»
Ребёнок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег,
щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Челябинск, спектакль.
Слайд 72 остановка «Теоретическая»
(ОТВЕТ)
1 группа – названия лиц (ребёнок, девочка, юноша)
2 группа-
названия вещей (стол, окно, ножницы)
3 группа – названия веществ (крупа, мука, сливки)
4 группа – названия живых существ и организмов (кошка, щука, микроб)
5 группа – географические названия (Россия, Байкал, Челябинск)
6 группа – названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа)
7 группа – названия признаков (свежесть, белизна, синева)
8 группа – название действий (бег, прыжок, стрельба)
Слайд 8З-я остановка «Морфологическая»
Распределите сущ. По родам: вода, корабль, ночь, меч, блюдечко,
окно, рожь.
2. Распределите сущ. на одуш. и неодуш. :
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
Распределите в 2 столбика. По какому признаку распределили? (Пушкин, поэт, Днепр, река, орёл (птица), Орёл (город), доброта.
Распределит в 3 столбика. По какому признаку распределили? (ночь, вещь, тетрадь, карта, конь, путешествие, огонь, мама, книга)
Слайд 9З-я остановка «Морфологическая»
(ответ)
Ж. р.: вода, ночь, рожь; м. р.: корабль, меч;
ср. р.: блюдечко, окно
одуш.: дама, собачонка; неодуш.: багаж,
Диван, чемодан, саквояж,
Картина, корзина, картонка;
Собств.: Пушкин, Днепр, Орёл; нарицат.: поэт, река, орёл, доброта;
1 скл.:карта, мама, книга; 2 скл.: конь, путешествие, огонь; 3 скл.: ночь, вещь, тетрадь
Слайд 104 остановка «Синтаксическая»
Дерево поднялось выше дома.
На пригорке мы увидели дерево с
белоснежным стволом.
Мы смотрели на дорогу из-за деревьев.
Сосна - хвойное дерево.
Слайд 114 остановка «Синтаксическая»
(ответ)
Подлежащее
Дополнение
Обстоятельство
Сказуемое
Слайд 12Имя существительное как часть речи
Слайд 13Домашнее задание
Параграф 88 или таблица «Имя сущ. как часть речи»
Упр. 473
или 475 (выполнить с помощью толкового словаря – стр. 156)