Презентация, доклад по русскому языку игра - викторина Умники и...ещё раз умники

Задания 1 уровня.Что такое «армяк»?В старину у крестьян кафтан из толстого сукна. Армяком называли также грубую шерстяную ткань, из которой шили мешки для артиллерийских снарядовЧто такое «ендова»?Древнерусская медная чаша с носиком, из которой пили мёд и

Слайд 1Игра – викторина «Умники и… ещё раз умники»
Выполнила учитель русского языка

и литературы Е.В.Кожевникова
Игра – викторина «Умники и… ещё раз умники» Выполнила учитель русского языка и литературы Е.В.Кожевникова

Слайд 2Задания 1 уровня.

Что такое «армяк»?
В старину у крестьян кафтан из толстого

сукна. Армяком называли также грубую шерстяную ткань, из которой шили мешки для артиллерийских снарядов
Что такое «ендова»?
Древнерусская медная чаша с носиком, из которой пили мёд и другие напитки
Что такое «амбар»?
Строение для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров
Что такое «аршин»?
Русская мера длины, равная 0,71 м
Задания 1 уровня.Что такое «армяк»?В старину у крестьян кафтан из толстого сукна. Армяком называли также грубую шерстяную

Слайд 3Что такое «ярмо»?
Деревянный хомут для упряжки рабочего рогатого скота
Что такое «бадья»?
Широкое

низкое ведро
Что такое «Домострой»?
Произведение русской литературы ХV1 в, свод житейских правил и наставлений. Защищал принципы патриархального быта и деспотической власти главы семьи

Что такое «ярмо»?Деревянный хомут для упряжки рабочего рогатого скотаЧто такое «бадья»?Широкое низкое ведроЧто такое «Домострой»?Произведение русской литературы

Слайд 4Задания 2 уровня.
 
1.Кому принадлежит афоризм: «Обычай – деспот меж людей»?
А.С.Пушкин. «Евгений

Онегин»
2.Каким образом связаны слова  «мошна» и «мошенничать»?
Мошна – кошель, сумка. Мошенничать – жить воровством, красть этот кошель, сумку
Как правильно сказать?
У рыб нет зуб.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей.
У рыб есть зубы.

Задания 2 уровня. 1.Кому принадлежит афоризм: «Обычай – деспот меж людей»?А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»2.Каким образом связаны слова  «мошна» и

Слайд 53. В современном молодёжном жаргоне популярно словечко «клёвый». Было ли такое слово

в старорусском языке, если да, то что оно означало?

В Рязанской, Тамбовской, Тверской, Владимирской губерниях слово «клёвый» употреблялось в значении  - добротный, красивый, хороший, выгодный

4.Вспомним пушкинские строки:
Татьяна то вздохнёт, то охнет;
Письмо дрожит в её руке;
Облатка розовая сохнет
На воспалённом языке

- Что такое «облатка»?
Во времена Пушкина письма заклеивали облаткой – мучным, клеевым или бумажным на клею кружком

3. В современном молодёжном жаргоне популярно словечко «клёвый». Было ли такое слово в старорусском языке, если да, то

Слайд 6
5.Все вы знаете название великой русской реки Урал. С ней связано

историческое событие, но река носила в то время другое имя. Как называлась река в то время и какое событие произошло на её берегах?
Императрица Екатерина вторая приказала переименовать реку Яик в реку Урал, чтобы даже её название не упоминало о яицком бунте Емельяна Пугачёва
6.Все знают, что ходячее выражение «зарубить на носу» значит – «запомнить крепко – накрепко, раз и навсегда». А откуда пошло это выражение? Почему мы так говорим?
Слово «нос» в древности означало памятную дощечку, бирку для записей. Неграмотные люди всегда носили их с собой и на них зарубками делали разные заметки
5.Все вы знаете название великой русской реки Урал. С ней связано историческое событие, но река носила в

Слайд 77.Какую строчку не может прочитать ни один учёный?
Строчку, прошитую на

швейной машине.
8.В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
Суббота
9.Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?
Именительный падеж
10.Какую часть слова можно в земле найти
 (Корень.)
11.Каким членом предложения является обращение?
(Обращение не является членом предложения.)
12.Может ли в слове быть сто одинаковых букв
(стол, стон…)
7.Какую строчку не может прочитать ни один учёный? Строчку, прошитую на швейной машине.8.В названии какого дня недели

Слайд 8«Остров Антиподов».

Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят

не так, как мы, а наоборот. Что это значит? А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле
Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Займемся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.
«Остров Антиподов».Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот.

Слайд 9Идет юноша из светлицы и хвост под домом.
(Сидит девица в темнице,

а коса на улице.)
Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.
(Любишь кататься – люби и саночки возить).
Упала тыква, можно выплюнуть.
(Висит груша, нельзя скушать.)

Идет юноша из светлицы и хвост под домом.(Сидит девица в темнице, а коса на улице.)Ненавидишь гулять пешком,

Слайд 10«Собери слова».
Соберите слова, которые спрятались в других словах. 1) Приставка в

слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ
( подснежники)
2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ
(молодцы)
3) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА
(загородка)
4) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ
(дворовый)
«Собери слова».Соберите слова, которые спрятались в других словах. 1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове

Слайд 11Составьте предложение, выполнив предварительные действия:
1.     Из предложения «Стеной стоят желтые колосья

пшеницы» возьмите определение.
Жёлтые
2.     Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».
листья
3.     Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.
осень
4.     Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».
щедро
5.     Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».
выстлала
6.     Из предложения «Куда ведёте нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.
дороги
Составьте предложение, выполнив предварительные действия:1.     Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение. Жёлтые2.     Прибавьте подлежащее

Слайд 12«Блиц-опрос»
Часть речи, обозначающая предмет
(Существительное)
2. Слово «белый» по отношению к слову

«чёрный»
(Антонимы)
3. Он бывает между корнем и окончанием в слове
(Суффикс)
4. Неопределённая форма глагола.
(Инфинитив)
5. Изменение глагола по лицам и числам.
(Спряжение)
«Блиц-опрос»Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)3. Он бывает между корнем

Слайд 136. Часть слова без окончания.
(Основа)
7. Член предложения, отвечающий на вопрос,

какой? чей?
(Определение)
8. Предложение с двумя грамматическими основами.
(Сложное)
9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы.
(Фонетика)
10. Сколько букв в русском алфавите?
(33)
 
6. Часть слова без окончания. (Основа)7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)8. Предложение с двумя

Слайд 14СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть