Слайд 1Использование ИКТ
на уроках
русского языка и литературы
Лаптева О.А.,
преподаватель русского
языка
и литературы КОГПОАУ КТКПП
Слайд 2Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы уроки русского языка
и литературы был интересны ученикам, учителю приходится осваивать инновационные технологии и новые методы подачи материала.
Слайд 3«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса»
В.Г.
Белинский
Слайд 4«Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на
формирование общества двадцать первого века»
Слайд 5Задача образования - формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения
знаний, их накопления и систематизации
Задача педагогов –
подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях
21 ВЕК – ВЕК ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Слайд 6Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Цели и задачи использования
ИКТ
1.Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной деятельности в условиях информационного общества через:
Развитие конструктивного, алгоритмического мышления
Развитие творческого мышления
Формирование информационной культуры.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами ИКТ к самостоятельной познавательной деятельности
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:
Повышение качества и эффективности процесса обучения за счёт реализации возможностей информационных технологий
Выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности
Слайд 7Своими целями при обучении русскому языку и литературе я сделала:
Повышение
мотивации обучения.
Развитие познавательной активности учащихся.
Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.
Слайд 8Эффективность использования ИКТ на уроках
успешное усваивание изучаемого материала;
более значимой становится
роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;
формируется информационная культура учащихся;
расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
Слайд 9Использование ИКТ помогают:
облегчить доступ к информации,
открывать возможности вариативной учебной деятельности,
её индивидуализации и дифференциации,
по-новому, на более современном уровне организовать процесс обучения,
построить процесс обучения так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Эффективность использования ИКТ на уроках
Минимальное
оснащение
учебного
кабинета
ИКТ
ВОЗМОЖНОСТЬ
«оживить» урок
вызвать интерес к предмету
лучше усвоить материал
Слайд 11Задачи:
Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной
литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.
Слайд 13фронтально - просмотр видеофрагментов, прослушивание аудиофайлов
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
НА УРОКЕ
индивидуально - выполнение практических работ
малыми группами - выполнение общего учебного проекта
Слайд 14Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Дидактические
материалы
Создание
проектов
Презентации
Работа в
программе
Microsoft
Publicher
Поиск
материала
в Интернете
Чтение
художественной
литературы
в электронном
варианте
Электронные
энциклопедии
DVD
Слайд 18Дидактический материал
Представленный в компьютерном варианте решает задачи:
повышение производительности труда
учащихся и учителя на уроке;
увеличение объёма использования наглядности на уроке;
экономия времени учителя при подготовке к уроку.
Слайд 19
Дидактический материал
Зрительный диктант
Заунывный ветер гонит
Стаю туч
на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
Н.Некрасов
Вставить букву
Сп..ши ( ) стихи
Не сп..ши ( ), не торопись
Пол..скать ( ) собачку
Пол..скать ( ) бельё
Зап..вать ( ) песню
Зап..вать ( ) лекарство
Пос..деть ( ) на крыльце
Пос..деть ( ) от горя
1.Пунцовая ленточька, словно пламень, светилась в её волосах.
2.Пришол доктор, перевезал мне ожёг (М.Горький).
3.Под ногой Кондратия хруснул сучок (А.Н.Толстой).
4.Окна во флигеле были загороженны деревяною замками.
Редактирование текста
Слайд 21 Словарная работа
Фразеология (греч.) –
phrasis / выражение/,
logos / учение / -
устойчивые сочетания
слов
Слайд 22Схемы
Определения обособляются:
Облака,
серые
,темные,
неслись над городом.
, , , .
Слайд 24Использование мультимедийных презентаций позволяет:
представить учебный материал как систему ярких опорных образов,
наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке;
задействовать различные каналы восприятия и заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Слайд 26Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным
материалом, а могут быть тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Любую презентацию можно анимировать, с помощью анимации объяснять материал.
Использование мультимедийных презентаций
Слайд 28Видеоролики (Видеофрагменты)
Используются как иллюстрация к произведению;
Для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций;
Сопоставление
фрагментов художественного текста и видеофрагмента;
Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним;
Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам.
(На уроках литературы чаще используется исторический комментарий и видеоролики по биографиям поэтов и писателей. Ребята не просто смотрят видеоролик. Им заранее предлагаются задания, вопросы, на которые надо ответить после просмотра видеосюжета. По ходу просмотра они могут записывать основные факты, даты или составлять тезисный или простой план, что развивает общеучебные умения и навыки. )
Слайд 29Фрагменты экранизаций литературных произведений
Просмотр предваряется заданиями. Наиболее простые задания типа: какие
события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним. Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам.
Слайд 31Заочные экскурсии
Создание заочных экскурсий - документальных фильмов -
важный момент в работе. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы?
Во-первых, они расширяют кругозор учащихся.
Во-вторых, сейчас эти фильмы - видеоподдержка уроков.
В-третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы, Константиново и т.д.
Поэтому такие экскурсии замещают "живые".
Слайд 33Аудиозаписи на уроках русского языка и литературы
Применяется на уроках русского языка.
Записывается текст диктанта с помощью микрофона. Затем на уроке включается аудиозапись в ходе проведения работы с перфокартой, словарного диктанта, проверочной, тестовой работы. В это время учитель наблюдает, чтобы учащиеся не списывали, или проверяет предыдущую работу учащихся. Такую работу можно проводить в ходе уплотнённого опроса. Например, несколько учащихся работают у доски с карточками, ещё несколько – с карточками на местах, а остальные – с аудиозаписью. Учитель в это время может направлять работу учащихся у доски. Это повышает эффективность урока, наполняемость оценок в журнале, урок проходит динамично и разнообразно.
Слайд 34Аудиозаписи на уроках русского языка и литературы
Применяется на уроках литературы.
Чтение
художественное – это чтение произведений актёрами, мастерами художественного слова – ныне уходящее и вымирающее искусство. Такое чтение, несомненно, пример правильной, грамотной речи, богато окрашенной, эмоциональной, способной пробудить в школьнике душевный отклик, мысль о возможностях выразительного чтения. Эти записи можно использовать при изучении лирических произведений XIX века, так как голосов Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета сохраниться не могло. Но при изучении литературы XX века можно применять уже чтение авторское, которому, без сомнений, следует отдать большее предпочтение. Авторское чтение – это чтение автором своих произведений, т.е. читает автор. Известны записи голоса А.Белого, С.Есенина, В.Маяковского, И.Бунина, Н.Гумилёва, А.Ахматовой, Б.Пастернака, К.Симонова, О.Берггольц, Д.Самойлова, Н.Заболоцкого, Ю.Друниной, С.Маршака, К.Чуковского, Н.Рубцова и многих других писателей и поэтов
Слайд 35Проекты
Метод проектов на уроках решает следующие задачи:
развитие познавательных навыков учащихся;
развитие умений
самостоятельно конструировать свои знания;
развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
развитие критического и творческого мышления.
При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы): информационной, практической, исследовательской. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы.
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций).
Слайд 36Использования ИКТ на уроках русского языка и литературы:
Электронные учебники, словари:
«Энциклопедия русской
литературы»,
«Русский язык. Репетитор» и т.д. (базы данных, представлены в большом объеме не только на электронных носителях, но и в Интернете).
Диски MP3 c записью текстов литературных произведений (И.С. Тургенев, А.П. Чехов, М.Ю. Лермонтов и др..), «Русская литература XVIII-XXI век» и многие другие.
Слайд 37Использование средств сети Интернет
Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество
поэта или писателя определённого литературного направления.
Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
Подготовка словарной работы. (http://dazor.narod.ru/books/slovari/slovari-russkogo-yazyka.htm,)
Создание докладов и рефератов по теме (www.rusedu.ru, www.openklass.ru, www.edu.doal.ru).
Подбор музыкального сопровождения к урокам литературы
Слайд 38Образовательные ресурсы
сети Интернет
Слайд 40МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА
Слайд 41Самостоятельная работа (электронная литература, тесты, словари и т. д.)
● grammagramma.gramma.ru -
сайт "Культура письменной речи". Русский язык (справа список тем): Морфология, Орфография, Синтаксис, Лексикология, Фразеология. Ликбез от "Gramma.ru". Учителю. Экзамены. Стиль документа. Справочный раздел, словари и др.
● gramotagramota.gramota.ru - справочно-информационный портал "Грамота.ру". Словари, ссылки, материалы к уроку, игра. Новости, журнал, олимпиады и др. Разделы:
● learninglearning-learning-russianlearning-russian.learning-russian.gramotalearning-russian.gramota.learning-russian.gramota.ru - "Класс". Интерактивные диктанты (около 100); Учебник грамоты; Правила русской орфографии и пунктуации. Другие интересные материалы (некоторые из них открываются левой кнопкой мышки).
- здесь, в частности, "Русский язык: краткий теоретический курс для школьников" (фонетика, лексикология, морфология, синтаксис). Литневская И.Е. Например, здесь подробно расписаны темы: разбор слова по составу и синтаксический разбор предложения.
● slovari.gramota.ru - "Словари" (online). Поиск слова по 9 словарям (проверить - левой кнопкой мышки). Ссылки на словари русского языка и др. словари online (более 50).
Слайд 42● navigatornavigator.navigator.gramotanavigator.gramota.navigator.gramota.ru - "Навигатор" - каталог сетевых ресурсов по русскому языку.
● rusrus.1rus.1septemberrus.1september.rus.1september.ru - "Я иду на урок Русского языка". Статьи по темам: Фонетика и графика (36); Лексика и фразеология (119); Морфемика и словообразование (22); Грамматика. Морфология (67); Грамматика. Синтаксис (43); Орфография (96); Пунктуация (26); Развитие речи (171); Языковая норма (45); Выразительность русской речи (15).
● rus.1september.ru/index.php?year - электронная версия газеты "Русский язык". Статьи по темам: Материалы к уроку, Анализ текста, Методические разработки, Готовимся к экзаменам, Я иду на урок, Библиотечка учителя, Язык в задачах, Тесты и многое др. (Установлен годовой интервал между выходом номера газеты и появлением материалов этого номера на сайте.)
Слайд 43Поэзия Серебряного века
интернет-ресурсы
http://lib.ru/
Дополнительно
http://read.at/poezia
http://perfilov.narod.ru/ser_poesia.htm
http://www.litera.ru/stixiya/vek/
Галереи. http://www.tretyakov.ru – Третьяковская галерея
Дополнительно
http://www.hermitage.ru -Эрмитаж
http://www.rusmuseum.ru - Русский музей
http://www.museum.ru/gmii - музей им.Пушкина
http://www.artline.ru/ - галерея русских художников 20 века
Слайд 44Результативность ИКТ на уроках:
ученик работает активно и самостоятельно;
изменяется форма контроля
знаний: ученика контролирует компьютер, тщательно проверяя и сразу же оценивая работу;
применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными;
у ученика вырабатывается умение работать, соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура;
формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.
Слайд 45Компьютер не должен применяться на уроке ради формы.
Внедрение информационных технологий в
учебный процесс – это не модное увлечение, это один из путей повышения качества образования.
При планировании урока нужно решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке.
Слайд 47Урок
У – установка на поиск, улыбка друзей и учителя, увертюра к
познавательной деятельности.
Р – работа разума, режим поиска, риск гипотез, установка на результат.
О – очарование новизной, обобщение сделанного и понятого.
К – конец урока, его завершение, концентрация на рефлексии, багаже урока, который каждый собрал для себя.