Слайд 1«Гражданско-правовое образование
сельских школьников»
Рябчук Наталья Анатольевна
учитель русского языка и
литературы
МКОУ СОШ п. Ключи
Кирово – Чепецкого района
Слайд 2Актуальность
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Н.А.Некрасов
Мы
– граждане России. Национальными приоритетами образования становятся гражданственность, патриотизм, любовь к России.
В 2003 году Ключевская школа стала опорной в районе по гражданско-правовому образованию.
Образование и воспитание личности должно способствовать формированию гражданско-правовой компетентности и духовно-нравственному развитию на основе индивидуального подхода.
Слайд 3Анализ образовательной деятельности МКОУ СОШ п. Ключи Кирово-Чепецкого района
учение утратило
смысл (идет снижение мотивации учения);
растерянность родителей в решении проблем воспитания детей (или вообще не интересуются ни воспитанием, ни обучением ребенка);
различный контингент учащихся (обучаем 6 национальностей, неполные семьи-75%, многодетные, малообеспеченные – 47%)
Тема инновационной площадки «Индивидуализация обучения и воспитания учащихся сельской школы» руководитель Селиванова Ольга Геннадьевна , кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ВятГГУ.
Слайд 4Модель гражданского образования МКОУ СОШ п. Ключи
Слайд 5 Предметный уровень
усиление воспитательной роли уроков
в процессе анализа ситуации приобретать знания
о принятых в обществе нормах поведения и общения,
в вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему,
мыслительно-эмоциональный «перенос» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем.
После прочтения произведения очень важно, чтобы проблема произведения стала собственной проблемой.
Предлагаю ученику сделать выбор (за себя, за героя) - интеллектуальный, нравственный или волевой.
Слайд 6Задания по степени углубления в текст и по уровню обученности учеников.
1). Задания репродуктивного характера: «Слово о полку Игореве» объясните понятия «единство», «защитник Родины», «приказ», «герой». А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Дайте определение понятий «долг», «совесть», «честь», «свобода слова» .
2. Задания конструктивного уровня направлены на развитие умений: Например, Как понимается в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «свобода слова» в трёх отрезках времени: время, которое изображено в повести (XVIII век, жизнь Пугачева), XIX век – время создания повести и сегодняшнее время. Можно ли назвать героем человека, который ослушался «приказа» в «Слове о полку Игореве»?
3. Задания творческого уровня : Написать от имени листка рассказ о его путешествии к Черному морю из «отчизны суровой» по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Листок». М..В.Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. Напишите мини-сочинение «Актуально ли данное произведение для российской молодежи XXI века?»
Слайд 7 Межпредметный уровень
гражданско-правовое образование происходит через весь комплекс учебных
предметов
Литература и право: правовая тематика в произведениях русской литературы. При изучении творчества Н.А. Некрасова Гражданская лирика. Рассмотрите и объясните понятие «гражданин» в поэзии XIX века Н.А.Некрасова и современное понятие этого слова. Как понимает «свободу» автор в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и ваше понимание свободы?
Литература и ИЗО, МХК. Создать иллюстрации к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Листок» или подобрать иллюстрации русских художников, совпадающие по теме и настроению.
Литература и история: история России в произведениях русской литературы; Сопоставьте «славное прошлое 1812 года и никчемность, пустоту современников» М.Ю. Лермонтова. Прав ли Лермонтов в своих суждениях?
Слайд 8Внеурочная деятельность
ГОД ИСТОРИИ
« Недаром помнит
вся Россия…»
Слайд 10Всероссийский литературный детский конкурс сочинений
«Народное сопротивление в Отечественной войне 1812 года»
Слайд 13 Проектный уровень
Программы «Я – гражданин», «Патриотическое воспитание», подпрограммы «Краеведческая»,
«Отечество».
Выборы органов школьного самоуправления. (Учком, активы классов, агитбригады)
Педсоветы «Духовно-нравственное воспитание детей в современных условиях», «Гражданско-правовое образование в условиях сельской школы», проведение родительского всеобуча по проблемам воспитания и образования «Духовно-нравственное воспитание детей в современных условиях», «Кто такой гражданин»
Районные семинары по гражданско-правовому образованию. Открытые уроки педагогов. Выступление учителей на региональном уровне «Патриотическое воспитание сельских школьников».
Неделя права, Правовая игра «Выборы», межшкольный районный проект «Школа юного правоведа»..
Слайд 14Месячник права
Открытие
месячника
права
День
правовых
знаний
Слайд 15Социальная практика
Проект
«Ветеран
живёт
рядом»
Слайд 16Смородин Василий Александрович
выпускник Ключевской средней школы 1998 года
Погиб 1 ноября 2001года
при выполнении
боевой задачи
на территории
Чеченской Республики
Слайд 17За мужество и героизм,
проявленные при
выполнении боевой задачи,
старший наводчик 1ГрВ
Гвардии
старший сержант
Смородин Василий Александрович
командованием части представлен
к ордену Мужества посмертно.
Слайд 19Фамилия Василия Смородина занесена на мемориальную доску памятника кировчанам, погибшим в
горячих точках
Слайд 20Спасибо за внимание!
Кем бы ни стали в будущем ученики, уверена, они
станут достойными гражданами своей страны, выберут активную жизненную позицию, будут ответственно относится к своим правам и обязанностям.