Слайд 1исследовательская работа
на тему
«Вводные слова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»»
Выполнила: ученица 9
«А» класса
МОУ СОШ №36
Капустина Дарья
Научный руководитель:
Иванкова Анастасия Сергеевна.
Слайд 3Комедия Гоголя «Ревизор»
Комедия «Ревизор» является новой ступенью в развитии реалистического искусства
Гоголя. И важным средством характеристики героев является речь. Речевая манера героя является средством раскрытия его характерных черт, так как своеобразие в языке героев проявляется не только в тех или иных лексических или фразеологических единицах, но и в самом строе речи действующих лиц, а также в употреблении вводных слов.
Слайд 4Тема нашего исследования - вводные слова в комедии Гоголя «Ревизор».
Целью данной
работы является исследование вводных слов, которые употребляют в своей речи действующие лица комедии «Ревизор».
Задачи исследования:
1) рассмотреть проблему вводных слов в лингвистической литературе;
2) составить картотеку вводных слов в комедии «Ревизор»;
3) определить значение вводных слов в характеристике героев.
Слайд 5Вводные слова в речи Хлестакова(второе действие).
Характеристика: Во второй главе Хлестаков заносчив,
предъявляет серьезные требования хозяину гостиицы, который не хочет понять того, что он ведь не простой человек и что к нему должно быть проявлено особое отношение. В поведении Хлестакова унижение и гонор, наглость и трусость тесно переплетаются между собой.
Кол-во вводных слов: Хлестакову принадлежит 15 слов (60% от употребляемых в действии)
Группы слов: 1)выражающие чувства говорящего(черт возьми и др.);
2)Оценивающие степень достоверности сообщаемого(я воображаю и др.);
3)выражающиесвязь мыслей, последовательность их изложения(во-первых и др.);
4)представляющие собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание(извольте и др.).
Слайд 6Вводные слова в речи Хлестакова(третье действие).
Характеристика: Хлестаков освоился со своим
положением, считает, что любезность чиновников, их почтительная услужливость объясняются его личными достоинствами. Он благосклонно принимает знаки внимания со стороны жителей города, а присутствие дам придает ему сил.
Кол-во вводных слов: 35 слов(50% от употребляемых в действии)
Группы слов: 1)оценивающие степень достоверности(кажется, конечно и др.);
2) представляющие собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание(пожалуйста извольте и др.);
3) выражающие связь мыслей, последовательность их изложения;
4)указывающие на источник сообщения(напротив и др.);
5)показывающие степень обычности того, о чем говорится(бывало).
Слайд 7Вводные слова в речи Хлестакова(четвертое действие).
Характеристика: Иван Александрович по-прежнему находится в
благодушном настроении и принимает дары от города.
Кол-во вводных слов: 50 слов(54% от употребляемых в действии)
Группы: 1)оценивающие степень достоверности(право и др.);
2) выражающие связь мыслей, последовательность их изложения(например и др.);
3) представляющие собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание(пожалуйста, извольте и др.);
4) указывающие на источник сообщения(говорят и т.д.).
Слайд 8Вводные слова в речи Хлестакова(пятое действие).
Характеристика: здесь Хлестаков откровенен, ему не
нужно притворяться, лгать, придавать своим словам правдоподобие. В письме он дает выход своей истинной натуре.
Кол-во вводных слов: 6 слов(12% от используемых в действии)
Группы: 1) оценивающие степень достоверности(думаю, кажется и др.);
2) выражающие связь мыслей, последовательность их изложения(впорчем и др.).
Слайд 9Вводные слова в речи городничего(первое действие).
Характеристика: в первых словах чувствуется скрытая
тревога, но он все же пытается сохранять спокойствие и авторитет перед подчиненными под маской внешней деловитости.
Кол-во вводных слов: 22 слова(48% от употребляемых в действии)
Группы: 1)оценивающие степень достоверности(право, без сомнения и др.);
2)выражающие связь мыслей, последовательность их изложения(между прочим и др.);
3)представляющие собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание(знаете и т.д.);
4)указывающие на приемы и способы оформления мыслей(можно сказать и др.);
5)указывающие на источник сообщения(говорят, дескать и т.д.);
6)выражающие чувства говорящего(как нарочно и др.).
Слайд 10Вводные слова в речи городничего(второе действие).
Характеристика: городничий напуган, он сбит с
толку видом Хлестакова и его странным поведением.
Кол-во вводных слов: 8 слов(32% от употребляемых в действии)
Группы: 1)представляющие собой призыв к собеседнику с целью привлечьего внимание(извините и др.);
2) оценивающие степень достоверности(право, кажется);
3) выражающие связь мыслей, последовательность их изложения(с одной стороны и др.).
Слайд 11Вводные слова в речи городничего(третье действие).
Кол-во вводных слов: 15 слов(21% от
используемых в действии)
Группы: 1) представляющие собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание(пожалуйста и др.);
2) оценивающие степень достоверности(кажись, видно и т.д.);
3) указывающие на приемы и способы оформления мыслей(можно сказать и др.).
Слайд 12Вводные слова в речи городничего(четвертое действие).
Характеристика: От отчаяния он сначала совсем
потерял голову, но потом переходит к необузданной радости, ведь Хлестаков, «ревизор», просит руки Марьи Антоновны, его единственной дочери.
Кол-во вводных слов:4 слова(5%от используемых в действий)
Группы: 1) оценивающие степень достоверности(право, кажется);
2) выражающие чувства говорящего(как нарочно).
Слайд 13Вводные слова в речи городничего(пятое действие).
Характеристика: До появления почтмейстера он принимает
поздравления чиновников, предвкушает восхождение по лестнице славы и почета. Но при чтении письма Хлестакова меняется интонация и чувство, с которым оно произносится, здесь злость, возмущение.
Кол-во вводных слов: 14 слов(28% от употребляемых в действии)
Группы: 1) выражающие связь мыслей, последовательность их изложения(однако ж и др.);
2)оценивающие степень достоверности(подлинно, право и т.д.);
3) указывающие на источник сообщения(говорят, дескать и др.);
4) выражающие чувства говорящего(черт возьми);
5) выражающие степень обычности того, о чем говорится(случится);
6) представляющие собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание(знаете ли и т.д.).
Слайд 14Вводные слова в речи остальных героев комедии (первое действие).
Кол-во вводных слов:
22 слова(48% от употребляемых в действии слов)
Группы: 1)указывающие на источник сообщения(говорят и др.);
2) представляющие собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание(сделайте милость, извольте видеть и др.).
Слайд 15Вводные слова в речи остальных героев комедии (второе действие).
Кол-во вводных слов:
5 слов (20% от употребляемых в действии)
Группы: 1)оценивающие степень достоверности(кажись, верно и др.).
Слайд 16Вводные слова в речи остальных героев комедии (третье действие).
Кол-во вводных
слов: 22 слова (34 % от употребляемых в действии)
Группы: 1) оценивающие степень достоверности(верно, может быть и др.);
2) выражающие связь мыслей, последовательность их изложения(однако);
3) представляющие собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание(пожалуйста и т.д.);
4) указывающие на источник сообщения(говорит).
Слайд 17Вводные слова в речи остальных героев комедии (четвертое действие).
Кол-во вводных слов:
36 слов (39% от употребляемых в действии)
Группы: 1) оценивающие степень достоверности(право, верно и др.);
2) выражающие связь мыслей, последовательность их изложения(однако ж);
3) представляющие собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание(извольте видеть, помилуйте и т.д.);
4)выражающие чувства говорящего(не ровен час и др.).
Слайд 18Вводные слова в речи остальных героев комедии (пятое действие).
Кол-во вводных слов:
23 слова (46% от употребляемых)
Группы: 1) оценивающие степень достоверности(может быть и др.);
2) выражающие связь мыслей, последовательность их изложения(во-первых и др.);
3) представляющие собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание(пожалуйста и т.д.);
4) выражающие оценку меры того о чем говорится(по крайней мере).
Слайд 20 Итак, исследовав вводные слова в речи героев комедии
Гоголя «Ревизор», мы пришли к следующим выводам:
1)количество вводных единиц, употребляемых персонажами, варьируется, что является отражением эмоций героев, их реакции на те или иные события;
2)тематика вводных слов в речи героев разнообразна и зависит от душевного состояния героя в определенный момент;
3)вводные слова в речи действующих лиц способствует характеристике их образов.