Слайд 1Технология формирования типа правильной читательской деятельности (ОС «Школа 2100»)
Соколова Л.К.
учитель русского
языка
литературы
Слайд 2 На любом уроке и в жизни мы читаем
разные тексты, которые необходимо понять.
Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.
Проблема?!
Слайд 3 Из образовательной программы «Школа 2100»:
«Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
Слайд 4Кого можно назвать грамотным читателем?
Грамотное чтение — это способность
понимать письменные тексты
рефлексировать
на содержание текстов:
- Размышлять над содержанием
- Оценивать прочитанное
- Излагать свои мысли о прочитанном
использовать содержание текстов для
достижения собственных, целей
(развития возможностей, активного
участия в жизни общества и т.д.)
Слайд 5Что такое полное понимание текста?
Это вычитывание трех видов текстовой информации:
Фактуальной
( о чем в тексте сообщается в явном виде)
Подтекстовой ( о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
Концептуальной (основная идея текста,
его главные смыслы)
Слайд 6Технология формирования типа правильной читательской деятельности (с 1999г.)
Цель: понимание текстов.
Алгоритм: три
этапа работы с любым текстом
Слайд 71 этап
Работа с текстом до чтения.
Цель: прогнозирование будущего чтения.
Развитие такого читательского умения, как антиципация, то есть умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Если текст читается дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется.
Слайд 8Работа в классе начинается с вопросов учителя
Какими были ваши ожидания?
Какие вопросы
до чтения у вас возникают?
На что обратили внимание перед чтением и почему (и т.д.)
Слайд 9Задание: (просмотровое чтение) предположите, о чем данный текст по
Названию
Имени автора
Иллюстрации
Выделенным
словам
возникает мотивация к чению.
Слайд 10Примеры заданий
до чтения текста (из опыта работы)
7
класс. Знакомство с фрагментом повести В. Железникова «Чучело».
Задание учителя
Судя по названию повести, определите, о чем будет этот текст?
Слайд 116 класс.
Перед изучением произведения Н.В. Гоголя «Ночь
перед Рождеством» учитель просит учащихся ответить на вопрос: «Судя по автору, определите, о чем будет этот текст?»
Перед знакомством учащихся с рассказом П.Мериме «Венера Илльская» (в сокращении) учитель обязательно обратит внимание учащихся на эпиграф и источник, откуда он взят.
Эпиграф:
Да будет милостива и благосклонна статуя, - воскликнул я, - будучи столь мужественной!
Лукиан. Любитель врак.
Слайд 12Работа с иллюстрациями на уроке:
Перед чтением текста,
Во время чтения,
После чтения произведения
7 класс. Перед каждым разделом учебника имеется иллюстрация.
Раздел II «Я и Я» открывается картиной С. Дали «Рождение нового человека».
Учитель предлагает учащимся задуматься над ее смыслом.
Слайд 13Изображение картины
Картина С. Дали изображает мучительное появление нового человеческого существа, судорожным
движением разрывающего сковывающую его оболочку.
Может быть, это душа хочет вырваться наружу сквозь внешние оковы?
Слайд 142 этап.
Работа с текстом во время чтения
Цель: понимание текста и создание
его читательской интерпретации.
1) Изучающее чтение (вслух/про себя, индивидуально/с классом) дома или в классе с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения.
2) Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.
3) Словарная работа по ходу чтения.
4) Беседа по содержанию текста в целом.
Возникает читательская
интерпретация текста
Слайд 15Что же такое диалог с автором?
Находить в тексте
приемы и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл)
Включать творческое воображение (по слову, детали прогнозировать, что будет дальше...)
Задавать автору свои вопросы
Проверять совпадают ли ваши предположения о дальнейшем содержании текста с замыслом автора.
Слайд 16 Авторы ОС «Школа 2100» советуют учителю соблюдать такую
последовательность действий:
Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы (прямые и скрытые).
Пример: «Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке... (в скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?)
И вот в первой трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю).
Включать творческое воображение: по слову, детали прогнозировать, что случится дальше, как будут развиваться события.
Как учить вести диалог с автором?
Слайд 17 Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу
чтения (ответы содержания, в тексте, но в неявной скрытой форме):
- Чем это можно объяснить?
- Что из этого следует?
- Что сейчас случится?
- Почему именно так?
- Для чего...?
- Кто такой...?
Как учить вести диалог с автором?
Слайд 18Г.Г. Граник предлагает расставлять в тексте сигналы:
В — вопрос (найди, задай)
О
— ответ (ответь на этот вопрос)
П — проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста)
З — зеркало (включи воображение)
Слайд 19Жилица
Старушка Анна Борисовна, получившая жилую площадь по ордеру Дзержинского райсовета, насмешила
жильцов квартиры тем, что у нее при встрече не оказалось ни мебели, ни кухонной посуды, ни платьев, ни даже постельного белья (В: чем это можно объяснить?)
Прожила она в соей комнате недолго. (В: Что случилось?)
На восьмой день после получения ордера , идя по коридору, она вдруг вскрикнула, упала на пол...
Машина из института Склифосовского приехала быстро, через шесть минут после вызова, но старая женщина к ее приходу уже умерла.
Слайд 20За те несколько дней, что Анна Борисовна Ломова прожила в Московском
Юго-Западе в своей комнате, жильцы кое-что узнали о ней. (З: включи воображение: что можно было узнать о ней?)
...в 1936 году ее арестовали и она провела 9 лет в тюрьмах и лагерях (В: предположите, за что она провела 19 лет в тюрьмах и лагерях?)
Совсем недавно Верховный суд ее реабилитировал, признал совершенно невиновной ( В: предположите, кому достанется жилая площадь Анны Борисовны?)
В.С. Гроссман «Жилица»
Слайд 21Работа со словом
в ходе чтения текста
Учитель обращает внимание учащихся на
лексическое значение слов райсовет, ордер, институт Склифосовского, реабилитировал.
Слайд 22Что такое
комментированное чтение?
Озвучивают текст учащиеся, учитель комментирует.
Комментарий должен быть кратким
и динамичным. Учитель не должен «вязнуть» в своих комментариях.
Комментарий не должен превращаться в беседу.
Прерывание чтения ученика должно происходить естественно, для чего рекомендуется использовать следующие способы:
а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за учеником)
Слайд 23б) включение воображения учащихся («Представьте себе...», «Увидели?», «Представили?»
в) сам вопрос максимально «сжат» («Догадались почему?», «Почему именно...?»
з) Избегать слов «Стоп!», «Хватит!», «Достаточно!»
Слайд 24Подготовка учителя к организации продуктивного чтения (алгоритм)
1. Прочитайте текст (выделить фактуальную,
подтекстовую, концептуальную информацию)
2. Определить роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы)
3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения ( заглавие, выделенные слова, т. д.)
4. Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментированное чтение, словарная работа)
5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения.
Слайд 27 3 этап.
Работа с текстом после чтения
Цель: корректировка читательской
интерпретации авторским смыслом
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Рассказ о писателе после чтения произведения.
Повторное обращение к заглавию произведения, эпиграфу, иллюстрации.
Творческие задания.
Слайд 28Концептуальная беседа
Обсуждение прочитанного: концептуальный вопрос к тексту в целом, ответы на
этот вопрос;
Соотнесение читательских интерпретаций (оценок, истолкований) с авторской позицией;
Формулирование основной идеи текста.
Результат: понимание авторского
смысла.
Слайд 29Фрагмент урока (работа после чтения текста). Е.Гришковец «Лечебная сила сна» 11
класс
Слайд 31Главный смысловой вопрос после чтения -
Вопрос на осмысление информации, идеи текста,
замысла автора.
Слайд 32Образец вопросов (из опыта работы). И.С.Тургенев «Бирюк»
Слайд 33Рассказ о писателе
Рекомендуется после чтения произведения:
- информация ляжет на подготовленную почву:
ученик сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения
- грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного текста
Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.
Слайд 34Рассказ о писателе
и беседа о его личности
(примеры из учебника
литературы 9 кл.)
После изучения рассказа А.Чехова «Человек в футляре».
Известно, что в рассказе отразились впечатления А.Чехова от таганрогской гимназии, в которой он учился. Вопрос: как вы думаете, какие это впечатления? Обратитесь к документальным материалам о жизни А.Чехова в Таганроге и сопоставьте их с рассказом,со своими мыслями.
Вопрос: к каким выводам вы пришли?
Слайд 35Повторное обращение к заглавию произведения, эпиграфу, иллюстрации.
Вопросы по иллюстрации:
Какой именно фрагмент
текста проиллюстрировал художник?
Подберите к иллюстрации подходящее предложение из текста
Озвучьте иллюстрацию
Точен ли художник в деталях?
Совпадает ли видение художника с твоим?
Слайд 36Создание собственных иллюстраций (примеры).
Нарисуй герб Троекуровых и герб Дубровских
( А.С.
Пушкин «Дубровский», 6 класс. Задание из «Рабочей тетради по литературе»)
Перечитай стихотворение, попробуй разделить его на отдельные картины. Создай одну из них (устно, письменно). (А. Пушкин «Бесы», 6 класс)
Представь, что к рассказу нужно нарисовать только одну иллюстрацию. На чем бы ты остановился? Опиши словами (устно, письменно)
(И.С.Тургенев «Бирюк», 6 класс)
Слайд 37Выполнение творческих заданий. Как выбрать творческие задания для третьего этапа работы
с текстом?
Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ученика при его выполнении
Творческое задание опирается на какую-то сферу читательской деятельности:
- эмоциональную
- воображения,
- осмысления содержания
- реакцию на художественную форму.
Слайд 38Осмысление содержания
Задания:
Рассказ о герое, событии
Выборочный и краткий пересказ
Постановка вопросов к
тексту
Составление плана (индивидуально, в парах, в группе) и др.
Слайд 39Реакция на художественную форму
Подробный художественный пересказ
Наблюдение над языком текста
Наблюдение над художественными
особенностями текста
Сопоставление литературного произведения с его художественной основой.
Слайд 40Сфера воображения.
Письмо литературному герою.
Создание своего сюжета, финала.
Составление диафильма, киносценария, комикса по
тексту
Творческий пересказ
Иллюстрирование, изготовление карт, схем и т. д.
Чтение по ролям, инсценирование
Устное словесное рисование.
Слайд 41Развитие эмоциональной сферы.
Выразительное чтение, чтение по ролям;
Сопоставление
литературного произведения с другими видами искусства;
Оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом
Слайд 42Заключение
Думающему творческому учителю никогда нельзя бояться осваивать новое,
особенно, что касается технологий.
Педагогическая технология может осваиваться поэтапно.
Немаловажный фактор: технология предполагает постоянное профессиональное совершенствование.
Желаю вам освоить технологию формирования типа правильной читательской деятельности, реализовать ее и получить от этого колоссальное удовлетворение.
Успехов в работе, коллеги!
Слайд 43Список литературы
1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая
школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна.- М.: Баласс, 2008.
2. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2003.
3. Е.С. Савинков. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010.