Презентация, доклад по русскому языку и литературе на тему Сравнение в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души

Содержание

Задачи:Рассмотреть структурно-грамматические типы сравнений, использованных в поэме;Рассмотреть лексико-семантические типы сравнений;Выявить особенности употребления этих единиц, их функции в произведении. Методы:Наблюдение;Анализ;Сопоставление.

Слайд 1Функции сравнений в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Функции сравнений в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Слайд 3 Задачи:
Рассмотреть структурно-грамматические типы сравнений, использованных в поэме;
Рассмотреть лексико-семантические типы сравнений;
Выявить

особенности употребления этих единиц, их функции в произведении.

Методы:

Наблюдение;
Анализ;
Сопоставление.

Задачи:Рассмотреть структурно-грамматические типы сравнений, использованных в поэме;Рассмотреть лексико-семантические типы сравнений;Выявить особенности употребления этих единиц, их функции

Слайд 4Сравнение в стилистике и литературе -
фигура речи, в которой происходит уподобление

одного предмета или явления другому, по какому-либо общему для них признаку.

Субъект
(сравниваемый предмет)

Объект
(предмет, с которым
сравнивается субъект)

Признак

Сравнение в стилистике и литературе -фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому, по

Слайд 5Сравнительные обороты с союзами как, будто, как будто, как бы, словно,

точно, что.

Например:
«Лошадки расшевелились и понесли как пух легонькую бричку»;
«Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?»;
«Помещик Манилов, еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар, и прищуривший их всякий раз, когда смеялся»

Сравнительные обороты с союзами как, будто, как будто, как бы, словно, точно, что.Например:«Лошадки расшевелились и понесли как

Слайд 6Творительные сравнения и выражения со словом похож
Например:
«…невесть чем, что все ложилось

комом в желудке»;
«…верхнюю губу взнесло пузырем»;
«…висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк».
Творительные сравнения и выражения со словом похожНапример:«…невесть чем, что все ложилось комом в желудке»;«…верхнюю губу взнесло пузырем»;«…висела

Слайд 7Придаточные сравнительные в сложноподчиненных предложениях
Например:
«…положение мыслей и духа его было так

же неспокойно, как неспокойны те кресла, в которых он сидел»;
«…они преследовали ее, как рыбак острогой преследует какую-нибудь мясистую белугу, и преследовали ее с таким успехом, что в скором времени у каждого очутилось по нескольку тысяч капиталу».
Придаточные сравнительные в сложноподчиненных предложенияхНапример:«…положение мыслей и духа его было так же неспокойно, как неспокойны те кресла,

Слайд 8Фразеологизмы
Например:
«…так я тебя в рог согну и узлом завяжу!»;
«Свеж он был,

как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с его лица»
«…и он как вкопанный остановился на месте»
ФразеологизмыНапример:«…так я тебя в рог согну и узлом завяжу!»;«Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось,

Слайд 9Развернутое сравнение
Например:
«Бейте его!» кричал он (Ноздрев) таким же голосом, как во

время великого приступа кричит своему взводу: «Ребята, вперед!» - какой-нибудь отчаянный поручик, которого взбалмошная храбрость уже приобрела такую известность, что дается нарочный приказ держать его за руку во время горячих дел. Но поручик уже почувствовал бранный задор, все пошло кругом в голове его; перед ним носится Суворов, он лезет на великое дело. «Ребята, вперед!» - кричит он, порываясь, не помышляя, что вредит уже обдуманному плану общего приступа, что миллионы ружейных дул выставились в амбразуры неприступных, уходящих за облака крепостных стен, что взлетит, как пух, на воздух его бессильный взвод и что уже свищет роковая пуля, готовясь захлопнуть его крикливую глотку»
Развернутое сравнениеНапример:«Бейте его!» кричал он (Ноздрев) таким же голосом, как во время великого приступа кричит своему взводу:

Слайд 10Семантические группы
«Человек»;
«Пространство и время»;
«Объекты окружающего мира»;
«Слово, речь»;
«Звуки».

Семантические группы«Человек»;«Пространство и время»;«Объекты окружающего мира»;«Слово, речь»;«Звуки».

Слайд 11Семантическая группа «Человек»
Человеческая личность, человеческая душа – центральная тема творчества писателя.

Таких

сравнений около 130
Семантическая группа «Человек»Человеческая личность, человеческая душа – центральная тема творчества писателя.Таких сравнений около 130

Слайд 12Сравниваемое – деталь внешности человека (45 употреблений)
Например:
«…нос вышел лестницею, а губы

четвероугольником»;
«…с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль бакенбардами…»;
«…маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши…».
Сравниваемое – деталь внешности человека (45 употреблений)Например:«…нос вышел лестницею, а губы четвероугольником»;«…с белыми, как снег, зубами и

Слайд 13Сравниваемое – внутреннее состояние человека (более 40 употреблений)
Например:
«…промчится блистающая радость, как

иногда блестящий экипаж с золотой упряжью, картинными конями и сверкающим блеском стекол»;
«..он совой такой вышел с крыльца, как пудель, понимаете, которого повар облил водой…».
Сравниваемое – внутреннее состояние человека (более 40 употреблений)Например:«…промчится блистающая радость, как иногда блестящий экипаж с золотой упряжью,

Слайд 14Сравниваемое – действие, поступок (более 30 употреблений)
Например:
«…потер руки с таким же

удовольствием, как потирает их выехавший на следствие неподкупный земский суд…»;
«…усадил его в кресла с некоторою ловкостью, как такой медведь…».
Сравниваемое – действие, поступок (более 30 употреблений)Например:«…потер руки с таким же удовольствием, как потирает их выехавший на

Слайд 15Сравниваемое – физическое состояние (6 употреблений)
Например:
«…порываясь вперед с черешневым чубуком, весь

в жару, в поту как будто подступал под неприступную крепость…»;
«…руки его задрожали, как ртуть…».
Сравниваемое – физическое состояние (6 употреблений)Например:«…порываясь вперед с черешневым чубуком, весь в жару, в поту как будто

Слайд 16«…физиономия, как откормленный жирный мопс…»;
«…лица точно дурно выпеченный хлеб…»;
«…мужик с черною

как уголь бородою и брюхом, похожим на тот исполинский самовар…».

«…физиономия, как откормленный жирный мопс…»;«…лица точно дурно выпеченный хлеб…»;«…мужик с черною как уголь бородою и брюхом, похожим

Слайд 17Семантическая группа «Объекты окружающего мира» (более 40 употреблений)

Семантическая группа «Объекты окружающего мира» (более 40 употреблений)

Слайд 18Сравниваемое – жилище человека, здание (10 единиц)
Например:
«…многие крыши сквозили, как решето…»;
«…бревна,

как фортепьянные клавиши…»;
«…как звезда, блестит в стороне крест сельской церкви…».

Сравниваемое – жилище человека, здание (10 единиц)Например:«…многие крыши сквозили, как решето…»;«…бревна, как фортепьянные клавиши…»;«…как звезда, блестит в

Слайд 19Сравниваемое животное (10 единиц)
Например:
«…сколько ни хлестал их кучер, они не двигались

и стояли как вкопанные…»;
«…от лошадей шел такой пар, как будто они отхватили не переводя духа станцию…»;
«…проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов…».
Сравниваемое животное  (10 единиц)Например:«…сколько ни хлестал их кучер, они не двигались и стояли как вкопанные…»;«…от лошадей

Слайд 20Сравниваемое – предмет (20 единиц)
Например:
«…два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в

чахотке, зубочистка совершенно пожелтела…»;
«…помахивая подносом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу…».
Сравниваемое – предмет (20 единиц)Например:«…два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка совершенно пожелтела…»;«…помахивая подносом, на

Слайд 21Семантическая группа «Пространство и время»
Например:
«…местами эти дома казались затерянными среди

широкой, как поле, улицы…»;
«…губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные…», «…как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города…»;

Семантическая группа «Пространство и время»Например: «…местами эти дома казались затерянными среди широкой, как поле, улицы…»;«…губернатору намекнул как-то

Слайд 22Семантическая группа «Звуки»
Например:
б) «…. говорили они все как-то сурово, таким голосом,

как бы собирались кого прибить…»;
в) «…таким звуком, как бы кто колотил палкой по разбитому горшку…»;
г) «…шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями…».
Семантическая группа «Звуки»Например:б) «…. говорили они все как-то сурово, таким голосом, как бы собирались кого прибить…»;в) «…таким

Слайд 23Семантическая группа «Слово, речь»
Например:
а) «…слова, как ястребы, готовы были пуститься в

погоню одно за другим…»;
б) «…по-французски в нос и картавя, по-английски произнесут, как следует птице…»;
г) «Как пенья райской птички, заслушался Чичиков сладкозвучных хозяйских речей»;
Семантическая группа «Слово, речь»Например:а) «…слова, как ястребы, готовы были пуститься в погоню одно за другим…»;б) «…по-французски в

Слайд 24Заключение

Заключение

Слайд 25Заключение

Заключение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть