Презентация, доклад по русскому языку и культуре речи: Публичное выступление.

Содержание

«Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума… В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова».

Слайд 1ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Слайд 2«Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и

нашей души, ума… В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова».
Д.С. Лихачёв.
«Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума… В языке сказывается

Слайд 3Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме

– в теории и практике ораторского искусства.

Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме – в теории и практике ораторского

Слайд 4Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Так, Горгий в ре- чи «Похвала Елене»

пишет:
«Слово есть великий властелин, который обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничто­ жить, и радость вселить, и сострадание пробудить».
Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Так, Горгий в ре- чи «Похвала Елене» пишет: «Слово есть великий властелин,

Слайд 5Софисты  — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного

в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э.
Софисты  — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V —

Слайд 6Основными древними источниками о софистах являются Платон, Аристотель, Диоген Лаэртский, Флавий

Филострат и другие.
Основными древними источниками о софистах являются Платон, Аристотель, Диоген Лаэртский, Флавий Филострат и другие.

Слайд 7Горгий- один из самых известных софистов.
«Он первый ввел тот вид

образования, который готовит ораторов, и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное соединение слов, применение слов в несобственном смысле, инверсии, повторения». (Исократ)
 
Протагор — ввел словесные состязания, пользования софизмами. Среди его сочинений числятся: «Искусство спорить», «О борьбе», «О науках», « Прения». Он первый исследовал способы доказательств, причины логических ошибок.
*Ко времени Сократа и Платона софисты дискредитировали риторику тем, что искажали истину сознательно, за плату защищали убийц и мошенников. Поэтому Сократ и Платон вступают с ними в борьбу.
Горгий- один из самых известных софистов. «Он первый ввел тот вид образования, который готовит ораторов, и первый

Слайд 8Сократ – философ античности, учитель знаменитого Платона, живший в Афинах в

470-399 гг. до н.э.

Риторический идеал Сократа:
-диалогический;
-гармонизирующий;
-смысловой.

Сократ – философ античности, учитель знаменитого Платона, живший в Афинах в 470-399 гг. до н.э. Риторический идеал

Слайд 9Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.)
Аристотель — греческий ученый и

философ, родился во Фракии, учился в Афинах у Платона. После смерти Платона путешествовал по восточному Средиземноморью и некоторое время жил при дворе македонского царя Филиппа, являясь учителем юного Александра, ставшего впоследствии великим полководцем Александром Македонским. В 335 году он вернулся в Афины и основал Лицей, в котором преподавал до своей отставки (за год до смерти).
Один из важнейших трудов – «Риторика», написанная в 335 г. до н.э.

Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) Аристотель — греческий ученый и философ, родился во Фракии, учился

Слайд 10Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор

и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.)

Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты – «Об ораторе», «Брут» или «О знаменитых ораторах», «Оратор» - памятники античной теории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру.

Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик  Марк Туллий Цицерон

Слайд 11Цицерон считал, что в задачу оратора входит:
расположить к себе слушателей;
изложить сущность

дела;
установить спорный вопрос;
подкрепить свое положение;
опровергнуть мнение противника;
в заключение — придать блеск своим положениям и ослабить аргументы противника.
 
Из сочинений Цицерона до нас дошли 9 трактатов по риторике, 58 политических и судебных речей, 80 писем.
Цицерон считал, что в задачу оратора входит:расположить к себе слушателей;изложить сущность дела;установить спорный вопрос;подкрепить свое положение;опровергнуть мнение

Слайд 12Появление риторики на Руси связано с принятием христианства и утверждением института

Церкви. Первыми выдающимися ораторами Руси были христианские проповедники, такие как Иларион. Наиболее известна его проповедь «Слово о законе и благодати», произнесенная в 1049 году в киевском храме Святой Софии. Среди известных проповедников Киевской Руси — Владимир Мономах, епископ Кирилл Туровский. В начальные периоды развития русской риторики особое развитие происходило в области религиозного красноречия, главным родом красноречия было духовное, религи­озное красноречие.
Такие же роды красноречия, как политическое и судебное, появились гораздо позже.
Судебное появляется лишь после реформы 1864 года и введения суда присяжных, политиче­ское — получило распространение лишь в среде революционеров (можно вспомнить яркие выступления Бакунина, Кропоткина, Веры Засулич.
Школой политического красноречия России стала Государственная Дума 1906-1917 гг.
Появление риторики на Руси связано с принятием христианства и утверждением института Церкви. Первыми выдающимися ораторами Руси были

Слайд 13В России осмыслил и развил на материале общественной словесности М.В. Ломоносов.
В.Г.

Белинский остро критиковал риторики первой половины XIX века, что расшатывало их теоретические устои.
Тема «красноречия» не угасала в обществе среди передовых литераторов, юристов, ученых.

В России осмыслил и развил на материале общественной словесности М.В. Ломоносов.В.Г. Белинский остро критиковал риторики первой половины

Слайд 14Виды речи:
говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;
слушание -

восприятие звуковых сигналов и их понимание;
письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;
чтение - восприятие графических символов и их понимание.
Виды речи: говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;

Слайд 15Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень

речевой культуры говорящего.

правильность речи
чистота
богатство
точность

логичность
уместность
выразительность
ясность

Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. правильность речи чистота

Слайд 16Мудрые пословицы
«От одного слова – да навек ссора»
«Бритва скребёт, а

слово режет»
«Слово пуще стрелы разит!»
«Ласковое слово – что вешний день»…

Мудрые пословицы«От одного слова – да навек ссора» «Бритва скребёт, а слово режет»«Слово пуще стрелы разит!» «Ласковое

Слайд 17 Публичная речь – это официальное выступление оратора, обращенное к широкой аудитории

с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия.
Публичная речь – это официальное выступление оратора, обращенное к широкой аудитории с целью информирования слушателей и оказания

Слайд 18Каковы цели публичной речи?
Основная цель – влияние на аудиторию. Донести до

неё необходимую информацию, эмоционально подготовить к предстоящему событию, поднять настроение, управлять поступками людей. Эти цели требуют от оратора определённого мастерства.
Каковы цели публичной речи?	Основная цель – влияние на аудиторию. Донести до неё необходимую информацию, эмоционально подготовить к

Слайд 19Оратор и его аудитория
Оратор
(лат. «orator» - «orare» - говорить) тот, кто

произносит речь, выступает с речью, кто обладает даром красноречия;
вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить (В. И. Даль).
Оратор и его аудиторияОратор(лат. «orator» - «orare» - говорить) тот, кто произносит речь, выступает с речью, кто

Слайд 20Известные ораторы
Ключевский Василий Осипович (1841-1911)
Говорил всегда неторопливо, что позволяло студентам записывать

лекции почти слово в слово. Лекционное мастерство заключалось и в музыке его речи, богатстве интонаций и фразировке, артистическом перевоплощении на кафедре в зависимости от рассказываемого сюжета, удивительности и красоте русского языка, чеканности произношения.
Известные ораторыКлючевский Василий Осипович (1841-1911)	Говорил всегда неторопливо, что позволяло студентам записывать лекции почти слово в слово. Лекционное

Слайд 21Известные ораторы
Ельцин Борис Николаевич (1931 - 2006)

«Показал себя упрямым, не сходящим

со своей позиции человеком. Выступления редки, а значимость и влиятельность их становились все меньшими. Стиль выступлений делался все более низким и свободно вульгарным, все более в своей разговорной стихии смахивал на заигрывание с народом, чем на серьезный разговор с ним» (В. И. Аннушкин).
Известные ораторыЕльцин Борис Николаевич (1931 - 2006)		«Показал себя упрямым, не сходящим со своей позиции человеком. Выступления редки,

Слайд 22 Важнейшее условие эффективности ПР – контакт со слушателями. Он предполагает общность

психического состояния оратора и аудитории на основе:
совместной мыслительной деятельности (интеллектуального сопереживания, решения одинаковых вопросов);
эмоционального сопереживания (оратор и его аудитория должны испытывать сходные чувства).
Важнейшее условие эффективности ПР – контакт со слушателями. Он предполагает общность психического состояния оратора и аудитории на

Слайд 23 Главными показателями взаимопонимания является положительная реакция на слова выступающего (их поза,

сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая тишина» в зале.
Главными показателями взаимопонимания является положительная реакция на слова выступающего (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки

Слайд 24Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:
Актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении проблемы, интересное

содержание выступления.
Личность оратора, его репутация.
Внешний вид.
Невербальные средства, поза, взгляд выступающего.
Заинтересованность речью.
Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:Актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении проблемы, интересное содержание выступления.Личность оратора, его репутация.Внешний вид.Невербальные

Слайд 25Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:
Харизма оратора.
Интересная форма преподнесения материала.
Произнесение речи (словесная импровизация).
Различные

коммуникативные умения.


Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:Харизма оратора.Интересная форма преподнесения материала.Произнесение речи (словесная импровизация).Различные коммуникативные умения.

Слайд 26Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:
Учёт особенностей аудитории:
Однородность/неоднородность аудитории: пол, возраст, национальность, образование,

профессиональные интересы, партийная принадлежность, жизненный опыт и др.
Количественный состав: многочисленная/немногочисленная аудитория: заражение, подражание, конформизм.



Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:Учёт особенностей аудитории:Однородность/неоднородность аудитории: пол, возраст, национальность, образование, профессиональные интересы, партийная принадлежность, жизненный опыт

Слайд 27Этапы подготовки к публичному выступлению
Определение темы речи:
Исходить из личного опыта, знаний

по выбранной теме.
Учитывать интерес слушателей.
Правильно формулировать тему (отражение содержания речи, конкретизация темы).
Определение цели выступления:
Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается: развлечь, побудить, проинформировать, настроить на конкретные действия и т.п.

Поиск материала.
Источники:
личный архив;
официальные документы;
научная, научно-популярная литература;
справочная литература: энциклопедии, словари, таблицы и др.

Этапы подготовки к публичному выступлениюОпределение темы речи:Исходить из личного опыта, знаний по выбранной теме.Учитывать интерес слушателей.Правильно формулировать

Слайд 28Изучение отобранной литературы.
Важен навык работы с жанрами справочного аппарата книги.
Осмысление

содержания прочитанного: чтение, пересказ, записи.
Накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными.

Изучение отобранной литературы. 	Важен навык работы с жанрами справочного аппарата книги.Осмысление содержания прочитанного: чтение, пересказ, записи.Накопление карточек

Слайд 29Структура речи
Введение (вступление, зачин, приступ).
Задача: подготовить слушателей к восприятию речи, заинтересовать,

вызвать интерес.
Зачин: интересный пример, пословицы, поговорки, крылатое выражение, юмористическое замечание, цитата.

«Поэтами рождаются, ораторами становятся»
М. Т. Цицерон

Структура речиВведение (вступление, зачин, приступ).	Задача: подготовить слушателей к восприятию речи, заинтересовать, вызвать интерес.	Зачин: интересный пример, пословицы, поговорки,

Слайд 30Существует четыре типа речевой культуры носителей литературного языка:
Элитарная – эталонная речевая

культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование Ей присуще строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.


Существует четыре типа речевой культуры носителей литературного языка:Элитарная – эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями

Слайд 31Среднелитературная характеризуется неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными

словами. Носителями этой речевой культуры является большинство образованных горожан.


Среднелитературная характеризуется неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями этой речевой культуры является

Слайд 323. Литературно-разговорный объединяет тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем.
4. Фамильярно-разговорный

тоже объединяет людей, которые используют разговорный стиль, но отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием.



3. Литературно-разговорный объединяет тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем.4. Фамильярно-разговорный тоже объединяет людей, которые используют разговорный

Слайд 33Риторика в своих ценностных рекомендациях всегда опиралась на элитарную культуру. К

овладению ей должны стремиться участники современного общества.

Риторика в своих ценностных рекомендациях всегда опиралась на элитарную культуру. К овладению ей должны стремиться участники современного

Слайд 34Виды речей
Ораторское искусство неоднородно.
Виды речей определяются с учётом функции, которую выполняет

речь с социальной точи зрения, ситуации выступления, темы и цели.
Социально-политические:
выступления, посвящённые вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, которые реализуются в парламенте, на митингах, общественных собраниях и т.п.

Виды речейОраторское искусство неоднородно.Виды речей определяются с учётом функции, которую выполняет речь с социальной точи зрения, ситуации

Слайд 35Академические:
учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение.
Судебные –
речи, произносимые участниками

судебного процесса (прокурором, адвокатом и др.).
Социально-бытовые:
развлекательные (эпидейктические), приветственные, юбилейные, застольные, поминальные, похвальные и др.
Богословско-церковные – проповеди, речи на соборе.

Академические: 	учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение.Судебные – 	речи, произносимые участниками судебного процесса (прокурором, адвокатом и др.).Социально-бытовые:

Слайд 36Определите тип следующей речи
«Нищета – это такая же болезнь на теле

общества, как проказа была болезнью человеческого тела. Нищета может исчезнуть, как исчезла проказа. Уничтожить нищету! Да, это вполне возможно! Законодатели и правители должны неустанно думать об этом, так как до тех пор, пока в этой области не сделано все возможное, их долг остается не выполненным…» (В. Гюго).
Определите тип следующей речи	«Нищета – это такая же болезнь на теле общества, как проказа была болезнью человеческого

Слайд 37Определите тип следующей речи
«Господа! Человек, которого только что опустили в эту

могилу, был один из тех, кого в последний печальный путь провожает весь народ. В наши времена мнимого величия не существует. Взоры теперь прикованы уже не к тем, кто царствует, а к тем, кто мыслит, и когда кто-нибудь из мыслителей уходит от нас, его смерть волнует всю страну… Имя Бальзака ярким лучом вольется в ту полосу света, которую оставит после себя наша эпоха… Господин де Бальзак был один из первых среди великих, одним из лучших среди избранных» (В. Гюго).
Определите тип следующей речи	«Господа! Человек, которого только что опустили в эту могилу, был один из тех, кого

Слайд 38ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
I. ПОДГОТОВКА
Подготовка материала (формат, оформление, регламенты)
Подготовка (внешний вид, репетиция,

запасной план)
Познакомьтесь с помещением
Страх публичных выступлений
Упражнения перед выступлением
II. Начало выступления
Приветствие. Контакт с аудиторией
Речь, Голос, Мимика, Жесты
Приемы придающие выступлению естественность
III. Как заканчивать выступление
IV. 10 ошибок начинающего оратора
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫI. ПОДГОТОВКА Подготовка материала (формат, оформление, регламенты)Подготовка (внешний вид, репетиция, запасной план)Познакомьтесь с помещениемСтрах публичных выступленийУпражнения

Слайд 391. Подготовка к выступлению
Подготовка материала (формат, оформление, регламенты)
Выступление не должно содержать

более семи основных идей, так как больше никто не запомнит.
Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.
Обратите внимание на оформление (иллюстрации, таблицы, графики)
Структура выступления (вступление (цель,задачи), основная часть, резюме или выводы (концовка)
Конспект (подготовьте доклад, маркером выделите основные мысли – их вы можете представить в презентации)
Не нужно перескакивать с одного вопроса на другой и возвращаться к нему снова- это бесцельное метание.
Все факты, освещающие вашу тему должны быть собраны, систематизированы, изучены, переварены.


1. Подготовка к выступлениюПодготовка материала (формат, оформление, регламенты)Выступление не должно содержать более семи основных идей, так как

Слайд 40ПОДГОТОВКА
Внешний вид
Одевайтесь опрятно и изящно. Сознание того, что вы хорошо одеты,

повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе. (Если у оратора мешковатые брюки, нечищеные ботинки, непричёсанные волосы, если из нагрудного кармана торчат авторучка и карандаши или если у женщины безвкусная, переполненная чем-то сумка, то слушатели, видимо, будут чувствовать к оратору столь же малое уважение, как он, наверное, испытывает к себе.)
Улыбайтесь! Выходите перед слушателями с таким выражением лица, которое должно говорить, что вы рады находиться перед ними.
ПОДГОТОВКАВнешний видОдевайтесь опрятно и изящно. Сознание того, что вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе.

Слайд 41ПОДГОТОВКА
Репетиция (отработка выступления)
Познакомьтесь с помещением
Страх перед выступлением (упражнения по преодолению)

ПОДГОТОВКАРепетиция (отработка выступления)Познакомьтесь с помещениемСтрах перед выступлением (упражнения по преодолению)

Слайд 42Страх публичного выступления
Страх публичного выступления возникает, как правило, из-за боязни поставить

себя в глупое положение, подвергнуться критической оценке, забыть текст, проявить некомпетентность и сделать глупые ошибки, показаться скучным и т.д. Вы, возможно, предложите и другие варианты. Но что бы это ни было – основа одна – боязнь потерять контроль.
Учащенное сердцебиение, неровное дыхание, сухость во рту, неприятные ощущения в желудке, тошнота, дрожь, неспособность логически мыслить, потеря уверенности в себе и усиление сомнений – это далеко не все, что обрушиваются на вас при публичном выступлении. Стоит вам подумать: «Я не знаю о чем говорить, я с этим не справлюсь», мозг тут же квалифицирует эту ситуацию как угрозу, а надпочечники начинают вырабатывать адреналин и норадреналин («сражайся или беги»), тревожные мысли приводят к усилению физического возбуждения. Учащается пульс, повышается потоотделение, дыхание становится более частым и менее равномерным – конечный результат – если вы не заставите себя успокоиться – паника.
Самое важное – снизить важность!
Главное, что нет ничего главного
(с) Макс Рикирмурт

Страх публичного выступленияСтрах публичного выступления возникает, как правило, из-за боязни поставить себя в глупое положение, подвергнуться критической

Слайд 43Упражнения
Способ быстро снять напряжение перед началом выступления
Вот 60-секундная процедура снятия

физического и умственного напряжения до начала выступления. Ее можно выполнять за письменным столом, в автомобиле или в каком-нибудь укромном месте.
• Сядьте как можно удобнее и ослабьте любую тугую одежду, обувь, галстук, ремень и т.п.
• Теперь напрягите мускулы, сжав кулаки и стараясь прикоснуться тыльной стороной запястий к плечам, а также нахмурьтесь и прижмите кончик языка к верхнему небу. Одновременно выпрямите ноги, потяните носки, втяните живот и сделайте глубокий вдох.
Задержитесь в таком положении, медленно считая до пяти. Почувствуйте, как растет напряжение в мышцах.
Затем сделайте медленный выдох и расслабьте все тело. Опустите плечи, разожмите пальцы и откиньтесь на стуле. Разгладьте лоб и разожмите зубы, позволив подбородку свободно опуститься.
Теперь сделайте второй вдох и задержите дыхание, медленно считая до пяти.
Следующие 15 секунд дышите медленно и глубоко. Во время каждого выдоха повторяйте про себя слово «спокойствие», стараясь почувствовать, как расслабляется каждая клеточка вашего тела.
И наконец, успокойте свои нервы, представив, что вы лежите на золотистом прогретом на солнце песке на берегу чистого синего океана. Постарайтесь сделать этот образ как можно ярче и удерживайте его в своем сознании в течение 30 секунд.

УпражненияСпособ быстро снять напряжение перед началом выступления Вот 60-секундная процедура снятия физического и умственного напряжения до начала

Слайд 44Есть ряд психологических приёмов, помогающих в борьбе со страхом:
расслабление и напряжение

всех мышц усилием воли;
пара глотков холодной воды;
спровоцированное зевание;
перенос веса тела с пятки на носок и обратно;
серия глубоких вдохов-выдохов;
движения челюстью, массаж скул;
растирание ладоней;
быстрый шаг, гимнастика;
выбор максимально удобной позы;
напевание любимой мелодии.
Несколько дельных советов:
Если вы чувствуете дрожь в коленках или руках, сделайте такое движение, как будто стряхиваете с них капельки воды.
Не будет лишним пригласить на выступление близких людей. Их поддержка позволит преодолеть страх.
В критичной ситуации просто признайте, что боитесь и улыбнитесь. Публика ценит честность. Но будьте осторожны. Этот приём нельзя использовать дважды.
При крайних обстоятельствах примите специальные средства вроде таблеток. Чтобы минимизировать вред, наносимый организму, существует гомеопатия.

Есть ряд психологических приёмов, помогающих в борьбе со страхом:расслабление и напряжение всех мышц усилием воли;пара глотков холодной

Слайд 45Начало выступления
Приветствие
Контакт с аудиторией
Голос
Речь
Позы
Мимика
Жесты

Начало выступленияПриветствиеКонтакт с аудиториейГолосРечьПозыМимикаЖесты

Слайд 46ГОЛОС
Говорите отчетливо, хорошо поставленным голосом. Согласитесь, невозможно воздействовать на слушателей и

«достучаться» до их разума и чувств, если вы говорите монотонно, хриплым, сипящим, гнусавым голосом. Работайте над голосом, репетируйте.
Голос должен быть слышен каждому слушателю независимо от размеров зала и одновременно не должен звучать слишком громко.

•Работа с каналами восприятия информации.

ГОЛОСГоворите отчетливо, хорошо поставленным голосом. Согласитесь, невозможно воздействовать на слушателей и «достучаться» до их разума и чувств,

Слайд 47Речь
Излучайте уверенность в себе, уважайте слушателей, относитесь к ним доброжелательно независимо

от возраста, пола, социального статуса. Слушатели сначала воспринимают оратора по внешности и манере поведения, и только потом оценивают то, что он говорит (это нормально, в обычной жизни мы тоже сначала оцениваем внешность собеседника).
Излагайте информацию простым и доступным языком, образно, эмоционально, не используя лишних деталей. Ваша речь должна быть понятна аудитории (например, не следует употреблять узкоспециализированные термины, если вы выступаете перед неподготовленными слушателями). Слушатели обязательно оценят, если вы расскажете о сложных научных проблемах простым и понятным языком.
Не используйте лишние слова, слова-паразиты («так сказать», «значит», «ну», «как бы»), жаргонные и вульгарные выражения (они могут вызвать у слушателей раздражение, насмешку или иронию). Темп речи должен быть таким, чтобы слушатели понимали, о чем вы говорите. Излишняя торопливость обычно вызвана робостью оратора, смысл быстро сказанных слов плохо воспринимается, слушатели не успевают следить за мыслью оратора.


РечьИзлучайте уверенность в себе, уважайте слушателей, относитесь к ним доброжелательно независимо от возраста, пола, социального статуса. Слушатели

Слайд 48РЕЧЬ
Слишком медленная, не эмоциональная речь, напротив, показывает безразличие оратора к выступлению,

а слушателям трудно улавливать смысл сказанного. (темп речи)
Ваша речь должна быть конкретной и вызывать у слушателей яркие зрительные образы. По-возможности следует избегать безликих, шаблонных, сухих речевых оборотов. Чем больше в речи оратора образности и экспрессии, тем лучше ее воспринимает (и запоминает) слушатель.

Используйте прямые обращения к аудитории, личные местоимения, чтобы вовлечь слушателей в решение освещаемой проблемы, пригласить к активному участию в обсуждении.

РЕЧЬСлишком медленная, не эмоциональная речь, напротив, показывает безразличие оратора к выступлению, а слушателям трудно улавливать смысл сказанного.

Слайд 49Приемы придающие выступлению естественность
Улыбайтесь
Приводите примеры, поясняйте
Согласно экспериментам, проведённым Институтом технологии Карнеги,

личность человека играет значительно большую роль в его деловых успехах, чем глубокие знания. Эта истина также верна в области ораторского искусства.
В каждом выступлении есть нечто помимо слов,- и это нечто имеет значение. Это отпечаток индивидуальности. «Дело не столько в том, что вы говорите, столько в том, как вы это говорите». Жизненная сила, живость и энтузиазм являются наиболее важными из тех качеств, которые в первую очередь должны быть привиты ораторам и преподавателям в области публичных выступлений.

Приемы придающие выступлению естественностьУлыбайтесьПриводите примеры, поясняйтеСогласно экспериментам, проведённым Институтом технологии Карнеги, личность человека играет значительно большую роль

Слайд 50Еще раз о страхе
Первое – нет идеальных людей! Всё относительно.
Второе –

всем не угодишь никогда! Всегда есть те, которые вам импонируют и те, которым вы не нравитесь. Научитесь это понимать и принимать.
Третье – ошибаются все! Но не все признают свои ошибки. Сказали не так, не оправдывайтесь, лучше попросите прощения или поясните, что немного запутались...  А лучше поблагодарите вашего слушателя за уточнение.
Четвертое – вы не можете знать все на свете! И никто не может!
Еще раз о страхеПервое – нет идеальных людей! Всё относительно.Второе – всем не угодишь никогда! Всегда есть

Слайд 51Как заканчивать выступление
Составьте резюме выступления – кратко повторите основные, важные тезисы
Концовка

речи действительно является её самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить. Не заканчивайте своё выступление словами:”Вот приблизительно всё, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу”.
Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете. Тщательно подготовьте концовку вашей речи заранее. Прорепетируйте её. Знайте почти слово в слово, как вы собираетесь закончить своё выступление.

Плавно заканчивайте свою речь.
Не оставляйте её не завершённой и разбитой.
Сформулируйте вывод, заключение
Поблагодарите слушателей за внимание

Как заканчивать выступлениеСоставьте резюме выступления – кратко повторите основные, важные тезисыКонцовка речи действительно является её самым стратегически

Слайд 5210 ошибок начинающего оратора
Ошибка 1: Несоответствие.
Когда содержание ваших слов расходится с

тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия.
Ошибка 2: Оправдания.
Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений.

10 ошибок начинающего оратораОшибка 1: Несоответствие.Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела,

Слайд 5310 ошибок начинающего оратора
Ошибка 3. Извинения
Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие

ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)».

10 ошибок начинающего оратораОшибка 3. ИзвиненияЭта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с

Слайд 5410 ошибок начинающего оратора
Ошибка 4: Глаза и брови
Вы действительно уверены, что

хорошо управляете своей мимикой?
Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко.
Ошибка 5: Подбор слов.
Мы слышим и понимаем
отдельные слова прежде,
чем понимаем все
предложение целиком.
Поэтому на значение отдельных
слов мы реагируем быстрее
и менее осознанно,
чем на значение предложений


10 ошибок начинающего оратораОшибка 4: Глаза и бровиВы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков

Слайд 5510 ошибок начинающего оратора
Ошибка 6: Отсутствие юмора.

Лучше информативной речи — только

интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием.

Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность — слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.
Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез. Смех — это живительная среда для работы мозга

10 ошибок начинающего оратораОшибка 6: Отсутствие юмора.Лучше информативной речи — только интересная речь! Добавьте в свою серьезную

Слайд 5610 ошибок начинающего оратора
Ошибка 7: Всезнайство.
Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов

ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются.


Ошибка 8: Суетливость.
Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами и делать прочие ненужные движения.

10 ошибок начинающего оратораОшибка 7: Всезнайство.Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от

Слайд 5710 ошибок начинающего оратора
Ошибка 9: Монотонность
Ничто не утомляет так, как доклад

на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия.


Ошибка 10: Отсутствие пауз
Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило они спешат заполнить их разной словесной чепухой и словами-паразитами («Ээээ... Значит так... Ээээ... Ну, что еще сказать...ммм»).

10 ошибок начинающего оратораОшибка 9: МонотонностьНичто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным

Слайд 58Заключение
Сразу овладеть всеми правилами нельзя. Это требует времени и практики. Не

зря вышеупомянутый Дейл Карнеги говорил: «Если вы хотите в совершенстве овладеть ораторским искусством, то практикуйтесь, практикуйтесь и еще раз практикуйтесь!»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Возможно все! На невозможное просто требуется больше времени.

ЗаключениеСразу овладеть всеми правилами нельзя. Это требует времени и практики. Не зря вышеупомянутый Дейл Карнеги говорил: «Если

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть