Презентация, доклад по русскому языку. Грамматическая эстафета. 5 класс.

Содержание

Встретившись, мы говорим:«Здравствуйте!».Прощаясь, мы говорим: «Будь здоров!»Почему мы так говорим?

Слайд 15 класс
Академический учебник
Под редакцией

Л.М. Рыбченковой


Павлова Елена Михайловна
МБОУ СОШ № 28 с УИОП
города Воронежа

Грамматическая эстафета по русскому языку

5 класс   Академический  учебник Под  редакцией  Л.М. Рыбченковой

Слайд 2
Встретившись, мы говорим:«Здравствуйте!».
Прощаясь, мы говорим: «Будь здоров!»
Почему мы так говорим?

Встретившись, мы говорим:«Здравствуйте!».Прощаясь, мы говорим: «Будь здоров!»Почему мы так говорим?

Слайд 3Вспомним историю!

Вспомним историю!

Слайд 4Наведите порядок в схеме
Языкознание – наука о языке, его природе, структуре,

закономерностях развития

Лексико
логия

Орфоэпия

Морфемика и словообразова
ние

Морфоло
гия

Синтаксис

Фонетика

Графика и орфография

Изучает написа
ние слов

Изучает произно
шение слов

Изучает звуковой состав языка

Изучает слова как части речи

Изучает словарный состав языка

Изучает словосоче
тания и предложе
ния

Изучает состав слов и образова
ние новых слов

Наведите порядок в схемеЯзыкознание – наука о языке, его природе, структуре, закономерностях развитияЛексикологияОрфоэпияМорфемика и словообразованиеМорфологияСинтаксисФонетикаГрафика и орфографияИзучает

Слайд 5Порядок в схеме наведён
Языкознание – наука о языке, его природе, структуре,

закономерностях развития

Лексико
логия

Орфоэпия

Морфемика и словообразова
ние

Морфология

Синтаксис

Фонетика

Графика и орфография

Изучает словарный состав языка

Изучает звуковой состав языка

Изучает произношение слов

Изучает написание слов

Изучает состав слов и образование новых слов

Изучает слова как части речи

Изучает сло
восочета
ния и предложения

Порядок в схеме наведёнЯзыкознание – наука о языке, его природе, структуре, закономерностях развитияЛексикологияОрфоэпияМорфемика и словообразованиеМорфологияСинтаксисФонетикаГрафика и орфографияИзучает

Слайд 6Шагает утром в школы
Народ твердит глаголы
Вся юная Москва
И сложные слова
Превратите набор

слов в текст
Шагает утром в школыНарод твердит глаголыВся юная МоскваИ сложные словаПревратите набор слов в текст

Слайд 7Может ли бык быть родственником пчелы?
????????????????

Может ли бык  быть родственником пчелы?????????????????

Слайд 8Родственники

Родственники

Слайд 9 Как родилась АЗБУКА?
И почему она хотела превратиться

в АЛЬФАБЕТ,
а стала АЛФАВИТОМ?

Такие необычные превращения

Как родилась АЗБУКА?  И почему она хотела превратиться в АЛЬФАБЕТ,  а стала АЛФАВИТОМ?Такие

Слайд 10Азбука
Алфавит

АзбукаАлфавит

Слайд 11На белых вёдрах вдоль бортов,
На каждой их семёрке,
Была фамилия «Багров» -


По букве на ведёрке.

Как русская грамматика объединяет стихотворение С.Я. Маршака«Быль-небылица» и картину Б.М.Кустодиева «Масленица»?

На белых вёдрах вдоль бортов,На каждой их семёрке,Была фамилия «Багров» - По букве на ведёрке.Как русская грамматика

Слайд 13Выберите слова (слова могут повторяться!!!)
1) с одинаковым количеством букв и

звуков;
2) в которых букв больше звуков;
3) в которых букв меньше звуков;
4) которых есть удвоенные гласные.

Бульон, явный, королева, воробьишка, праздник, люблю, зелёный, шевелится, счастливый, мальчик, всякого, обаяние,
ёжик, наблюдаю.

Посчитаем?

Выберите слова  (слова могут повторяться!!!)1) с одинаковым количеством букв и звуков;2) в которых букв больше звуков;3)

Слайд 14А теперь проверим!!!

А теперь проверим!!!

Слайд 15 Выпишите слова, которые имеют окончания, и выделите в них

окончания:
Синюю, клюю, няня, я, мышью, кешью, увы, морозы, сердце, кофе, малыши, киви.
?????

Ищем окончания!

Выпишите слова, которые имеют окончания, и выделите в них окончания: Синюю, клюю, няня, я, мышью,

Слайд 16Синюю (-юю)
Клюю (-ю)
Няня (-я)
Мышью (-ю)
Морозы (-ы)
Сердце (-е)
Малыши (-и)
Проверим себя!!!

Синюю (-юю)Клюю (-ю)Няня (-я)Мышью (-ю)Морозы (-ы)Сердце (-е)Малыши (-и)Проверим себя!!!

Слайд 17 - Где обедал,________________?
- В зоопарке у зверей.
 Пообедал я сперва
 За решеткою

у _________.
 Подкрепился у ________.
 У ______ попил водицы.
 Ел морковку у _________.
 С _________ поел пшена.
 Погостил у _________,
 Отрубей поел немного.
 Побывал я на пиру
 У хвостатых _________.
 Был на праздничном обеде
 У мохнатого __________.
 А зубастый ____________
 Чуть меня не проглотил.

Вместо слов подставьте картинки

- Где обедал,________________?- В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва За решеткою у _________. Подкрепился у ________. У ______ попил

Слайд 18- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
 Пообедал я сперва
 За решеткою

у льва.
 Подкрепился у лисицы.
 У моржа попил водицы.
 Ел морковку у слона.
 С журавлем поел пшена.
 Погостил у носорога,
 Отрубей поел немного.
 Побывал я на пиру
 У хвостатых кенгуру.
 Был на праздничном обеде
 У мохнатого медведя.
 А зубастый крокодил
 Чуть меня не проглотил.

Где обедал воробей?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

- Где обедал, воробей?- В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы. У моржа попил

Слайд 19 Для того чтобы написать настоящий шедевр, художнику необходимы
Настрой

, __________ , вдохновение.
В процессе творчества возникает
Вид , _____________ , зрелище.
Мы получаем
восторг, __________, ликование,
а к художнику приходит
успех, __________, признание

На месте пропуска должен быть синоним
женского рода!

Синонимы разного рода

Для того чтобы написать настоящий  шедевр, художнику необходимыНастрой  ,  __________ ,

Слайд 20Таблица синонимов

Таблица синонимов

Слайд 21 Исправьте ошибки , связанные со смешением паронимов.
Мы

прошли по открытой каменной долине к устью реки.
Я бы хотел задать вам личностный вопрос.
По небу ползла дождливая туча.
Не забудь одеть шапку.
Вокруг лежали строительские материалы.
Гоночная собака взяла след зайца.

Ох уж эти паронимы!!!

Исправьте ошибки , связанные со смешением паронимов.  Мы прошли по открытой каменной долине к

Слайд 22 Мы прошли по открытой каменистой долине к устью реки.

Я бы хотел задать вам личный вопрос.
По небу ползла дождевая туча.
Не забудь надеть шапку.
Вокруг лежали строительные материалы.
Гончая собака взяла след зайца.

Теперь всё правильно!

Мы прошли по открытой каменистой долине к устью реки.  Я бы хотел задать вам

Слайд 23Самородки русской грамматики

Самородки русской грамматики

Слайд 24Пары сложились

Пары сложились

Слайд 25????? Угадайте слова

и составьте с ними словосочетания
?????        Угадайте слова       и

Слайд 26Предание – семейное предание
Волшебная – волшебная зима
Проверит – проверит грамотность
Что мы

загадали?
Предание – семейное преданиеВолшебная – волшебная зимаПроверит – проверит грамотностьЧто мы загадали?

Слайд 27А) мужского рода
1. Тюль, щаве'ль, кофе
2. Кафель, пони, какао
3. Туннель, вермишель, трель
4.

Окно, фамилия, тополь

Б) женского рода
1. Мораль, яблоко, тушь
2.Туш, шампунь, повидло
3. Вуаль, ту'фля, мозоль
4. Ста'туя, жюри, простыня`

В) среднего рода
1. Рояль, молчание, турне
2. Шоссе, пенсне, пари'
3. Трю'фель, гуашь, капель
4. Апрель, солнце, огонь

Выполните мини-тесты

В каком ряду все слова

А) мужского рода;
Б) женского рода;
В) среднего рода?

А) мужского рода1. Тюль, щаве'ль, кофе2. Кафель, пони, какао3. Туннель, вермишель, трель4. Окно, фамилия, топольБ) женского рода1. Мораль, яблоко,

Слайд 28А) мужского рода
1. Т ю л ь, щ а в е 'л

ь, к о ф е
2. Кафель, пони, какао
3. Туннель, вермишель, трель
4. Окно, фамилия, тополь

Б) женского рода
1. Мораль, яблоко, тушь
2.Туш, шампунь, повидло
3. В у а л ь, т у` ф л я, м о з о л ь
4. Ста'туя, жюри, простыня`

В) среднего рода
1. Рояль, молчание, турне
2. Ш о с с е, п е н с н е, п а р и'
3. Трю'фель, гуашь, капель
4. Апрель, солнце, огонь

Выполните мини-тесты

В каком ряду все слова

А) мужского рода;
Б) женского рода;
В) среднего рода?

А) мужского рода1. Т ю л ь, щ а в е 'л ь, к о ф е2. Кафель,

Слайд 29
Решите задачки
неправда
неволя
невнимание

Решите задачкинеправданеволяневнимание

Слайд 30
Ответы найдены
правда
неправда
ложь
воля
неволя
плен
внимание
невнимание
рассеянность

Ответы найденыправданеправдаложьволяневоляпленвниманиеневниманиерассеянность

Слайд 31Степанова Татьяна, 10 класс
Язык родной, язык бесценный!
О, как могуч ты и

велик!
Для человека ты – друг верный.
Ты светел, чист, ты многолик!
Тебя мы все благословляем,
Ты нужен нам на все века,
Ведь нашу жизнь не представляем
Мы без родного языка!

Стихи из Интернета

Степанова Татьяна, 10 классЯзык родной, язык бесценный!О, как могуч ты и велик!Для человека ты – друг верный.Ты

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть