Слайд 1ЕГЭ
ЗАДАНИЕ 3
2019-2020 год
МБОУ СОШ №5 г. Алейск
Резнер Светлана Викторовна
Слайд 2Формулировка задания: "Прочитайте фрагмент словарной статьи... определите значение..."
Из демоверсии ЕГЭ по русскому языку
ФИПИ:
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЯВЛЕНИЕ, -я, ср.
Событие, случай. Странное, загадочное я.
Вообще всякое обнаруживаемое проявление чего-н. Физическое я. Явления природы. Социальные явления.
Возникновение, появление чего-н., кого-н. Я. народу.
В пьесе: часть акта (действия), в которой состав действующих лиц не меняется. Первое я. Пятое я.
Слайд 3Алгоритм выполнения задания
1) Внимательно прочитайте предложение.
2) Просмотрите каждое лексическое значение многозначного
слова, обратите внимание на примеры использования этого слова (примеры написаны после определения).
3) Не забывайте о методе исключения. Сразу вычеркивайте те значения, которые совершенно не соответствуют тематике текста. Зачастую вы знаете прямое (главное или наиболее употребляемое).
4) Чтобы проверить ответ, подставьте в текст определение, использованное в толковании.
Также прочитайте примеры и попробуйте подставить их в один ряд со словосочетанием из текста.
5) Выберите то значение, в котором слово использовано в данном контексте, запишите в ответ соответствующую цифру.
Слайд 4Многозначные слова: прямое и переносное значение слова.
В русском языке слова по
своему лексическому значению делятся на однозначные и многозначные. В данном задании будут представлены только многозначные слова, т.е. такие, которые имеют много значений. Из списка значений необходимо выбрать такое, которое использовано в представленном контексте.
Слайд 5Многозначные слова могут иметь прямое и переносное значение.
Прямое значение слова - это его
основное лексическое значение, сразу вызывает представление о предмете, явлении (мало не зависит от контекста).
Переносное значение - вторичное значение слова. Оно возникает, когда название предмета или явления переносится на обозначение прямых предметов или явлений. (в большей мере зависит от контекста)
Слайд 6Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Геотермальная энергетика давно уже не выглядит революцией: с тех
пор как были запущены первые установки, способные превращать земное тепло в полезные киловатты, прошло больше века. (2)Сегодня даже существует страна, которая полностью отказалась от других видов электростанций, — Исландия. (3)Можно с уверенностью сказать, что у геотермальной энергетики — большое будущее, … геотермальные станции — это почти perpetuum mobile (вечный двигатель).
Слайд 7Задание 1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера
этих предложений.
1) У геотермальной энергетики — большое будущее, так как геотермальные станции, способные превращать земное тепло в энергию, — это почти perpetuum mobile.
2) В настоящее время существует страна, которая отказалась от всех видов электростанций, кроме геотермальной.
3) Прошло больше века с тех пор, как были запущены первые геотермальные станции, поэтому можно сказать, что у геотермальной энергетики большое будущее.
4) Геотермальная энергетика давно не выглядит революцией, многие страны уже отказались от других видов электростанций.
5) Геотермальные станции, которые превращают земное тепло в киловатты, похожи на вечный двигатель, потому у геотермальной энергетики — большое будущее.
Слайд 8ЗАДАНИЕ 2
Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3)
предложении текста. Запишите этот союз.
Слайд 9ЗАДАНИЕ 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСТАНОВКА. Определите значение,
в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
УСТАНОВКА, -и, ж. р.
1. Действие по гл. установить — устанавливать (спец.). Установка телефона. Установка машины. Установка котла.
2. Устройство, механизм, установленный на надлежащем месте (спец.). Заводские установки. Радиотелеграфная установка.
3. Цель, направленность к чему-нибудь, ориентация на что-нибудь (неол.). Установка на новый быт. Целевая установка программы. Установка на художественное мастерство. Взять установку на качество продукции.
4. Принципы, директива, руководящее указание (неол.). Центр дал новые установки для составления плана.
5. Приспособление организма к наилучшему восприятию и реакции (псих.). Моторные установки. Сенсорные установки.
Слайд 10Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)На планете все меньше и меньше
диких животных: жирафов, слонов, носорогов, гепардов – люди начинают понимать,…они сами ответственны за уничтожение зверей. (2)Вешать на стены шкуры и рога уже не модно, носить одежду из меха и кожи редких животных – почти неприлично. (3) Падает спрос на ружья и картечь, а охота на четвероногих и пернатых сменяется новым популярным увлечением – фотосафари.
Слайд 11ЗАДАНИЕ 1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
Запишите номера этих предложений.
1) В настоящее время падает спрос на ружья, поскольку на планете становится все меньше жирафов и слонов.
2) Фотосафари – это новое увлечение, которое пришло на замену охоте, поскольку люди стали осознавать свою ответственность за то, что на планете становится все меньше диких животных .
3) В современном обществе носить одежду из меха и кожи редких животных неприлично, а охотиться на них – еще хуже.
4) Когда люди осознают, что они ответственны за исчезновение диких животных, они перестанут бесконтрольно убивать их и вешать рога и шкуры на стены.
5) Люди начали понимать, что они виновны в уменьшение численности диких животных и стали заменять привычную для них охоту новым увлечением – фотосафари.
Слайд 12ЗАДАНИЕ 2
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом
(1) предложении текста. Запишите этот союз.
Слайд 13ЗАДАНИЕ 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НОСИТЬ.Определите значение,
в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
НОСИТЬ, -шу, -ишь; н. в.
1. Взяв в руки (на руки) или нагрузив на себя, перемещать, доставлять куда-либо. Носить вещи в вагон.
2. Одеваться во что-н., иметь, держа всегда при себе, а также иметь в наличии (о бороде, усах, причёске). Носить светлые платья. Носить очки. Носить бороду.
3. Иметь какое-нибудь имя, фамилию. Носить свою девичью фамилию.
4. Иметь, заключать в себе, характеризоваться чем-н. Спор носит бурный характер.
5. Обладать чем-либо или же хранить это в качестве воспоминаний, впечатлений, чувств и т. п. Она носила в себе поистине неиссякаемый запас добра