Презентация, доклад по русскому языку Глаголы речи в русском языке

Актуальность исследовательской работы, предмет и объект исследования. Актуальность исследовательской работы заключается в постоянном интересе к  глаголам  речи в русском языке. «Глаголы говорения» чрезвычайно востребованы в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и учебной». 

Слайд 1ГЛАГОЛЫ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.А.БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»).


Выполнили: Кукушкина Кристина, Перминова Юлия, учащиеся 9 класса «В» МОУ Гимназия №8. Руководитель: Лысенко Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

ГЛАГОЛЫ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.А.БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»).  Выполнили: Кукушкина Кристина, Перминова Юлия,

Слайд 2Актуальность исследовательской работы, предмет и объект исследования.
Актуальность исследовательской работы

заключается в постоянном интересе к  глаголам  речи в русском языке. «Глаголы говорения» чрезвычайно востребованы в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и учебной».    Объект исследования –  тематические группы глаголов речи.
Предмет –  глаголы речи в повести М.Булгакова «Собачье сердце».


Актуальность исследовательской работы, предмет и объект исследования.   Актуальность исследовательской работы заключается в постоянном интересе к 

Слайд 3Цель и материал исследования. Структура и объем.
Цель: определить функционирование глаголов

говорения в повести М.Булгакова «Собачье сердце».   Материал: произведение М.А.Булгакова «Собачье сердце». Структура и объем исследования: 1. введение; 2. 3 главы; 3. заключение; 4. список использованной литературы.




Цель и материал исследования. Структура и объем. Цель: определить функционирование глаголов говорения в повести М.Булгакова «Собачье сердце».

Слайд 4Задачи данной работы и методы их решения.
Задачи: 1. дать общую характеристику

глаголов речи;
2. выбрать из произведения М. Булгакова «Собачье сердце» лексику, входящую в тематическую группу «глаголов говорения»;
3. определить стилистические особенности  глаголов речи  в повести. Методы:
1. описательно-аналитический; 2. сопоставительный; 3. метод контекстуального анализа.

Задачи данной работы и методы их решения. Задачи: 1. дать общую характеристику глаголов речи;2. выбрать из произведения

Слайд 5Глава 1. Общая характеристика глаголов речи.
Глаголы речи обозначают действие (в

широком смысле), совершаемое речевым аппаратом. Это произношение членораздельных звуков — отдельных слов и фраз — в процессе речевого общения.
Терминологическая определенность понятию речевой деятельности по Ф. де Сосюр – многогранность и бесформенность, поскольку она вторгается во все сферы человеческой деятельности. В ЛЗ глаголов, называющих процессы речи, отражается не только действие говорения, но и другие действия, обнаруживающиеся посредством говорения или протекающие параллельно с ним.

Глава 1. Общая характеристика глаголов речи. Глаголы речи обозначают действие (в широком смысле), совершаемое речевым аппаратом. Это

Слайд 6Глагол «говорить» как обозначение общего процесса говорения, его языковые значения.
Языковые значения:

1. “владеть устной речью”; 2. “владеть тем или иным языком в его I живом произношении”; 3. “произносить, выговаривать какие - либо единицы речи (звуки, слоги, слова, фразы и т.д.)”; 4. “выражать с помощью речи какие – либо мысли»; 5. “сообщать, рассказывать о чем - либо”; 6. “рассказывать, вести беседу”.


Глагол «говорить» как обозначение общего процесса говорения, его языковые значения.Языковые значения:  1. “владеть устной речью”;

Слайд 7Глагол «общаться» как идентификатор в группе глаголов общения.
В качестве идентификатора в

группе глаголов речевого общения выступает глагол «разговаривать», семантическая структура которого представлена двумя компонентами или семантическими признаками (дальше -СП) :
1. обмениваться с кем-либо мыслями, мнениями, сведениями;
2. вести разговор, беседу.

Глагол «общаться» как идентификатор в группе глаголов общения.В качестве идентификатора в группе глаголов речевого общения выступает глагол

Слайд 8Глава 2. Функционирование глаголов речи в повести М.Булгакова «Собачье сердце».
Принцип

деления групп глаголов речи по Л.М. Васильеву:
1. глаголы, характеризующие внешнюю сторону устной или
письменной речи;
2. глаголы, характеризующие содержание мысли, выражаемой
посредством устной или письменной речи;
3. глаголы, характеризующие коммуникативную сторону устной или письменной речи;
4. глаголы со значением речевого взаимодействия и контакта;
5. глаголы со значением побуждения, выражаемого посредством
устной или письменной речи;
6. глаголы со значением эмоционального отношения и оценки,
выражаемых посредством устной или письменной речи.

Глава 2. Функционирование глаголов речи в повести М.Булгакова «Собачье сердце». Принцип деления групп глаголов речи по Л.М.

Слайд 9Примеры из текста к 1-ому, 2-ому, 3-ему разряду.
1. Говорить, произносить,

молвить, вставить, повторить, добавить. «Не сразу, мой дорогой, - бормотал Филипп Филиппович». [1, с.208]
«Как же мне не вмешиваться, - обидчиво забубнил Шариков...» [1,  с.245] 2. Высказывать, выражаться, болтать, острить, намекать, выкрикивать. «Там пуговка есть такая, — выкрикивал Филипп Филиппович, стараясь перекричать воду, - нажмите её книзу… Вниз нажимайте! Вниз!» [1,  с.249]
3. Сообщать, передавать, докладывать тождественны по ЛЗ «сообщать что-либо кому-либо посредством речи». «Я нарочно не убрала, чтобы вы полюбовались, - расстроенно докладывала Зина, - ведь на стол вскочил, какой мерзавец!» [1,  с. 222]
«Боже мой! Ещё что-то! – закричал Филипп Филиппович, бросаясь к дверям». [1,  с. 247]






Примеры из текста к 1-ому, 2-ому, 3-ему разряду. 1. Говорить, произносить, молвить, вставить, повторить, добавить.  «Не

Слайд 10Примеры из текста к 4-ому, 5-ому, 6-ому разряду.
4.

Спорить, ответить, беседовать. «Ну, и что же? Какие результаты? - строго спросил Филипп Филиппович». [1,  с. 207]
«В спальне принимать пищу, - заговорил он придушенным голосом.. » [1,  с. 212] 5. Приказывать, просить, командовать, звать.   «Сюда их! - хищно скомандовал Филипп Филиппович». [1,  с. 215]
6. Опорочить, клеветать, кричать. «Господа!- возмущенно кричал Филипп Филиппович.- Нельзя же так! Нужно сдерживать себя». [1,  с. 210] В состав этого многочисленного класса входят два подкласса: 1. глаголы со значением эмоционального отношения; 2. глаголы со значением оценки (положительная   и  отрицательная).





Примеры из текста к 4-ому, 5-ому, 6-ому разряду.   4. Спорить, ответить, беседовать. «Ну, и что

Слайд 11Глава 3. Стилистические особенности глаголов речи в повести «Собачье сердце»

Стилистика - раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности. Стиль языка - это совокупность языковых особенностей - лексических, грамматических, фонетических, придающих речи определённую окрашенность, делающих её разговорной, научной, деловой и т.д.
Глава 3. Стилистические особенности глаголов речи в повести «Собачье сердце»  Стилистика - раздел науки о языке,

Слайд 12Стилистические средства, выражающие отношения к словам:
1. эмоционально окрашенные (экспрессивные). Выражают

отношение к предметам: уменьшительно - ласкательное, пренебрежительное, бранное; 2. стилистически-окрашенные выражения. бранное. Выражают отношение к слову:
разговорное, просторечное, народно - поэтичное, грубо - просторечное, высокое, сниженное. Обращение к языку М. Булгакова обусловлено: 1. особенностью творческого метода писателя, побуждающего предполагать высокую стилистическую активность лексической системы; 2. исключительной диалогичностью повести.



Стилистические средства, выражающие отношения к словам: 1. эмоционально окрашенные (экспрессивные). Выражают отношение к предметам: уменьшительно - ласкательное,

Слайд 13 Выводы:
1. Тематическая группа глаголов речи в повести представлена большим

количеством (629 единиц) слов с различными семантическими оттенками. 2. Общим смысловым идентификатором глаголов речи является опорное слово говорить, совмещающее в своем значении все аспекты речевой деятельности: произносительный, экспрессивный, коммуникативный. Этот глагол и его производные встречаются в повести около 90 раз. Наиболее употребительны следующие формы этого глагола:
говорил – 22; говорите – 11; говорю – 9; говорил – 9; говорить – 7; выговорил – 4; говорят – 4; говорила – 3; заговорила – 3; разговаривают – 2;  проговорил – 2; поговорить – 1; выговорила – 1;  поговорил – 1.


Выводы:  1. Тематическая группа глаголов речи в повести представлена большим количеством (629 единиц) слов

Слайд 14Выводы:
3. По одному разу М. Булгаковым употреблены в повести такие

глаголы как: повторить, прошипеть, узнать, буркнул, выкрикивал, промычал, охнула, окликнул, болтала, восклицал, проповедовать, посоветовал. 4.Также убедились, что   глаголы речи, относящиеся к тематической группе глаголов говорения, представлены следующими цифрами: молвить 26 повторить 5 бубнить 2 кричать 26 приказать 5 шептать 2 воскликнуть 19 греметь 5 сказать 40
спрашивать 17 возразить 4 спросить 40 отозваться 16 предложить 4 ответить 60 бормотать 11 утверждать 4 ругать 7 реветь 5 орать 3 выть 7 произнести 9 шепнуть 3 перебить 7
добавить 8 бурчать 2 выражаться 2 рявкнуть 2 вопить 3 сообщать 3

Выводы: 3. По одному разу М. Булгаковым употреблены в повести такие глаголы как: повторить, прошипеть, узнать, буркнул,

Слайд 15Список источников литературы:

1. Булгаков М.А. Рассказы. Повести. – М., 2002.


2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М: Логос, 2002. – С. 528.
3. Васильев Л.М.  Семантика русского глагола. – М.: Высшая школа, 1981.- С.184.
4. Виноградов В.В. Русский язык. – М.: Высшая школа, 1986. 
5. Глаголы говорения в функции введения прямой речи как средство художественно-образной конкретизации // Функциональные разновидности речи в коммуникативном аспекте. – Пермь, 1988.- с.128-135.
6. Грамматика современного русского литературного языка. – М., 1970.
7. Иванова Т.А. Особенности функционирования говорить – сказать в составе вводных элементов // Разноуровневые единицы языка иих функционирование в тексте. – СПб., 1992. – с.72-77.
8. Лексико – семантические группы русских глаголов. – Иркутск, 1989. – 176с.
9. Лексико – семантические группы русских глаголов: Учебный словарь – справочник. Свердловск, 1988. – С.154.
10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1960.
11. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. – М., 1996.
12. Словарь современного русского литературного языка: В 17 томах. – М., 1950 1965.(= БАС).

Список источников литературы: 1. Булгаков М.А. Рассказы. Повести. – М., 2002. 2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть