Слайд 1Фразеология - удивительная страна
Подготовила: Потапова С.Л, учитель русского и литературы МБОУ
«СОШ №1г.Макарова»
Слайд 2
Фразеологизмы- это перлы, самородки и самоцветы родного языка.
А. И. Ефимов.
Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его богатство.
В. Г. Белинский
Слайд 3Фразеология
Фразеология
-раздел лингвистики, изучающий устойчивые словосочетания.
Фразеологизмы
– это устойчивые сочетания слов, цельные
по своему значению.
Слайд 51. Загадки-складки
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой
не разольёшь
Товарищ мой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь медвежью услугу.
Слайд 6Загадки- складки
Фальшивят, путают слова.
Поют, кто в лес кто по дрова.
Ребята слушать
их не станут:
От этой песни уши вянут.
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк.
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили ноги.
Слайд 7Загадки-складки
За домом едва
Пожелтела трава.
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя
рукава.
Другой засучив рукава.
Оказался молодцом.
Смог осилить ношу.
Не ударил в грязь лицом
И не сел в калошу.
Слайд 82. Значение фразеологизмов
КОМАНДА №1
СВЕТЛАЯ ГОЛОВА
КОМАНДА №2 РУБАХА-ПАРЕНЬ
1.Кот наплакал-
2.Съесть (на чём-либо) собаку-
3.Хоть
пруд пруди-
4.Зарубить себе на носу-
5.В мгновение ока-
6.Мозолить глаза-
7.Светлая голова-
8 Верста коломенская-
9.Дамоклов меч-
10.Заткнуть кого-либо за пояс-
1. Хоть шаром покати-
2.Спустя рукава-
3.Водить кого-либо за нос-
4.Кричать во всю Ивановскую-
5.Следы заметать-
6.Кровь с молоком-
7.Рубаха-парень-
8.Сизифов труд-
9.Водой не разольёшь-
10.Попасть в переплёт-
Слайд 104. В двух словах
Команда №1 Светлая голова
1.Вадим немногословен, говорит он
не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим?
(редко, да метко)
2. Дядя Миша умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает, и планер. Как можно назвать дядю Мишу?
(мастер на все руки)
3. Только что мы вспоминали о Викторе. А он тут как тут, пришёл. Что говорят в таком случае?
(лёгок на помине)
Слайд 11В двух словах
Команда №2 Рубаха-парень
1.Наш друг говорит всегда обдуманно, напрасно ничего
не скажет. Если пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко?
(слов на ветер не бросает)
2. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом?
(вышел сухим из воды)
3. Мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки и расскажем обо всём. Что мы сделаем?
(выведем его на чистую воду)
Слайд 125. Найдите фразеологизмы в рассказе «Попались на удочку»
Слайд 13Физкультминутка
Качать головой (сомневаться)
Всплеснуть руками (удивиться)
Стоять как каменный (неподвижно)
Втянуть голову (сжаться)
Из угла
в угол( в разных направлениях)
Вскинуть брови (удивиться)
Держать язык за зубами (молчать)
Куда ни поверни (в любом направлении)
Выпучить глаза (изумлённо уставиться на кого-либо)
Заливаться смехом (смеяться звонко и радостно)
Слайд 146. Что это?
Команда №1 Светлая голова
1. Его вешают, приходя в
уныние; его задирают , зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
(Нос)
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
(Уши )
3. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто- нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит
(Ветер)
Слайд 15Что это?
Команда № 2 Рубаха-парень
1. Её заваривают, затевая какое-либо неприятное
дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; она в голове у путаников
(Каша ).
2. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей .
(Вода )
3.Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего
(Язык )
Слайд 167. Помощь иностранцам
1. У нас было собрание, на котором мы выбирали,
куда нам пойти на каникулы. Сначала мы решили, что пойдём в зоопарк, потом передумали и захотели пойти в кино, потом в парк, потом в театр. И наш учитель сказал, что у нас семь пятниц на неделе. Мы очень огорчились, потому что мы не хотим, чтобы неделя состояла из одних пятниц. Мы очень любим воскресенье, когда у нас нет уроков.
Слайд 17Семь пятниц на неделе
Так говорят о непостоянном человеке, который часто меняет
своё мнение. ( В старину пятница была базарным днём. В пятницу, получая товар, купцы давали слово привести деньги за него через неделю, в следующую пятницу. О тех, кто нарушал это обещание, говорили, что у них семь пятниц на неделе. Это значит, что верить ему нельзя.
Слайд 18Помощь иностранцам
2. Наши мальчишки ничего не боятся: ни двоек, ни замечаний
в дневнике, ни родителей, ни учителей. Им всё нипочём! И наш учитель сказал, что им всё как с гуся вода. Все девчонки рассмеялись, потому что наши мальчики чем-то напоминают гусей, особенно когда они дерутся и нападают друг на друга.
Слайд 19Как с гуся вода
Как с гуся вода - это часть древнего
заклинания, которое произносили знахарки или родители , купая детей: «С гуся вода, а с нашего мальчика (или девочки) худоба» Люди верили, что от этих слов болезнь сойдёт так же, как с гуся вода. Известно, что перья гусей покрыты жирной смазкой , поэтому вода не смачивает их, а скатывается каплями.
Так говорят о тех, кому всё нипочём, безразлично.
Слайд 208. Путаница
Крокодил в мешке.
Как с совы вода.
Утиная песня.
Тигриная
доля.
Конское упрямство.
Стреляный петух.
Подложить барана.
Барсучья услуга.
Собачьи слёзы
Буриданов медведь
Слайд 2310. Домашнее задание
Рассказ № 1
«Неудачный урок»
( 10 фразеологизмов)
Рассказ № 2
«Туризм»
(8 фразеологизмов)
Слайд 25М. А. Шолохов
Многообразны человеческие отношения, которые запечатлелись в народных изречениях и
афоризмах. Из бездны времени дошли до нас во фразеологических сочетаниях радость и страдания людей, смех и слёзы, любовь и гнев, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.