Слайд 1Формирование культуры устной и письменной речи учащихся
5 класса через внедрение
технологии развивающего обучения на уроках русского языка
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ с.Константиновка
муниципального района Большеглушицкий
Самарской области
Вязанкина Татьяна Викторовна
Слайд 2Актуальность итоговой работы
В современном мире роль культуры общения непрерывно возрастает,
так как язык способствует более глубокому познанию окружающего мира, налаживанию коммуникативных контактов, развитию мышления. В то же время у детей слабо сформированы речевые навыки.
Слайд 3Цель
Применить технологию развивающего обучения на уроках русского языка в 5 классе
для формирования культуры устной и письменной речи.
Слайд 4Задачи
1.Расширить и углубить теоретические сведения по технологии развивающего обучения.
2.Познакомиться с достижениями Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова.
3.Внедрить технологию развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова в обучение пятиклассников ГБОУ СОШ
с. Константиновка.
Слайд 5Ожидаемые результаты
Расширение и углубление теоретических сведений по технологии развивающего обучения привело
к выводу, что чрезмерное увлечение одним направлением не даст хорошего результата даже в нем. Успешное развитие человека может быть обеспечено только при разумном совмещении нескольких технологий обучения.
Знакомство с достижениями В. В. Давыдова – Д. Б. Эльконина позволило утверждать, что в возрасте 9-11 лет познавательная деятельность ребенка будет успешной, если в течение данного периода его жизни у него будут сформированы абстрактно-теоретическое мышление, способность к осознанному и целенаправленному управлению поведением, активность в учебной деятельности.
Использование технологии развивающего обучения на уроках русского языка в 5 классе ГБОУ СОШ с.Константиновка должно привести пятиклассников к «активному и заинтересованному познаванию мира, осознанию ценности труда, науки и творчества».
Слайд 6Теоретическое описание модели
Развивающее обучение — направление в теории и практике
образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.
Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве со взрослыми, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю.
Слайд 7Описание изменений в образовательном процессе
Современные стандарты по русскому языку и литературе
требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры.
Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы им было интересно приобретать новые знания, умения и навыки.
Слайд 8Содержательно-технологический блок
Обучение русскому языку предоставляет учителю большие возможности в работе
над развитием мышления школьников. Правильно, системно организованная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и таланта.
Слайд 9Содержательно-технологический блок
Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта - реализация идеи
"Обучение через открытие".
На уроке русского языка «Загадки слова» в 5 классе можно использовать эвристические задачи, они могут быть предложены и для домашней работы. Например, к вопросу о частях слова предлагается следующая задача:
Спросил учитель : «В слове «паровоз»
Где корни? Кто ответит быстро?»
«В нем нет корней, но много есть колес,
И есть еще два сменных машиниста.»
- Почему ученик не понял вопроса учителя?
Решая эту задачу, дети овладевают умением соотносить предметы реальной действительности и слова, называющие эти предметы.
Слайд 10Содержательно-технологический блок
Деятельностный подход в обучении предполагает, что:
- знания приобретаются и проявляются
только в деятельности;
- за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.
Урок «Подготовка к сочинению-описанию по картине».
- Послушайте загадку и найдите ответ к ней:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
- А какая часть речи помогает нам в загадке узнать снег? Для какого типа текста характерно частое использование имен прилагательных?
Можно применить на этом уроке метод «мозгового штурма»
На первом этапе создаем банк идей. Рабочие группы получают задания, которые помогут определить роль прилагательных в речи.
Задание первой группе: у прилагательных не было своих рода, числа, падежа. Как помочь прилагательным обрести эти грамматические категории? (Попросить у существительных, предложить ему свои услуги взамен этих категорий)
Задание второй группе: представьте такую ситуацию, что из нашей речи исчезли все прилагательные. Что может произойти? (Катастрофа, все станет серым)
На втором этапе нужно проанализировать все свои идеи. Какие из них самые важные, докажите!
На третьем этапе обработайте свои результаты, сделайте окончательный вывод.
Подведение итогов работы в группах:
– К какому выводу мы пришли? Какова роль прилагательных? (речь с прилагательными богаче, образнее).
Слайд 11Содержательно-технологический блок
Коммуникативный или дискуссионный подход. Он предполагает, что ученик на какое-то
время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
Урок по культуре общения «Язык мой – друг мой». Рассказывая басню о философе Ксанфе и баснописце Эзопе, учим детей анализу речевых ситуаций, развиваем навыки культуры общения, вырабатываем умение выбирать интонацию в устной речи, воспитываем любовь и уважительное отношение к русскому языку, способствуем повышению уровня речевой культуры учащихся.
Приходим к выводу: «Слово – это тот инструмент, которым человек может повлиять на другого. Поэтому прежде чем что-то сказать, обязательно надо подумать, так как «доброе слово лечит, а худое калечит».
Слайд 12Контрольно-оценочный блок
В системе общего среднего образования русский язык занимает ведущее
место, т.к., являясь самостоятельным учебным предметом, он в то же время служит средством приобретения знаний по всем другим дисциплинам школьного цикла, формирования духовного мира человека, развития личности школьника, приобщения ее к национальной культуре русского народа.
Слайд 13Выводы
Проблема снижения интереса к предмету, низкий уровень развития познавательной
активности, слабо сформированные навыки культуры речи учащихся привели меня к поиску новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, к внедрению и апробации современной образовательной технологии, которая позволила бы активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся. Технологии развивающего обучения позволяют учащимся самостоятельно добывать знания путем собственной творческой деятельности, позволяют создать и удерживать устойчивый интерес к учебному труду, развивать устную и письменную речь. «Обучение ребенка должно вести за собой его развитие – только в этом случае обучение можно признать хорошим»