Презентация, доклад по русскому языку ЕГЭ Задание 23 Средства связи предложений в тексте.

Содержание

Алгоритм действий. Обязательное чтение всех предложений, в которых необходимо вести поиск — выявление формальных показателей связи предложений — определение наличия связи между двумя предложениями — запись ответа цифрами только одного предложения (в клеточке должен находиться один

Слайд 1Задание 23
Средства связи предложений в тексте
(Среди предложений … найдите такое, которое

связано с предыдущим при помощи… Напишите номер этого предложения).

Кудрявцева Алина Альбертовна,
учитель русского языка и литературы

Задание 23Средства связи предложений в тексте(Среди предложений … найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи… Напишите

Слайд 2Алгоритм действий.
Обязательное чтение всех предложений, в которых необходимо вести поиск

— выявление формальных показателей связи предложений — определение наличия связи между двумя предложениями — запись ответа цифрами только одного предложения (в клеточке должен находиться один символ).

Алгоритм действий. Обязательное чтение всех предложений, в которых необходимо вести поиск — выявление формальных показателей связи предложений

Слайд 3Аналитический отчёт ФИПИ:…Низкие результаты выполнения задания фиксируются в случаях, когда средство

связи – местоимение – «спрятано» внутри следующего предложения либо средством связи являются контекстные синонимы или антонимы…
Аналитический отчёт ФИПИ:…Низкие результаты выполнения задания фиксируются в случаях, когда средство связи – местоимение – «спрятано» внутри

Слайд 4Лексические средства связи:

1) Лексический повтор – повторение одного и того же

слова
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

Лексические средства связи:1) Лексический повтор – повторение одного и того же словаВокруг города по низким холмам раскинулись

Слайд 52) однокоренные слова
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу

между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)

2) однокоренные словаКонечно, такой мастер знал себе  цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым,

Слайд 62) Синонимы. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки

и никого не боялся.
Контекстные синонимы.

2) Синонимы. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.Контекстные синонимы.

Слайд 73) Антонимы.
У природы много друзей. Недругов у неё значительно

меньше.

3) Антонимы. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

Слайд 84) Описательные обороты
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со

столицей. (Ф.Абрамов)

4) Описательные оборотыПостроили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Слайд 91) личные местоимения
1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он

воркует диким голубком.2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

Грамматические средства связи:

1) личные местоимения1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.2. Призыв об охране

Слайд 102) указательные местоимения (такой, тот, этот)
1. Над посёлком плыло тёмное небо

с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

2) указательные местоимения (такой, тот, этот)1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды

Слайд 113) местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
Он [Николай Ростов] знал,

что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

3) местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению

Слайд 124)союзы (преимущественно сочинительные)
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и

земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)
4)союзы (преимущественно сочинительные)Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость

Слайд 135) частицы

5) частицы

Слайд 146) вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
Молодые

люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

6) вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)Молодые люди говорили обо всём русском с

Слайд 157) единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени,

которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён
Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

7) единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность

Слайд 168) неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет

Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
9) синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

8) неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне:

Слайд 17 (8) Она правильная, но она не учитывает меня же самого

как конкретного человека, для которого русский язык родной. (9) А у этого конкретного человека имеются свои вкусы и предпочтения, а также, безусловно, свои болевые точки. (10) Отношение к родному языку не может быть только профессиональным, потому что язык – это часть нас всех, и то, что происходит в нем и с ним, задевает нас лично, меня, по крайней мере. (11) Точнее всего об этом сказал Николай Глазков.

23. Среди предложений 8–11 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи сочинительного союза, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(8) Она правильная, но она не учитывает меня же самого как конкретного человека, для которого русский

Слайд 18(43) Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! (44) Написать

его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. (45) Мы ленивы и нелюбопытны… (А.С.Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». 1835 г.)

23. Среди предложений 43-45 найдите такое, которое присоединяется к предыдущему с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(43) Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! (44) Написать его биографию было бы делом его

Слайд 19(11) И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается

с возрастом. (12) Молодость – это время сближения. (13) И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. (14) В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им.

B7. Среди предложений 11 – 14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью сочинительного союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(11) И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. (12) Молодость – это

Слайд 20(9) Если развлекательное чтение – только отдых и удовольствие, то серьезная

литература – это еще и работа, работа души. (10) Искусство вообще откликается на заложенную в человеке потребность в прекрасном. (11) А восприятие красоты связано с душевным усилием: не зря его часто называют «восхождением» или «дорогой» к прекрасному. (12) И для того чтобы совершить такое восхождение, нужны тренировки. (13) Эстетическое чувство есть у каждого человека, но его следует развивать, иначе эталоном прекрасного останутся пошловатые песенки и дешевые мелодрамы. (14) Это нулевой уровень, и, чтобы удержаться на нем, усилий не требуется. (15) А движение вверх трудно. (16) Более того, оно сделается и вовсе невозможным, если человек спросит: «Зачем мне это надо?» (17) Пожалеть такого человека, готового всю жизнь довольствоваться подделками, можно, а вот ответить на его вопрос нельзя. (18) Разве что старым афоризмом: «Если надо объяснять, то не надо объяснять». Из энциклопедии для детей «Всемирная литература ХIХ и ХХ века».

23. Среди предложений 9–18 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения.

(9) Если развлекательное чтение – только отдых и удовольствие, то серьезная литература – это еще и работа,

Слайд 21 (9)Инспектор попросил контрольную по математике. (10)Неудовлетворительную оценку экзаменаторы выставили в

строгом соответствии с утверждёнными нормами, и потому не могло быть никаких сомнений в её справедливости. (11)Но… речь шла о судьбе талантливого гимназиста. (12)Трудно сказать, какими последствиями для юноши обернулось бы это исключение. (13)Не погибнет ли в нём природный дар?

23. Среди предложений 9 – 13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(9)Инспектор попросил контрольную по математике. (10)Неудовлетворительную оценку экзаменаторы выставили в строгом соответствии с утверждёнными нормами, и

Слайд 22 (9)Инспектор попросил контрольную по математике. (10)Неудовлетворительную оценку экзаменаторы выставили в

строгом соответствии с утверждёнными нормами, и потому не могло быть никаких сомнений в её справедливости. (11)Но… речь шла о судьбе талантливого гимназиста. (12)Трудно сказать, какими последствиями для юноши обернулось бы это исключение. (13)Не погибнет ли в нём природный дар?

23. Среди предложений 9 – 13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(9)Инспектор попросил контрольную по математике. (10)Неудовлетворительную оценку экзаменаторы выставили в строгом соответствии с утверждёнными нормами, и

Слайд 23Ответы:
29,
9,
44,
13,
14,
13.

Ответы: 29, 9, 44, 13, 14, 13.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть